Описание картины Матрица Бодрийяра

«Матрица Бодрийяра», холст, акрил, коллаж, 60х60, 2023 год.

В постмодернизме есть идея, что Мир – это текст. Но, многие помнят, что эта идея не нова, т.к. ещё в Священном Писании утверждается, что «в начале было слово». Что удивительно, это вполне подтверждается наукой, т.к. любая ДНК – это последовательность букв «А», «Т», «Г», и «Ц». Таким образом, нижняя-левая часть картины посвящена основам нашей цивилизации, да и жизни, вообще. Об этом у автора есть строки:

«Как ни крути, но всё ж из букв
Составлен Мир - возьми любого:
Там буквы "А", "Т", "Г" и "Ц"
И у больных, и у здоровых».

(отрывок стихотворения «На ДР ФМ»)

Поднимемся выше и увидим символы общества потребления – этикетки известных брендов. Первые творческие эксперименты на эту тему приписывают Энди Уорхоллу. Главное в этом обществе: запоминающаяся картинка и слоган/бренд. Общество потребления отличается тем, что сосредоточено не на удовлетворении базовых потребностей человека или потребности в глубоких смыслах, а на придании простым вещам дополнительной ценности с помощью слов и изображений, властвующих над коллективным бессознательным. Причём, ценность вещей может ими, как повышаться, так и принижаться без изменений самой сути вещей. Нередко, в масштабах всего Мира (завоевание эпохи глобализма). Сверху-слева мы видим два таких примера, которые признаны символами неудач, бедности, неустроенности. Сам автор ощутил на себе смысловую нагрузку их потребления:

«Доширак на обед, сникерс на ужин -
Кошелёк мой деньгами совсем не нагружен.
Мне такая стабильность нравится очень:
Могу с запахом курицы взять, а могу и говядины, между прочим!»

(стихотворение «Воспоминания о безработице»)

Перемещаясь вправо, мы наталкиваемся на один из узнаваемых элементов глобальной сетевой реальности – смайлик. Он примечателен тем, что делает ненужными целые слова, самим собой придавая смыслы высказываниям, иногда заменяя всё предложение. В принципе, это такой же продукт общества потребления, как бренд, который за Вас всё скажет, неся много дополнительных смыслов. При этом, как и в случае с вещественным потреблением, происходит упрощение смыслов, потеря нюансов, стандартизация. В случае с языком это приводит к тому, что переписка всё больше становится похожей на стены египетских пирамид, исписанные иероглифами:

«Как ни открою я контакт,
То вся стена, как в пирамиде:
Там птички с кошечками факт
Нам преподносят в лучшем виде.

И, улыбаясь прям в лицо,
Мерцая желтоватой кожей,
Чувак, похожий на яйцо,
Нам донесёт свой месседж тоже.

И, всё ж, тревожно мне чуть-чуть
От этих стен постмодернизма:
Чему средь них грозит уснуть
Распотрошённым организмом?»

(стихотворение «Пирамиды. Об эмодзи и языке»)

Это перекликается со стихотворением А. С. Кушнера про знаки препинания:

«Огорчай меня постмодернист,
Но подумай, рассевшись во мраке:
Согласились бы Моцарт и Лист
Упразднить музыкальные знаки?

Наподобие век без ресниц,
Упростились стихи, подурнели,
Всё равно, что деревья без птиц:
Их спугнули – они улетели».

(отрывок стихотворения «Пунктуация – радость моя…»)

Вышеприведённые строки отражают тревогу многих людей по поводу исчезновения основы современной цивилизации – слов, а также смыслов, которые они содержит.

Новую сетевую реальность изучал известный французский социолог и (сам он с этим не был согласен) философ Жан Бодрийяр. Это можно встретить в его работах, например, «Общество потребления», «Символы и симулякры», в статьях по поводу роли СМИ в освещении операции «Буря в пустыне». Его идеи были оценены по заслугам и вдохновили многих на творчество. Так, художник Питер Хейли основал стиль Нео-Гео, а родственники Вачовски сняли фильм «Матрица», в одной из начальных сцен которого Нео достаёт диск из книги Бодрийяра. Сам социолог был не согласен с интерпретацией его идей в фильме, но на то и постмодернизм, что торжество мнений.

Уже упомянутому выше Питеру Хейли посвящён заключительный – правый-нижний фрагмент картины, иллюстрирующий власть сетей над словами и самой жизнью, обществом потребления и общением людей. Суть творчества этого художника также раскрыта в ещё одном стихотворении автора картины:

«На картинах Питера Хейли
Чёрный, красный, или, допустим, синий фон.
Квадраты, прямоугольники, объекты.
Между ними линии.
Дом с решёткой, а, рядом с ним с трубой.
Он другой, но такой же. Но, без окна.
Линия одна. На соседней картине их две.
Но, нигде нет основы, начала, конца,
Запятой или точки. Это сеть.
Постпостмодернизм будет иметь
Только такой формат - ни оттенков,
Ни идей, ни стариков, ни детей.
Только объект, связь и фон.
Всё однородно. Всё в унисон».

(стихотворение «Нео-Гео»)

В этих строках чувствуется тревога по примитивизации жизни, превращении людей в простые объекты сети.

Вместе все четыре фрагмента составляют матрицу, что является отсылкой к известному фильму, полному рефлексий на тему власти виртуального над реальным. Присутствие в названии картины фамилии известного социолога, в свою очередь, – дань уважения тому, с кого начиналось серьёзное и последовательное изучение гиперреальности. При этом автор понимает, что идеи Бодрийяра базируются на плечах многих, как живших ранее, так и его современников (например, на книге Ги Дебора «Общество спектакля», etc.). В «Матрица Бодрийяра» художник постарался собрать вместе и осмыслить многие из них. Зритель имеет возможность оценить, насколько попытка была удачной.

П. Б. Беклешов


Рецензии