Фермата

     1

История "вешних веков" не касается сердца.
Да и вешних едва ли...
Эффект подростковой тирады
уже не равняется тысячной доле флоренций,
огней сан-марино, изысканнейших тринидадов...

Уже не поверишь и тысячной доле видений,
где гнет экзистенций ложится гористым  пунктиром -
на прежнюю карту -
порывисто, нощно и денно,
фиксируя мщенье осколков речей сувенирных...

     2

Кто приветствовал веру, с ней становился опальным? 
По привычке сгущалось заклятие энной эры? 
От того отрекался раскатисто день вокзальный
и злорадствовал вечер вполне
безрельсовой мерой,

познавая восток, саркастическим смехом брызнув
относительно всех поостывших к реальности пёстрой.
Глупо жертвовать падшему веку возвышенный вызов.
Обескровленный человек не выбирает остров;

все иначе - остров его находит: минимум жизни,
берег сумрачен, образ словесной пены...
Этой земле надоел данный мир (изначально "нижний").
Вновь имеешь немного - "Завет" и безмен прегрешений.

     3

Приземлённость не вечна - до первого взмаха.
Бросишь сомненья свои, цветники и домны
в пространство одной из вечерних комнат,
где бродят лишь детские ахи-страхи,
перешёптываясь, перебрав свои роли,
и угрюмо впитав заоконные кровли,
И вся бытность - пленение внутренних монстров...
Здесь тревога опять не найдет себе ровни.
Прежний день повторят... Снова вынужден будешь вспомнить:
не человек выбирает остров




 2004

 
 _____

 текст (2 часть)
 в ближайшем будущем
 будет скорректирован






























 


Рецензии
Принцип шаговой последовательности отрицаний, описанный подробно в работе "Лестница внутренних резонансов: охранная грамота", явно прослеживается и здесь. Логика, построенная на философском законе отрицания отрицаний, тяготеет к "минусу", не важно, с чем бы он ни был связан: с ощущениями, образами, настроениями, темами. Фракталы черного (негативного) оттенка (ошибка намеренна, цвет - у автора, у читателя как стороны внешней могут быть только оттенки, как туман, а не отражение глади) создают мозаику внутренних ощущений лирического героя, в мире которого события внутренние имеют совсем иную темпоральность, чем внешние. Об этом говорит и направленность репрезентативного канала: больше кинестетики и аудио, что невозможно без погружения вглубь подсознания.
Зрительные образы можно ловить угловым зрением неосознанно, мельком, не впуская их в глубину осознания, со звуком такие игры не проходят, и он все равно, какое-то время эхом резонирует в душе читающего или пишущего. Поиски лестницы резонансов позволили найти несколько примеров, где отрицание "нет" правит законом композиции и конфликта в стихотворении.
Начало стихотворения. И в первых двух строчках явная антитеза:"вешних веков" и "вешних едва ли".

В следующем отрывке резонирует глагол действия, внутреннего и внешнего, переход от объективного к субъективному: "уже не равняется" и "уже не поверишь".
Последовательность в темпоральном восприятии от "пунктира" и "порывистости" к постоянству процесса "ношно" и "денно".

Остановлюсь на креативе фонетических игр. Создание авторского окказионализма от семы "ноша" по суффиксальному принципу словообразования "груз-грузно" с перекличкой нощно - красивый вариант игры с типографикой, ну это из того черного НЛП, где у "Щ" уворован не только хвостик. Теперь на фоне раскрученного фразеологизма "нож в спину" буду бояться оглушать первое слово. Такое вот предательство со стороны артикуляции в сторону любителей "взмахов" и "якорей".

"Кто приветствовал веру..."

Теософские рассуждения о сложности исканий между вероисповеданием и опалой падают тенью на образ вокзала дня и утраты рельс мерой. Вряд ли они будут понятны всем, но и здесь ощущается резонансная перекличка оппозиций. Если расценить присутствие в вере скитанием во времени, то тема вокзала хорошо отражает бездорожие пути в каждом конкретном сюжете человеческой жизни. Кажется: и вокзал есть, и направление, — а рельсы кто-то распилил...

Оппозиция в субъектно/объектном "остров и человек" напомнило известную "Не место красит человека", где тема краски перекликается с обескровленностью. Даже в самом номинативе "краска", хоть о зеленке говори, хоть о кирпичном или сиреневом — все равно содержится денотат "красного". И ему может противостоять только "синька" по частотности словоупотребления. Хотелось бы верить, что есть еще такие острова, умеющие ждать даже оттуда, где сосуды в серебрянке...

Пространственная оппозиция: остров ждет, а земле мир надоел. Так надежда поглощается более крупным множеством, остров таки часть Земли.
Интересна пара с разносом значений "обескровлен" и "заоконные кровли". Между ними темы "Завета", "безмена прегрешений" (такая скромная литота для грешников, не более 10 кг грехов. Кому-то и промышленных весов не хватит. Это я о себе, если бы была верующей.

"Приземленность не вечна - до первого взмаха..."

Тема "приземленности" (которая сегодня более значима в формате "заземленности") и "до первого взмаха" идейно пересекаются с началом, где внутреннее уже не только флоренциями не измерить, но и даже в веру не погрузить. И снова НЛП...Есть там такой прием "Взмах". Это внутренний паттерн, а интернет — это большая коммунальная кладовка, где за тебя машут другие. И эта боль и опасение понятны.

Пары оппозиций. Можно ли считать лабиринт оппозицией самому себе, если рассматривать его, как объект сторонних попыток быть пройденным? Заблудшие и нашедшие выход, они оппозиция? Или случайный фактор. Пространственная ориентация в чужом замысле, воплощенном в камне (и другом) — это проекции мира автора или неудачников, не знающих о существовании нити Ариадны. Почти любое стихотворение - лабиринт внутреннего человека, здесь нет ничего от двойничества Достоевского, который очень любил себя после ментальной смерти. Это вероятностное, голое, схоластическое, а не сусальное, когда жалеешь себя и в эту ловушку ловишь других. Нет.

Это лабиринт, в котором иногда и сам автор, спустя годы может заблудиться, утратив свежесть восприятия и память. Увы, интернет ластик памяти, по-сильнее шоковых процедур в психушках. Вытирает так, что необходим обязательно какой-то алгоритм, поддерживающий ее в рабочем состоянии. И лучше боли - лекарства для забывчивости еще не придумали. Если стихотворения личности с глубиной внутренних порогов и можно назвать лабиринтом, то это уже не просто головоломка для ног, а скорее храм, для их сохранности.

Необратимо неповторимый, как ныне признанная первым чудом архитектуры — Саграда Фамилия. Храм, из которого нельзя выйти. Потому что после него выходишь другим, а часть тебя остается там. Навсегда. Так и со стихами, прожитыми, пережитыми, собранными по песчинке и рассыпанными в словах, ежедневное употребление которых далеко от высоты звучания поэтики.

Тему "востока" трогать не стану. Это и есть некий "exit" в ранее предложенной тран(с)акции.

По стилю, маленькая колючка нудной учительницы:
И все-таки "эффект (от) подростковой тирады".
Игры в заглавия уже стали визиткой стиля: флоренций пишем с маленькой (Ф — заглавная в уме), тоже и с сан-марино (С).

И напоследок...

Немного из прошлого. "Охранная грамота" принципа внутреннего резонанса давалась не случайно на сочетание 202, и там работает. Тема 224 в этом году была залита вниманием к совсем другим процессам. Хотя, как знать, сочетание Каиссы, Фарадея и виновника 224 - тоже один из вольеров возможностей собрать случившееся словом. Реки и речь, как любовь и искусство, сиамские близнецы. Может быть там выход из Природы к природе, Смысла к смыслу...Из того черного, придуманного где-то в горах...Из "Ф" и "С" этого стиха.

Кшесинская Деметра   02.07.2023 19:13     Заявить о нарушении
Необходимо сдержать эмоции.
Не первую неделю трачу
на столь неблагодарное противоборство.
С другой стороны здесь дозволительно поинтересоваться: кто-нибудь видел литератора, начисто лишенного эмоционального "багажа"?
Легче вообразить мариниста без морей
либо, пардон, вурдалака, коему безразлична любая кровь...

[Ненароком вспомнился анекдот с "бородой", звучавший примерно так:
Граф Дракула однажды попал в рай; вечером он захватил столичную станцию переливания крови и успешно вылакал все запасы.
А на радостях позвал хороших знакомых, чтобы отпраздновать это дело водкой.
Целую ночь бухал с ними, а потом отправился за компанию
встречать рассвет...]

Если серьезно, то "Фермата" изначально не состояла из трех частей.
2 первые части созданы в 2004, но заключительная - совсем недавно.
Проверял текст своей "мозаики" терпеливо, как мог, истово. Фрагменты пересматривал десятки раз.
Что-то не сошлось. В качестве "единого целого" и не могло сойтись.

18 лет минуло. Тех, кому сейчас семнадцать, еще не было.

В прежнюю шкуру не влезешь.
Поэтому полностью согласен: "утратив свежесть восприятия", можно попробовать, естественно, что-то воссоздать, но это
почти неподъёмно.

"Хотелось бы верить, что есть еще такие острова, умеющие ждать даже оттуда, где сосуды в серебрянке".

Хорошо. Возвышенно.
(Не впервые употребляете данный образ, но здесь плоскость иная).

К "своему" острову "краеугольному" еще вернусь, есть немалая необходимость, но теперь наступает жёсткий цейтнот.

Пожалуй, успею посетовать, что у Вас крайне редко встречается юмор, а тут-
в самый раз. Сие насчет "безмена прегрешений".

("Такая скромная литота для грешников, не более 10 кг. грехов“)

Тут же, почти инстинктивно:
"в одни руки"

Блестяще

Владимир Ветров 2   04.07.2023 17:03   Заявить о нарушении
В 3 части вывел вопрос личной веры.
Это никоим образом не соответствует строке "обложечной",
в какой-то мере подразумевающей акцентированный переход на механическую констатацию
("Я приветствовал веру..."),
даже если явь в день создания текста не противоречила авторским реалиям
и не расходилась с определенными нюансами данного повествования.

Тем не менее, вопрос веры для меня особый, тонкий (дело не в "моем" востоке). Вера истинная никогда
не бывает на поверхности. Кроется гораздо глубже, нежели может показаться многим.
Да, "не человек выбирает остров".
Безотлагательно появляется монументальный вопрос:
"А что, собственно, вообще способен
выбрать человек?"

Считается, что отвечать вопросом
на вопрос невежливо.
Но этот мир вообще не самый вежливый на окраинах Млечного Пути.
Есть с кого "брать пример".
Итак, быть может, человек способен выбрать имя, фамилию, родителей,
язык общения? Или, возможно, способен выбрать страну, город, где родиться? Или хотя бы свой дом, улицу? Либо тот или иной индивид, садясь, предположим, в автобус, способен выбрать водителя? Или кондуктора? Может, пассажиров, с кем придется ехать?

Никого не агитирую. Даже не пытаюсь. Но ответ известен.

Да и вообще-то верно римляне рассуждали: "Sapienti sät"

Мобильник требует паузы
("Не пора ли нам подкрепиться?)

Владимир Ветров 2   06.07.2023 16:53   Заявить о нарушении
Будем считать временной перерыв не задержкой, а отсрочкой ответа.

"Легче вообразить мариниста без морей
либо, пардон, вурдалака, коему безразлична любая кровь..."

О маринистах. Наверное, уже есть. Полотна не так вечны оказались. И от "Девятого вала" уже даже и рамы не осталось бы, не будь у картины зрителей неизвестных, как те легионы, на костях которых делаются милитари-победы. Да и литераторы без "багажа" уже не новость. Смею чуток причислить себя к этой категории интересующихся искусством, периодически и пребываю в такой нулевой вероятности экспрессии по модулю, когда холодильник, по сравнению со мной, выглядит уютным камином.

Мне показалось, что в паре "кровь-вурдалак" не совсем аутентичное противопоставление. Незримых вурдалаков много больше, чем комарих, питающихся человеческими эритроцитами и их подобий в виде Дракулы. Ну что мы можем возразить законам природы.

Когда появились рыбы и замкнули круг крови, тораноидальные миноги были вынуждены устраивать первые вампирские вылазки, чтобы выжить в прокладке их привычной среды между реалом металлической эмиссии ядра и иллюзией отражений воды. Ну и понеслась эволюция в рай...Любая ступень ее - это борьба за жизнь между прошлым и будущим. В будущем смерти больше, чем в прошлом, даже формально. Поэтому для вурдалака это банальный инстинкт, а не вопрос желания. А там в права вступает уже "синдром зоопарка", где ты не ты, а системный сгон между бактериями и вулканами.

"Ненароком вспомнился анекдот с "бородой""

Столичная.У меня с этим определением ассоциируется только водка. Ну, этот анекдот, свою реликтовую растительность может и отбросить. Поскольку до цифрового хайпа и после него его можно прочесть или понять, совершенно по-разному.
"Если серьезно, то "Фермата" изначально не состояла из трех частей.
2 первые части созданы в 2004, но заключительная - совсем недавно."

Как хладнокровная змея, читая свое раннее, испытываю чувство, которое не каждый любит, но я рада любым эмоциям, поэтому и ему благодарна. Хоть как-то оживляет шестеренки моллюска с серым веществом. Это стыд. Стыд за написанное в тональности "еще не совсем информированного пессимиста". Дописывать никогда бы не рискнула. Единственное, что иногда делала - вообще переписывала и в разнице искала сюжет дороги, на дельте - что было, что стало. Дельта всегда черного цвета.
"18 лет минуло. Тех, кому сейчас семнадцать, еще не было.
В прежнюю шкуру не влезешь."

18 лет. Как интересно. Когда писалась "Фермата", я лежала в палате и слушала как кричат в соседней инсулиновой, привязанные к кроватям буйные дамы...Мне туда очень легко занырнуть. Иногда кажется, что я оттуда и не выходила. Так, растворилась в заоконном снеге, прогалинах полетт в умывальной, в эмали зеленых стен, в контейнерах по выходным, в звуке ключей санитарки, в системах и песнях сумасшедших.

"Не человек выбирает остров"...Тронуло из прошлого. был один остров. Не уберегла. Пусть ему будет тепло отсюда.

"Безотлагательно появляется монументальный вопрос:
"А что, собственно, вообще способен
выбрать человек?""

Что выбирает...маленькие простые вещи...
Пишу же я Вам после многих "но"...Выбор? Случайность? А что дороже, первое или второе?
Пишу в тональности, которую редко допускаю даже с близкими. Выбор? Желание? Что ближе?
Не читаю Вас взахлеб. Крошу на цитаты и фрагменты. Чтобы не утонуть в эмоциях, а заставить работать память. Выбор? Необходимость? Литературный рефлекс вампира?
Цитата про дьявола научила любить мелочи. Хотя выше, конечно, писалось не о мелочах.

Терпения Вашему мобильнику. Кста...

А как крысы?

Ксения

Кшесинская Деметра   07.09.2023 09:24   Заявить о нарушении
Совсем недавно поймал
себя на любопытной мысли: "Насколько уютно все-таки может быть
на произвольном "поле".
Да, на шахматном тяжелей в разы,
ибо неизменно следует переход
на конкретику. Здесь тезис весьма лаконичен: вера истинная не бывает
на поверхности, кроется гораздо глубже. Отсюда и шествует со всей категоричностью:
"Не человек выбирает остров".

Да и как иначе? Любая дорога человеческой жизни - это данность.
Не более того.
Людишек всегда ставили перед фактом.
А насчет пресловутого "выбора"...
Глупо рассуждать о том, чего
никогда не существовало
по определению.
Легче решить, что Бога нет.
(Вспоминается Анна Андреевна:
"Интересно, куда это Он у вас подевался?")

Когда-то Шопенгауэр договорился
до любопытнейшего бреда: "Жизнь есть цепь случайностей, причем случайностей неповторяющихся".
Ладно, оставим в покое "великого мыслителя", а то еще какую-нибудь
ахинею вынужден буду повторить ненароком.

Лучше уж вернуться к Тарковскому и
его смертельно уставшему Снауту:
"Человеку нужен человек".
Здесь проще. Точней.

(Позже продолжу. Вероятно.
Цейтнот не завершился и доныне.
Многое не успеваю.
Желательно констатировать, что мнение
свое высказывал неоднократно,
но спорить не буду. Из принципа.)


Владимир Ветров 2   09.09.2023 13:16   Заявить о нарушении
А с моими селекционными крысами
полный порядок. Столько поколений
прошло через мои руки...
Еще с 90-х годов прошлого столетия тянется эта история.

В настоящий момент живут
2 брата-акробата, откормленных
до полного безобразия

Владимир Ветров 2   09.09.2023 13:55   Заявить о нарушении