На еврейском кладбище

Здесь за оградой - мертвые евреи.
В лесах стоит закрытой синагога,
И памятники в тишине деревьев
Орут о тех, что не узнали Бога.
 
"Часовни" - только без крестов на шпилях,
Иврит и треугольники Давида (*)...
У всех у нас похожие энд-шпИли (**)
Но здесь - изкор(***), а где-то - панихида...
 
Смотрю под ноги, там - асфальт расквашен,
А я ждала дорогу из надгробий:
Меня опять не отпускает Плашев (****),
И  м и р  все так же неправдоподобен...
 
Как невозможно то, что "Монастырский" -
Фамилия на памятнике слева.
И эта мысль болезненно-настырна,
Как будто мне до этого есть дело...
 
Ну, "Монастырский". Что же тут такого?
Возможно, выкрест (*****) в родовой могиле...
Сейчас мы хоронили "Кондакова"(******)...
А дядю Мишу точно не крестили...
 
Шепчу пророкам Ветхого завета,
Идя к своим впервые за три года,
Моих молитвой вывести из гетто,
Чтоб хоть живые обрели Свободу...
 
Сгущаются кладбищенские тучи -
Живых и похороненных оплакать...
Крещение - увы, не папин случай.
Когда-нибудь здесь м е р т в ы м будет папа.
 
02.08.21
 
(*) два треугольника образуют звезду Давида
(**) эндшпиль - финальная часть партии в шахматах
(***)Изкор - в среде российских евреев молитва-поминовение душ умерших людей называется изкор, но ее полное название — азкарат нешамот
(****) в лагере Плашова дорога была вымощена надгробиями с еврейского кладбища
(*****)выкрестами называли крещеных евреев во времена Российской империи
Однако фамилия с большей вероятностью носила топонимический характер.
(******) Кондак (греч.)- жанр церковной православной поэзии, краткое песнопение
Однако, варианты возможного происхождения фамилии различны.


Рецензии
Мари, я тоже когда-то не мог себе представить, как переживу смерть своего любимого папы. Но вчера прошло ровно 22 года(29 Нисана), как он покинул этот мир, и Всевышний умеет утешать и успокаивать.
В одном месте я бы немного изменил текст. Слова "Изкор" и "панихида" ,хотя и восходят к кладбищенской тематике, из разного логического ряда :"Изкор"-молитва, а панихида - прощание перед похоронами. Я бы написал: Но здесь "ЭспЭд"(הספד) , а где-то панихида , что почти полностью является соответствием обрядов. Но это Вам решать.
Тематика Вашего стихотворения задела меня ещё и следующим образом: вчера впервые за 22 года я не сумел собрать миньян на могиле папы. Что поделаешь? Всё люди заняты. Я, мой шурин и трое моих сыновей составили только пол-миньяна, который,к сожалению, не могли дополнить ни моя сестра,ни жёны сыновей. Пришлось прочитать текста "азкара" без Кадиша.
Сегодня Йор Цайт (годовщина смерти) прошёл, а Ваше стихотворение возвращает меня опять к этой теме.

Графман Леонид Давидович   21.04.2023 09:15     Заявить о нарушении
Ленонид Давидович, благодарю Вас!
Соболезную Вам с папой! Зихрино ли браха!

Вообще, в момент похорон/прощания с покойным идет "отпевание", оно совершается единожды. Если хоронят без отпевания по какой-то причине, его можно совершить позже, даже через 30 лет, но один раз. И ЭспЭд как надгробная речь, мне кажется, соотносится именно с "отпеванием".
А панихида это определенный набор молитв, псалмов и песнопений, который по усопшему можно совершать многократно. Как и изкор (на сколько я понимаю).
Но в любом случае очень интересное и полезное замечание. Буду держать в голове.

С уважением, Мари

Мари Сетэр   21.04.2023 11:57   Заявить о нарушении
Насчёт панихиды не знал, что это многократное и ежегодное,как азкара. Если так ,то Вы правы.

Графман Леонид Давидович   21.04.2023 12:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.