ЧАМУ Я НЕ ПАН

(на белорусском языке)

Я - раб, з рыдлёўкай у руках,
Паўсоткі з жонкай мы трымаем,
А быў жа час, што пры панах
Па сотнях дзесяцін трымалі!

Трохпавярховік* - мой куток,
Ня буду панам, не чакайце,
Няхай не сонца - паталок,
Але яго лічу за шчасце.

*Трохпавярховік - местное наречие: трехэтажный панельный дом в районном центре.


05.04/23


Рецензии
Я раб с лопатою в руках,
Полсотки мы с женой вскопали.
А было время при панах -
По десять соток поднимали.

Мой дом не так-то уж высок,
Не буду паном, не мечтаю,
Пускай не солнце - потолок,
Но это счастье, я считаю.

Не знаю, насколько верно поняла без переводчика. Спасибо, Василий! Копайте огород и радуйтесь каждому дню!))

Галина Рудакова   05.05.2023 22:31     Заявить о нарушении
Галина, так и есть. Вы удивительно легко понимаете белорусский язык. Спасибо.
Дословно так. Но я не сумел вложить мысль о земле - что мы расстались с нею, живем в городских квартирах, и только тяга, древняя, крестьянская, осталась в виде полсотки и лопаты.
Занимаясь историей своего края, недавно узнал поразительный факт. В конце существования Речи Посполитой и Великого княжества Литовского имением Торонковичи (Витебская область) распоряжался генерал-адъютант Цехановецкий. Он был "главным" в большом поместье, снимал "сливки". А вокруг расплодилась так называемая мелкопоместная чиншевая шляхта - 17 человек. Их называли панами, они либо арендовали куски, либо остались коренными, с давних пор. За свои наделы они платили генералу чинш - денежный взнос. Ну, и, конечно, использовали крестьян-христиан - деревенцев, которые на них "пахали".
Так была устроена система. Когда государство разделили, пришла Российская империя. Началась "люстрация" земель, и крестьян - "рабов" стало больше: многие мелкие собственники потеряли свои наделы. Их привязали к магнатам, которые укрепились и назывались теперь помещиками. Цехановецкие построили дворец в Бочейково и стали могучим кланом в империи. А положение крестьян еще более ухудшилось. Некоторые имели свои участки, но уже не только чинш платили, а и отрабатывали поденщину на панской земле. Реформа 1861 года обязывала помещиков выделять часть земли для крестьян, но они должны были ее выкупать. Как это - я веками на ней жил, а теперь должен заплатить за то, что жил? Коренного преобразования не случилось.
И только Ленин преобразил крестьянство. Ну, а Сталин все похоронил, он сделал ставку не на землю, а на индустриализацию по американскому образцу, и начал вооружаться. Теперь земля служила полигонами для армейских баз.

Василий Азоронок   06.05.2023 08:24   Заявить о нарушении
Василий, может быть, вы и вложили эту мысль, но я не постаралась заглянуть глубже.
В истории нашей много белых пятен, много от нас скрывали, правители переписывали каждый под себя, поэтому очень интересно узнавать такие факты.

Галина Рудакова   06.05.2023 23:50   Заявить о нарушении
Да, история этого стихотворения - под впечатлением фактов, добытых в архивах, и результат исследования далекой старины.
Мы многого не знали, а самое главное, исключили познание корней своих. Мы даже не интересовались своей родословной, не спрашивали бабушек и дедушек. Это поразительно!
Так же мы потеряли интерес к земле. Деревня не прельщает, мы бежим от нее, замыкаясь в трех-, чатырех-, пяти-, а теперь уже и более высотных железобетонках. "Трохпавярховік" - это 3-этажный панельный дом в районном центре, где живет мой родственник. Его позиция и стала поводом для стиха, он считает, что полсотки земли под общим домом достаточно для "шчасця" - счастья.
Люди на земле - крестьяне, были свободнее, независимее нас, сегодняшних. Без своего кусочка земли мы никто - рабы, и всем нам легко повязать на рты повязки и отдать единую команду. И мы, как оловянные солдатики, помаршируем туда, куда нам укажут.
Галина, я возвращаюсь к теме Вашей фамилии. Вы что-то ранее говорили, что Рудаковы связаны с Беларусью. Я сейчас исследую историю Свядского поместья (на "Прозе.ру"), откуда мои предки по материнской линии, и следующая глава будет про Рудню.

Василий Азоронок   07.05.2023 15:21   Заявить о нарушении