Светлана Корчагина. Малокомплектка
В первый день по приезду в посёлок Христофоровка она обнаружила, что вся начальная школа состояла из восемнадцати учеников и была укомплектована в один класс: пятеро детей – первый класс, шестеро детей – второй класс, остальные – третий.
Вечером она написала десять конспектов – по три на каждый урок и один – общий. К тому же, без подписи директором школы Дины Александровны каждого их этих конспектов, практикантка не имела права приступить к занятиям, поэтому ей надо было каждое утро быть в школе на час раньше, на что уходило масса времени и переживаний.
На второй день она узнала, что учительница малокомплектки легла в больницу и ближайший месяц в школе не появится.
На третий день она вдруг обнаружила, что ученики третьего класса не понимают её, а Витя Чен, круглолицый, черноглазый корейчонок, возмущённо заявил:
- Нина «Паловна», у нас сейчас арифметика, а не письмо.
- Что? Какое письмо? – изумилась учительница.
- Ну, вы же говорите «уменьшаемое», «вычитаемое»…
Когда она взяла в руки учебник ребёнка, то всё поняла, и ужас, а больше растерянность и отчаяние овладели ею. Дети занимались по старой программе, а уже почти полгода вся страна перешла с четырехлетнего начального обучения на трёхлетнее. Методика тоже изменилась, прежними остались лишь принципы обучения. Именно новую методику использовала молодая учительница, иной она не знала.
Выход был один – заниматься по старым учебникам, но детям она запретила говорить арифметика и письмо, а в дневниках все записали новые названия предметов: математика, русский язык, чтение, а в третьем классе ещё и природоведение. Но через три дня ситуация не изменилась – они по-прежнему не понимали друг друга.
Нина решила действовать. Она попросила всех детей предупредить родителей, что в четверг они едут в город в краеведческий музей, там у них будет урок ознакомления с родным краем. Благо, что областной центр находился в восемнадцати километрах, однако никто из детей не посещал музея.
Экскурсию по музею она провела сама, такое мероприятие практиковалось у них в училище и в прикреплённой к нему школе. После чего Нина Павловна привела все свои три класса в училище в методический кабинет, посадила их за столы и попросила посидеть смирно, потом отправилась в преподавательскую.
Её появление вызвало недоумение. Нина Стромнина была гордостью училища. Чего стоили её спортивные достижения в лыжных гонках и работа в агитбригаде и лекторской группе.
- Здравствуйте, дорогие педагоги! Я к вам и не одна. Не удивляйтесь. Там в методическом кабинете сидят три класса, которых я не могу ничему научить, потому что они учатся по старой программе, а нас учили по новой. Или вы мне поможете, или я заявляю о своей дисквалификации.
Этот случай потом вошёл в анналы истории педагогического училища. Но произошло невероятное – весь педагогический состав, включая директора Зою Алексеевну Коломину, подключились к исправлению ошибок. В тот день с детьми занимались все методисты училища: выявили степень отставания по основным предметам, разработали новую методику и каждый день в посёлок Христофоровку приезжал методист из училища. К делу подключились и все Нинины друзья. Подруга Лида проверяла тетради, одноклассник Валерка вырезал из этикеток с китайских ящиков красные крутобокие яблоки, потом они клеились водой на школьную доску, и это было самое лучшее наглядное пособие.
А когда мартовские вьюги и метели замели все дороги Нина Павловна на бронетранспортёре, выделенном командиром части, где служил её отец, подъезжала к школе на зависть всем мальчишкам и девчонкам, а настоящий шлем танкиста перемерили все по очереди и не один раз.
Дети постепенно вникали в новый материал. Старые учебники отложили и приобрели новые. К исходу третьей недели Нина Павловна и ученики заговорили на одном языке.
- Романова Марина, ответь, пожалуйста, если уменьшаемое неизвестно, как его найти? – спрашивала учительница.
- Нужно к разности прибавить вычитаемое, – бойко отвечала девочка.
- Витя Чен, а если сложить два слагаемых, что мы получим?
- Сумму, Нина Паловна.
Всё было бы ничего, да только после всех событий отношения с Диной Александровной ухудшились. Может из-за взбучки, которую она получила из РОНО, а может из-за надоедливой и беспокойной практикантки. К тому же, старую учительницу нужно было отправлять на пенсию или переучивать.
На последней неделе практики Нина Павловна обнаружила кинопроектор «Русь» в «закромах» школы, а также множество учебных фильмов. И начался настоящий киношный бум. На уроки природоведения Стромниной напрашивались дети из всех классов.
Однажды Дина Александровна вызвала её в свой кабинет:
- Объясните, почему вы не по теме используете технические средства обучения?
- Нет, вы не правы. Вчера у нас в третьем классе были «Природные зоны». А позавчера мы изучали смены дня и ночи, строение Земли.
- А почему дети первого и второго классов смотрят то же самое?
- У них не было урока, они попросились. Я думаю, им тоже интересно.
- А скажите, Нина Павловна, зачем вы Кате Игнатовой красили волосы прямо в учебном классе. У вас не точная информация. Дело в том, что у Кати на голове вши – педикулёз. Я их выводила чемерицей. Это безвредно и эффективно. Мне пришлось проверить всех детей, больше ни у кого нет.
- Вы хотите сказать, что медицинская служба не выполняет свои обязанности?
- Нет, мне было жаль девочку. Она играла с ними, гоняя их по клеточкам тетради.
- Кого?!
- Вшей. Дина Александровна, у вас есть ещё вопросы?
- Нет, вы свободны.
Нина поставила всех детей на лыжи, научила их правильно дышать и спускаться с горок. В спортзале приобщала ребят к баскетболу и пионерболу. А к международному женскому празднику 8 Марта все ученики на уроках труда вышили носовые платочки, даже первоклассники справились со сложной работой. И к родительскому собранию дети сами вручили подарки мамам, прочитали стихи и спели песню «Солнечный круг» под аккомпанемент на гитаре учительницы. Это окончательно сдружило детей и взрослых.
Нина Павловна ещё два раза возила детей в город: в драматический театр имени А.П. Чехова на спектакль «Сказка о потерянном времени» и в цирк-шапито.
Когда же закончилась её практика Дина Александровна в графе «Отметка за педагогическую практику» написала «удовлетворительно», отметив, что практикантка не смогла найти общего языка с педагогическим коллективом школы.
Методисты училища опротестовали это решение, заметив, что этот фактор не влияет на оценку, так как дети освоили весь учебный материал, справились с отставанием благодаря практикантке четвёртого курса Стромниной Нине Павловне. Она заслуживает только отличной оценки.
Позже Нина проводила семинары на старших курсах о малокомплектной начальной школе.
Методисты предсказывали: «Малокомплектка – ближайшее будущее сельской школы». И они оказались правы на много-много лет вперёд.
Свидетельство о публикации №123042103955