Почему вера - не для тупых и ограниченных

 Один известный, уважаемый многими,  журналист – имени его называть не буду – часто  высказывается на эту тему. И смысл его слов один: там, где вера, там  всегда тупость и ограниченность. Но я думаю, что говорил он не о вере, а о легковерии, и потому попытаюсь его слова опровергнуть.

Чем, собственно, вера отличается от легковерия?

Сначала заглянем в словарь Ожегова.
Вера.
1. Убежденность, глубокая уверенность в чем-либо.
2. Убежденность в существовании Бога, высших божественных сил.
3. То же, что вероисповедание.
Последний пункт сразу отбрасываю, поскольку речь идет о внутреннем проявлении веры, а не о ее внешних атрибутах.

Легковерие.
Легковерный -  слишком доверчивый, легко верящий всему.
К этому определению я бы еще добавила неспособность к аналитическому, и вообще – глубокому мышлению.  Кстати, чтобы глубоко мыслить, совсем не обязательно быть от природы очень умным или иметь высшее образование. Если человек, на первый взгляд, недалекий,  не принимает слепо ни чужих мыслей, ни чужого опыта, а старается найти  очевидные доказательства истинности того и другого, его вполне можно назвать глубоко мыслящим.

Теперь обратимся к библейскому определению веры.  Вот как оно звучит в Синодальном переводе: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям 11:1). С моей точки зрения, такое определение слишком размыто, и к нему вполне можно подвести утверждение, что можно верить в невидимое безо всяких доказательств. А что означает «осуществление ожидаемого»? Ведь если что-то уже осуществилось, то почему бы в него и не поверить? И как верить в то, что еще не осуществилось, что в вере-то, пожалуй, и есть самое главное?

Все противоречия разрешаются, если обратиться к языку, на котором первоначально и был написан так называемый «Новый Завет» - к языку греческому. Выражением «осуществление ожидаемого» переведено греческое слово «хипОстасис». В древних деловых документах  этот термин  использовался как гарантия обладания чем-либо в будущем. А слово «Эленхос», переведенное как «уверенность в невидимом»,  передает мысль о приведении  ясного и убедительного ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, подтверждающего  что-либо.
Получается, вера должна быть основана не на слепом принятии чужих слов, идей, учений, пусть даже если веками их выдают за истину, а на поиске очевидных, конкретных  доказательств существования невидимого Творца и того, что нам обещано в будущем...


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна!
Полностью с Вами согласна:«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», и вера, как раз далеко не для тупых и ограниченных, но к этому человек на протяжении жизни может прийти только самостоятельно, пройдя свой путь. Насколько мне известно, многие известные поэты и писатели были очень набожными и верующими людьми. Даже великий князь и полководец Александр Невский был человеком верующим и в конце жизни принял постриг и скончался в стенах городецкого Федоровского монастыря. Другое дело, это когда верой начинают прикрывают свою тупость и ограниченность, не имея ни малейшего понятия о природе веры, такое тоже нередко встречается.
Удачи Вам, добра, благополучия, летнего солнечного настроения и творческих успехов!
С самыми теплыми пожеланиями, Мария.

Маруся Рыбкина   08.08.2023 22:54     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Мария!
Спасибо за пожелания и размышления! Вопросы веры и религии, конечно же, нельзя назвать простыми, поэтому многие, к сожалению, предпочитают "плыть по течению", а не задействовать ум и сердце. Тем более, что вера и религия - это не совсем одно и то же. Достаточно легко поверить в Бога, читая книгу природы, ведь в ней бесчисленное множество гениальных созданий, решений и конструкций, из которых люди постоянно черпают что-то для собственного творчества. Но насколько же сложнее, к примеру, крыло птицы, чем крыло самолета! "Наличие гениальных конструкций предполагает существование гениального Конструктора" - для меня этот вывод неоспорим, и потому я верю в Бога. А не потому, что в него верили моя мама, бабушка или любимая учительница биологии, тем более, что все они были атеистами. Но интересно в Библии сказано, что и демоны верят в Бога и трепещут. Получается, одной веры мало - необходимо что-то еще. И это тоже - тема для исследования...
Всего Вам доброго и новых стихов! Надеюсь, до следующей встречи на поэтических просторах. С теплом, Татьяна.


Стрижевская Татьяна   09.08.2023 23:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.