Диалоги с Донной Этной

Предисловие к циклу
«Диалоги с Донной Этной»

В диалогах с Донной Этной* я теряла смысл событий:
то кричала в упоенье от крутых её снегов,
то болела от внезапных ядовитых испарений:
организм дышал посильно, но принять был не готов.

Я в Сицилию стремилась, начитавшись книг и строчек –
то восторженных верлибров, то классических поэм.
Этот пик и эти снеги узнаю в любой из точек.
Силуэт её и пафос мил и люб буквально всем:

городкам, что у подножья, винодельням на равнине,
морю, цвета аметиста, многочисленным портам.
Монолог и диалоги продолжаются поныне...
Этим строкам, Донна Этна, быть написанными Вам.

*Этна – конический вулкан в Италии, на восточном побережье Сицилии, недалеко от городов Мессина и Катания. Самый высокий действующий вулкан в Европе.

Антонио

Антонио встречал. В аэропорт
Катании приехал гулкой ночью.
«Кто их, евреев этих, разберёт?
Ещё заблудятся. Уж лучше я, воочью...

В машину посажу. И отведу
в апартаменты». Ночью спит Катанья.
А мы качаем сонную звезду
в хозяйственных подробных описаньях,

как жить, как быть, как воду подогреть,
как лифт пустить до верхних антресолей.
А дом его – старинный, пять столе-
тий, Этны порохом просолен...

Спасибо, друг Антонио! Твоё
вино базальтовое будем пить до ранья.
Замков, ворот ключное громадьё
переместим в подспудное сознанье.

А после, из последних дамских сил,
с любимым мужем – селфи, на удачу.
И успокоюсь, фото разместив
в Катании, и дату обозначу.

У Чёрного слона

Выйти утром в город незнакомый.
Слово итальянское «Buongiorno!»
прокатать по нёбу бестолково.
И увидеть профиль Этны горный.

Этна, Этна! Кажется, что улиц
к ней бегут тугие стрелы прямо!
На Центральной площади проснулись
все кафе, соборы, рынки, храмы.

Чёрный слон* вздымает бивни к небу.
На решётках кованых – вороны.
Там Беллини родовые склепы,
Папских мумий пурпур благородный.

А Катания щебечет на иврите –
сколько наших прилетело ночью!
Рестораны местные забиты
иудеями – кричат горласто очень.

Ресторан над рынком, на ступенях.
Рыбный дух и рыбный суп горячий.
Этот гул и профиль поколений…
Ну, а как в Катании иначе?

*Фонтан «Чёрный слон», является символом города Катании. Существует множество мифов и легенд о самом известном и любимом животном города. Слон находится на Соборной площади. Справа напротив алтаря стоит гробница знаменитого композитора Катании 19 века Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini). Она выполнена из мрамора и украшена бронзой. В левом нефе расположены четыре капеллы, посвященные святому Распятию, Антонию Великому и Георгию Змееборцу. В них находятся саркофаги епископов Катании.

Сиракузы. Технопарк Архимеда

В Сиракузы* с гидом – славной Лией –
к Архимеду в гости! В технопарке –
прессы, пушки, зеркала и гири,
боевые корабли. И яркий

самобытный гений Архимеда,
что стоит над войнами и веком!
Сиракузы пали, но победа
закрепилась надолго над греком.

Он промолвил: «Дайте мне опору –
я переверну моря и скалы!»
Не стихает гул научных споров
два тысячелетия, что бы стало,

если бы не глупость конвоира,
меч, вонзивший в тело злое жало?
Как бы развивались судьбы мира,
если бы не прожил он так мало?

* В 214 году до нашей эры римский консул Марк Клавдий Марцелл приступил к штурму Сиракуз, крупнейшей греческой колонии, расположенной на восточном побережье Сицилии. Задача, стоящая перед полководцем, была весьма непростой. Сиракузы со всех сторон, в том числе и с моря, были окружены мощной стеной, а защиту крепости подготовил великий Архимед — гениальный ученый и изобретатель Древней Греции. По всему периметру стен размещались многочисленные метательные машины и баллисты, а со стороны моря были установлены и вовсе невероятные механизмы, прозванные «Когти Архимеда». Сложная конструкция, чертежей которой не сохранилось, вероятно, представляла собой некую кран-балку, выступающую за пределы крепостных стен и цепляющую вражеский корабль металлическими когтями-захватами. Кроме того, при обороне Сиракуз упоминается еще одно удивительное устройство Архимеда, названное «Горящий луч». Не исключено, что для воспламенения парусов на кораблях противника гениальный изобретатель использовал систему зеркал, отражающих солнце.
Город держался почти два года, и был захвачен не силой, а хитростью. Во время одного из кратких перемирий, Марцелл прибыл в Сиракузы для переговоров. Внутри крепости он высмотрел низкий, плохо защищенный участок стены. Дождавшись удобного момента, когда во время празднеств в честь богини Артемиды защитники Сиракуз были беспечны и пьяны, римский полководец нанес неожиданный удар. По легенде, Марк Клавдий Марцелл хотел спасти великого ученого и велел солдатам привести его. Посланник военачальника застал Архимеда дома. Ученый был погружен в решение какой-то задачи, поэтому не замечал ничего вокруг. Римский солдат приказал Архимеду следовать к Марцеллу, но тот лишь рассеяно махнул рукой. Конвоир, оскорбленный неповиновением, ударил старика мечом.

Меж фикусов Ортиджии

Меж фикусов Ортиджии, в фонтане Аретузы*,
живут Алфей и нимфа. В соборах и церквях
вдоль переулков милых увидишь в Сиракузах
придворных королевы из замка Маниак**.

И в храм Святой Люсии*** – хранительницы строгой
обетов и наследства средневековых од – 
приходят поклониться страдающей за Бога
и казнь свою принявшей за весь простой народ.

В картине Караваджо – Люсии погребенье,
богатый шлейф историй и нежный флёр легенд.
В цветочных переулках гуляют привиденья:
маньяки и святые – здесь весь ассортимент.

Бродить. И в сыроварне отведать моцареллу.
Мороженое с вафлей на площади купить.
У храма Аполлона, у греческой капеллы,
стоять, запоминая, и бриз морской ловить...

*Самый известный миф, связанный с Фонте Аретуза Ортиджии – это миф, в котором главным героем является нимфа Аретуза.
Легенда рассказывает о прекрасной Аретузе, одной из нимф, следующих за богиней Артемидой (Дианой). Нимфа во время охоты отошла от группы и оказавшись на берегу реки, решила искупаться, чтобы остыть от дневного зноя.
Речной бог Алфей, увидев Аретузу в воде моментально влюбился в нее. Очарованный красотой Аретузы, Алфей явился нимфе в человеческом обличье: он превратился в белокурого красивого мужчину.
Аретуза попыталась сбежать в лес, однако понимая, что ей не удастся убежать самостоятельно, она взмолилась о помощи к богине Артемиде (Диане), и та, чтобы спасти ее от Алфея, превратила ее в облако и ветром запустила её в сторону Сицилии.
Прилетев к Ортиджии, облако, капля за каплей, выпало на землю и в этом месте образовался источник пресной воды.
Алфей, потеряв любовь всей своей жизни, не мог смириться и каждый день умолял богов положить конец его боли. Зевс пожалел его и позволил добраться до объекта своей страсти. Для этого ему пришлось вырыть подземный ход под Ионическим морем, так чтобы он смог выйти на Ортиджии (ведь Алфей – речной бог) рядом со своей возлюбленной, которая, убежденная столькими усилиями и настойчивостью, уступила. Артемида решила скрепить их чувства, создав пещеру под источником, чтобы их воды текли вечно в бесконечных объятиях.
 
**Будучи морской державой, Сиракузам нужно было защищать свой порт. И полуостров, на котором сейчас находится замок, вероятнее всего имел укрепления еще в середине первого тысячелетия до н. э., а возможно и раньше. Однако точно известно, что в 1038 году сюда прибыли византийские войска под командованием Георгия Маниака, которые отбили город у арабов, после чего и был построен замок. Однако это не помешало арабам вернуться и вновь овладеть островом. В 1087 году их изгнали уже норманны. После этого имевшиеся укрепления были перестроены и появился тот самый замок, который, в общих чертах, мы видим сейчас. Произошло это во время правления императора Священной Римской Империи Фридриха II, ставшего в 1220 году королем Сицилии. Между 1232–1239 гг. замок и был построен.
Далее у замка была достаточно богатая история, так как Сиракузы несколько раз переходили из рук в руки. С 1305 года это была территория Арагонского королевства, и замок считался резиденцией его королевы.
 
***На самом деле собор Св. Люции Сиракуз – это античный греческий храм. Да! Самый настоящий храм Афины 5-го века ДО нашей эры. Он, кстати, побывал не только языческим храмом, но и мечетью, во время завоевания Сицилии арабами. Св. Агата явилась Луции во сне и сказала ей, что за ее веру мать будет исцелена и Луция прославит Сиракузы так же, как Агата Катанию. И действительно, Евтихия исцелилась и у Луции появился шанс уговорить мать раздать большую часть состояния беднякам. Слухи о том, что его невеста раздает ценности, достигла суженного Луции. Он доложил об этом Пасхасию – губернатору Сиракуз. Пасхасий приказал Люции принести жертву перед изображением императора. Когда она отказалась, Пасхасий приговорил ее к заключению в публичный дом. Дальше произошло чудо, когда стражи пришли забирать Люцию в бордель, они не смогли сдвинуть ее с места. Тогда они привели упряжку быков, но и у тех не получилось стащить ее хотя бы на сантиметр. Тогда Луцию обложили дровами и попытались сжечь. И снова чудесное вмешательство помешало разжечь костер. В конце концов один из стражников воткнул Луции кинжал в гортань и так она умерла.

По следам «Крёстного отца»

Уехать в Савоку по горным серпантинам
следами «Крёстного отца», по гребню гор...
Здесь люди помнят кадры фильма с Аль Пачино*,
сценарий Коппола живёт здесь до сих пор.

Минуем набережных тихих Таормины
прелестный флёр. А путь на Савоку далёк –
мы из Катании в провинцию Мессина
въезжаем лентой горных вьющихся дорог.

И вот уже, следами «крёстного», на стуле,
том самом стуле в старом замке и кафе**,
как будто здесь десятилетия уснули,
слова застряли в неоконченной строфе...

А вот и Савока – деревня Корлеоне.
Остатки древней синагоги. И века
застыли в камне. Ключница «в законе» ***
везёт к вершине недоступной. А пока 

в цветочных вазах керамических – богатство
керамик, цвета и … отрубленных голов.
Возможно, скажет кто-то: «Дикость, святотатство!»
А мафиози улыбнётся из усов.


*Альфредо Джеймс (Аль) Пачино – американский актёр, режиссёр и сценарист. Наиболее знаменит своими ролями гангстеров – Майкл Корлеоне в трилогии «Крёстный отец» Фрэнсиса Форда Коппола и Тони Монтана в фильме Брайана Де Пальма «Лицо со шрамом» (1983). Роль Фрэнка Слейда в фильме «Запах женщины» (1992) принесла актёру «Оскар» в номинации Лучшая мужская роль, что стало его первым успехом после семи предыдущих номинаций.
**Савока – деревня, по сицилийским меркам скорее городок, с числом жителей около 1600. В ней снимали приличный «кусок» фильма-трилогии «Крестный отец». В частности, в баре «Вителли» главный герой Майкл Корлеоне просил руку дочери владельца бара, знойной красавицы Аполлонии. Дело происходило на крыльце бара, сохранившегося до сих пор. Кроме того, в фильме показывали венчание главных героев фильма в церкви Святой Лючии, которая простояла с 12-го века до наших дней.  А съемка фильма происходила в 1972 году. 
*** Ключница городка Савока, у которой находятся и ключи от городка, и ключи от церкви Святой Лючии, которую она нам любезно открыла, провезла нас по немыслимо тесным и извилистым улочкам городка наверх. Дело в том, что только местные жители по закону имеют право вождения по улицам Савоки.
Она же является и хозяйкой салона керамики, наполненной цветочными горшками-головами. Сицилийские головы – дань легенде, неувядающий визуальный пересказ страшной и страстной истории о любви, ревности, убийстве – все, как положено на гордой Сицилии. Когда-то, давным-давно, в 9-м веке Сицилию завоевали арабы-мусульмане. Она стала арабским эмиратом, а Палермо – его столицей.  И вот из Северной Африки, приезжает торговать сарацин красавец-купец.  Он увидел красивейшую местную девушку, с густыми черными кудрями и горящими глазами. Влюбился. И девушка влюбилась тоже. Стали готовиться к пышной свадьбе. Но вдруг кто-то сердобольный подсказал невесте, что парень женат и обременен детьми. Они его ждут.  Это было предательство! Вся любовь, все чувства нежности и радости сгорели в пламени злобной ревности, и родилась ненависть.  Она жестоко убила парня, отрубив ему голову, пока он спал.  Поклявшись, что он никогда не оставит ее, она взяла отрубленную голову и сделала из нее сосуд, вазон для цветов. Цветы и посадила – они замечательно разрослись. И люди стали изготавливать собственные вазы по образу головы сарацина, пытаясь воспроизвести садоводческий успех девушки. Так родился обычай.

Замок барона Франко Платания

В Форца д'Арго*, в ресторане, на обрыве сицилийском,
тоже помнят Аль Пачино, кормят сытно и поят.
А дорога в замок Франко**, замок с Орденом Мальтийским,
дальше в горы пролегает. Там лелеют и хранят

кадры фильма, атрибуты съёмок фильма, кресло, виды.
На балкон известный входим, робко за руки держась.
Сам барон Платанья – душка, он с активностью завидной
нас встречает, продолжая стран, эпох взаимосвязь.

Эти розы, эта зелень, эта чистая поляна
там, где Коппола трудился, где сидел его «Отец».
Вся ментальность сицилийцев – на ладони. Видно прямо,
как идут они толпою, осознав его конец... 

В горной Савоке и в гордых сицилийских поселеньях,
где дороги так наклонны, поразительно узки,
поняла я, как вмещают почерк вечности в мгновенья,
на простой киношной ленте, мановением руки...

*Сооружённая в Форца д' Арго в XV веке, церковь Святой Троицы – Chiesa della Santissima Trinit; – широко известна тем, что здесь снимали ночные сцены фильма «Крёстный отец». Саму церковь в фильме особенно не видно, поэтому очень интересно увидеть её наяву в дневном освещении. К средневековой церкви Святой Троицы ведёт длинная лестница с аркой. Как гласит табличка, лестница и арка возведены тоже в 15 веке.
**Тур по замку проводит барон Платания, дружелюбный и очаровательный синьор. Сначала синьор Платания показал нам фильм, составленный из нарезок сцен «Крестного отца», которые снимались на замке: тут жил Майкл Корлеоне во время своей ссылки на Сицилию, тут погибла его жена Аполлония, тут умер сам Майкл в третьей части фильма (кстати, тот самый стул стоит на том же месте). Старинный замок представляет собой великолепный образец уникального сицилийского барокко. Владение живописное и ухоженное: снаружи буйство зелени, цветов, внутри – антикварная мебель, множество старинных картин, а также фотографий со съемок.

Аджира

Через арку Гарибальди, наш маршрут в провинций Энна
многомерье, в город древний, оседлавший пик горы.
А оттуда мы увидим без помех, как лава Этны
истекает, извиваясь, в черно-красные шнуры.

Мы посмотрим, как Аджира – город подвигов Геракла –
узких улочек из камня, сохраняет прежний вид:
церковь, площадь. Местных сплетен старожилов не иссякла
тема – город о приезжих день-деньской проговорит...

С нашим гидом – амазонкой Лией – море по колено!
Докарабкались в машине на вершину: вот она!
На вершину Донны Этны отовсюду вид отменный.
Словно белым крепом, снегом с головой обнесена.

А теперь – на ферму, в горы. Там исследует природу
фермер, повар, без вмешательств лишних, скрещиванья без.
Там животных и растений генетическому коду,
в парке кактусов и камня, придают серьёзный вес.

Суп из нута, хмель в салате, аспарагус и соленья,
а в камине – приготовлено жаркое из козы.
И домашних вин трезвучье своего приготовленья
из нетронутого братства древней солнечной лозы.

Ох, Ильяцио! Накормлен полк туристов. Выпит, съеден
жбан вина, котёл жаркого. Блеют овцы на лугу.
Возвращаемся в Катанью после сытного обеда.
Этих гор гостеприимство позабыть я не смогу.

*Аджира – тихий городок в центральной Сицилии, известный своими церквями разных эпох, античностью, сельским хозяйством и великолепными панорамными видами. Есть свидетельства (историк Diodoro Siculo, жившего в 1 в н. э.), что Аджира существовала уже в 12 в до н. э.), а в 339 г до н. э. была захвачена греками и долгое время называлась Agyrion. Впоследствии в истории Аджиры фигурируют и римляне, и испанцы, и евреи, и норманны, и арабы – до сих пор арабский квартал и норманнская крепость сохранились в хорошем состоянии и радуют глаз, а некоторые местные жители уверяют, что фундамент их домов построен на ступенях древнегреческого театра.
В Аджире сложно оказаться «по пути» куда-то, скорее всего, поэтому там так мало туристов, а жаль – атмосфера и историчность места безусловно заслуживает внимания. Панорамный вид из Аджиры – обычно прекрасное место для обзора извергающейся Этны. Красиво, всё видно, и на безопасном расстоянии.

Донна Этна

Перед самым приездом она отдалась снегопадам –
Донна Этна капризная, пепел огонь и краса.
Понимает судьба, что на Этну подняться мне надо,
хоть на день, хоть на час, даже меньше – на четверть часа!

Приближалась я к Этне со всех направлений: то к югу,
то к востоку, то к западу стлались дороги мои.
Но на Этну подняться обязана! Слышите, други?
Помогите мне, боги прогнозов капризной земли!

Я уже подбираюсь к земельным границам ЮНЕСКО,
глаз уже отмечает засыпанный дом и кафе,
и покрытые пеплом, сгоревшие тут повсеместно
до скелетов строенья. Признаюсь в неловкой строфе,

что страшусь и боюсь. Но приду, от любви замирая,
к этой снежной стене, к этим кратерам, к этим дымам.
Ты моё откровение, Этна! Планета другая
припадает к твоим, припорошенным пеплом, ногам.

И с почтеньем к тебе, сицилийцы тебя обожают!
Плодородье базальтовой почвы известно в веках.
Я к тебе поднялась, Донна Этна! И я уезжаю,
чтоб тебя сохранить, дорогая, в словах и стихах.

Этна была завалена снегами по самую макушку после сильной февральской бури. Все подъезды к горе были закрыты. И снежные завалы и не думали отступать и таять... Оставался последний день перед отлётом из Сицилии. Наша гид, наша Лиечка, наша золотая девочка, связалась по каким-то своим каналам с бюро гидрометеослужбы, и они скинули ей свой «секретный» маршрут до высоты 2000 метров. По нему-то нам и удалось добраться до места, дальше которого снег уже лежал пятиметровой толщей, запрещая продвижение дальше.
Остаётся добавить только, что такая удача – подняться на Этну, несмотря на всевозможные запреты, случилась не просто так, а потому, что наша Лиечка – известный консультант по Этне, в частности, и для съёмок двух выпусков передачи «Орёл и Решка».


Рецензии
Так и надо! С историческими экскурсами. С мифами!
Но <<столетий>>. Править

Зус Вайман   02.05.2023 22:58     Заявить о нарушении
Спасибо! Исправила)

Виктория Левина 2   03.05.2023 06:44   Заявить о нарушении