Похвала Эль-Файюму
Купил отец александрит,
Кровавый ночью, днём изюмный,
Зелёно-вешний сибарит.
Двуликий и коварный камень,
В нём жизнь и смерть заключены,
Сжирающий бесследно пламень
В листве ликующей весны;
Оправленный узорным златом,
Украденный звенящим днём,
Игравший заревым закатом
И расцветающим огнём.
Но есть в богатствах Эль-Файюма
Иная глубь и щедрота:
Очей чарующая дума,
Страстей и смыслов широта.
На масках умерших ожила,
Душой наполненных холстов,
Неиссякаемая сила
Живописующих перстов;
Что завораживает стилей
Мастеровитое обилье
Изобразительных азов
Грядущих «школ» и образов:
От «Вседержителя» и «Спаса»,
Рублёва «Троицкого Гласа»,
Ван Эйка, Рембрандта, Моне
До Пиросмани и ПикАссо,
Забав на уличной стене.
Ничто под лунною подковой
Не ново: ни «пошиб суровый»,
Ни кубистическая ковь,
Ни Караваджовы обновы;
Вином бурлила б жизни кровь,
А не водою чёрной «новь»
В супрематических оковах,
Вином, пылающим кленово,
Как при свечах александрит
Девичьим сполохом ланит.
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 1870-е годы, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV века).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фаюмские_портреты
Пошиб – стиль, направление, манера письма.
«Суровый пошиб» – суровый стиль в советской живописи конца 50-60 годов 20 века.
Кубистическая ковь – кубистическая зараза, тупиковая обманка в живописи, но у мастеров звучала ярко, необычно и быстротечно, оставшись в памяти многомиллионными продажами, одним словом, трюкачество и шарлатанство.
По-испански – Пабло Руис-и-ПикАссо (полное имя — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-ПикАссо).
По-французски ударение на последнем слоге – ПикассО.
«Забав на уличной стене» – имеется ввиду направление в искусстве «Стрит-арт», изображения на стенах уличных зданий, домов.
2010-2 цветня 2023 гг.
Представлены по краям «фаюмские надгробные портреты»; по середине «Вседержитель» ( «Пантократор» ) VI в. из монастыря св. Екатерины на Синае.
Свидетельство о публикации №123050201285
Владимир Буров 3 08.05.2023 00:29 Заявить о нарушении