Убиенте Святого Петра Мученика
1528-1530гг.
По картине Тициана Вечеллио.
Алтарный образ для базилики Санти- Джованни -Э-Паоло.**
Венеция.Италия.
Цикл стихов « Тайны творчества Тициана».
Убийца над Петром занёс кинжал,
А тот упал на землю поражённый.
Он взгляд и руку поднял к небесам
В борьбе той всё ж не побеждённый.
А спутник его бросился бежать,
В испуге жизнь свою спасая.
И ангелы витали в облаках
На происходящее взирая.
Вокруг деревья там растут,
Сгустили свои кроны.
И зарево сквозь листья пробивается
Как будто бы в дверном проёме…
Примечание:
*Родившийся в Вероне в начале 18 века Святой Пётр был инквизитором Ломбардии и непримиримым борцом с ересью. В 1252г. миланские катары организовали покушение на Петра, которое было совершено нанятым ими убийцей по имени Карино. Карино подстерег Петра и его спутника Доменико, когда они возвращались из монастыря в Комо, напал на них сзади и несколько раз ударил Петра тесаком по голове.
Испуганный Доменико бросился бежать, но был настигнут. Карино нанёс ему семь ударов, вернулся к Петру и поразил его ударом в грудь.Наблюдавшие сцену издали свидетели поспешили на помощь и смогли задержать Карино.
Булла о канонизации повествует , что Пётр скончался , произнося первые слова Кредо. Карино впоследствии раскаялся, присоединился к доминиканскому ордену и даже был канонизирован католической церковью.
** В 1526г.венецианская Скула Святого Петра Мученика приняла решение заказать алтарную картину для церкви взамен более раннего алтаря, предположительно работы Якобелло дель Фьоре. Заказ был получен Тицианом в результате конкурса в котором его соперниками были такие знаменитые живописцы как Пальма старший и Порденоне.
Но считается , что братство выбрало Тициана как ведущего художника города, заслужившего широкую известность своей «Ассунтой» и алтарём Пезаро в базилике Санта -Мария -Глорьоза -деи Фрари. Согласившись за сравнительно небольшую плату в 100 дукатов Тицианом не был оформлен контракт должным образом, что впоследствии привело к многолетней тяжбе между художником и Скулой. Тициан передал законченную работу 27 апреля 1530г. за 2 дня до праздника Святого Мученика Петра.Картина была
выставлена в алтаре братства Святого Петра Мученика и находилась в церкви Санта-Джованни-Э-Паоло до 1797г., когда после захвата Венеции Наполеоном она была вывезена в Париж.Здесь картина была переведена с дерева на холст.После возвращения в Венецию в 1816г. картина была помещена в капелле Розария той же церкви Санта-Джованни - Э- Паоло.Алтарный образ для базилики Санти-Джованни-Э-Паоло был уничтожен пожаром 16 августа 1867 года вместе с убранством капеллы. В настоящее время на его месте находится копия 17 века работы Иоганна Карла Лота.
Свидетельство о публикации №123050207749