Участник 16. Худ. галерея. Русские художники

За выкуп

Подъехала к церкви карета, в упряжке из трёх рысаков,
Невеста роскошно одета, сошла, поклонившись, без слов.
Припухшие бледные веки, ни малой кровинки в лице,
Горючих слёз вылиты реки, пред тем, как явиться в венце.

Мерцали церковные свечи, священника голос звучал,
Поникшие девичьи плечи, казалось, похожи на тал.*
Стонала душа юной девы о несправедливой судьбе,
Засохнут листочки на древе, чей ствол, погибая, согбен.

Отда'ли дитя против воли за выкуп, обещанный в срок,
Лишив лучшей девичьей доли... Достался супруг - старичок.
Погасли былые надежды, рассыпались прахом мечты,
Что грезились девушке прежде в объятьях густой темноты.

Жених любовался невестой, свершив "заключительный бал",
Пред Божьим распятьем был честен, где в верности ей присягал.
Легко ль старику будет видеть, как мается птица в силках,
Но знать, так угодно планиде**...
                Где радость, а где - жизнь в слезах...


* тал - плакучая ива, с поникшей листвой,
** планида - рок, судьба.


В 2002 году В Третьяковскую галерею поступил портрет, сделанный в 1907 году, на котором написано: Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Последние годы жизни П.М. Варенцова проживала в Москве в "Мазуринской богадельне", там доживали свой век одинокие, не имеющие семьи, женщины.


По картине «Неравный брак». В.Пукирёв


Рецензии
Жених, похоже, не устал
Смотреть на плечи - чистый тал!
На прочее ему смотреть
Опасно: может помереть.

Пётр Кольцов   12.05.2023 00:09     Заявить о нарушении