не Моцарт

И не избыть вины, хоть как тут ни пляши -               
от печки, к ней, вокруг, а совести не спится,
и благостный покой, построенный на лжи,
вопроса не решит - ну как тебе, тупица?
Кого ты обманул? Себя? Доверчив, брат.
Других? Но кто из них не умничал когда-то?
Спрошу, когда года висок посеребрят -
кто смерти мне желал, кому хватило яда?
Сальери, чем живёшь, ну, как твои персты?
Есть гибкость в них ещё? Ведь музыка разъята,
Но я не Моцарт, нет, живу средь суеты,
тот реквием писал, а я-то, брат, а я-то
простецкие стишки. Мне голову сечёт
совсем не меч толпы. Повинен я? Не верю.
Виновен? Может быть, но это всё не в счёт,
и даже уходя, не стану хлопать дверью.
Я многих проводил, но кто придёт ко мне,
чтоб в дворике вдвоём о жизни покалякать,
о пении шмелей в апрелевом окне,
о том, как Пастернак грохочущую слякоть
так много лет назад просил гореть весной,
слагал стихи навзрыд, обрушивая наземь
обугленных грачей, смеётся надо мной.
Глядишь, его фантом, повисший над Парнасом,
завалится на час, ненужный и ничей.
Мы будем говорить о чём-то постороннем -
чернилах и слезах, сухую грусть очей
и всё, что иже с ней, мы даже не затронем.
Достанет инструмент из водосточных труб
уверенный Маяк, вздохнёт литературно -
вот музыка была, разъятая, как труп,
а вот она звучит мелодией ноктюрна,
за письменным столом во дворике моём.
Oтмаливать вину, отсиживать повинность
кому же, как не мне, но двинувшись умом,
не Моцарт я отнюдь, и с места я не сдвинусь,
оставшись навсегда на лучшей из планет
чтоб что-то дописать. Покинув кабинет,
единый критик наш, просматривая гаджет,
зайдёт на долгий миг, подумает и скажет -
как много громких слов, а реквиема нет.


Рецензии
Нет теперь моцартов, Лев. Да и не надо. Другие времена.
Много думала в своё время над природой гениальности, и пришла к выводу, что секрет таков:наличие мучителя-родителя,лишающего детства, постоянное оттачивание мастерства, не заниматься ничем, кроме того к чему есть талант, хорошие учителя. Вот и гений, но счастлив ли он? Вот вопрос вопросов.
Ваши стихи любят люди, а это главное)

Юлия Саяпина   05.05.2023 13:40     Заявить о нарушении
спасибо, Юля, но не соглашусь... по-моему лучший ответ дал Владимир Вейдле, говоря о Бродском -
...Высокую авторитетность поэтическому голосу Бродского придавала гениальность. Если кому-то это заявление покажется пустым или тавтологическим, то это от того, что понятие «гениальности» затрепано бездумным, развратным употреблением. Между теми оно имеет вполне конкретное значение, связанное с однокоренным словом «генетика». Усиленная по сравнению с нормой витальность благодаря редкой комбинации генетического материала проявляется во всем – глубине переживаний, силе воображения, харизматичности и даже физиологически, в ускорении процесса взросления, старения.

Гениальность не является личной заслугой, так как она по определению врожденное качество или, говоря старинным поэтическим языком, «дар». Мы чтим поэта не за то, что он родился не таким, как мы, а за ту волю, которую он приложил к своему дару. Бродский имел право гордиться тем, что он свой дар «не зарыл, не пропил»...

а "любят стихи" - это не показатель. заглянуть в рейтинг - там такое любят, что и не поймёшь, почему и за что)). я до сих пор не нашёл определение тому, как люди воспринимают стихи, поэзию... для себя взял за основу то, что стихи мне должны не нравиться, а быть интересными, должны заинтересовать. как заложенной мыслью (по Бродскому - высотой замысла), так и качеством и неординарностью исполнения. причём именно неординарностью, а не пресловутой новизной, модерновостью, ещё чем-то.

Винил   05.05.2023 13:55   Заявить о нарушении
Спасибо! Мне понравилось определение гениальности, которое Вы предложили. Что-то такое должно быть, что делает человека уникальным. Пусть генетика - основа. Но ещё одно добавлю, не знаю согласитесь или нет. Гений всегда должен быть противопоставлен обществу, не плыть по течению, иметь свободный(не скованный ничем) взгляд на вещи, на мир. Иметь смелость сказать любому обществу "фи", быть вне его, пусть одиноким.
А в остальном работать и работать, если уж задатки есть. И понять, что это твоя судьба...

Юлия Саяпина   05.05.2023 16:00   Заявить о нарушении
ну, Бродский таким и был... но были и гении, вполне обласканные. не думаю, что это главное... мне кажется куда важнее - иметь право гордиться тем, что он свой дар «не зарыл, не пропил(с)...

Винил   05.05.2023 16:13   Заявить о нарушении
По поводу того, за что любят стихи.
Лично мне, всегда нравится объем, многослойность. Когда словно проваливпешься в реальность, которую рисует словами автор - ты уже не видишь слов, а видишь картинку. Это очень редко у кого бывает. Иногда пары строк хватает, чтобы провалиться. Кстати, те стихи, что появляются у Вас в дневнике - именно такие. "Любовницы" мне очень понравился. Там именно такая плотность и объем, но и смысл, конечно.
Ещё мне нравится, когда от стиха оторопь берёт. И дело не в повороте сюжета, а в ощущении. Когда после прочтения ещё долго не отпускает какое-то чувство, иногда до странности жуткое, иногда восторженное. А от Ваших стихов часто всплывают забытые эмоции из детства, пробужденные какими-то мельчайшими деталями, что Вы описываете. Это как вспышки. Очень люблю эти моменты. Иногда до слёз трогает)
Мне думается, лучшее, что могут делать стихи - пробуждать чувство и совесть. Про человечность мы с Вами солидарны.

Юлия Саяпина   05.05.2023 19:00   Заявить о нарушении
спасибо, Юля...

Винил   05.05.2023 19:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.