Знакомый незнакомец. Выстраданное счастье

 Есть люди, самим своим существованием в поэзии создающие необыкновенно питательную атмосферу, в которой вырастают другие поэты и созидаются прекрасные стихи. Таким человеком   был Павел Григорьевич Антокольский (19.06.1896 г.- 9.10.1978г.), крупный поэтический мастер, переводчик и драматург. Павел Антокольский, родись он лет на пять раньше, мог бы стать полноправным представителем Серебряного века русской культуры.  Нынче поэзия  этого классика отечественной литературы ХХ века открывается для  нас заново.

 История   жизни  и творческой  деятельности   П.Г.Антокольского   известно многим  но  в  каждой  истории  есть  малознакомые факты  из  личной жизни, которые   по той или иной  причине замалчиваются.  О таких фактах  мы обычно
узнаём  позже. Например,  Павел Антокольский  с юношеских лет  увлекался  театром,  играл  в любительских  спектаклях,  сочинял  пьесы.  Вскоре его  увлечение  сценой  сказалось  на его ранних стихах.  Как и  многие его сверстники , он долго не мог  определиться  с главным делом  своей жизни . Поэтому-то и поступил на юридический факультет Московского университета – ему казалось, что там получится наиболее безболезненно прогуливать занятия. Однажды  Антокольский увидел на университетской стене объявление о наборе в студенческую театральную студию – вот тут-то с 1918 года Антокольский и  стал  одним из активнейших студентов этой студии. 

С Вахтанговской студией, которой руководил Евгений Вахтангов и которая в дальнейшем стала театром его имени,  Антокольский был связан почти 20 лет: до самой  Великой  Отечественной  войны. 

 В 1920 году в студию пришла 18-летняя актриса Зоя Бажанова, ученица Михаила Чехова. Открытая, улыбчивая  книжная  девочка,  любительница   Шекспира и Диккенса. В  Зою  Антокольский влюбился сразу  и  навсегда, называя её  «лучшим из существ белокурых ». Они мечтали о будущем гнездышке и гуляли рука в руке по старой Москве, по арбатским переулкам. Он читал ей стихи, она смотрела на него влюбленными глазами, и оба твердо знали, что они навсегда  связаны друг с другом.   Но  до  встречи  с  Зоей  поэт уже был  женат на Наталье Щегловой и имел дочь. Начались мучительные метания.  Вскоре  у Антокольского родился сын от первого брака, и он твердо верил, что останется с семьей.  Антокольский  сделал для себя очень трудный нравственный  вывод.  В течение полутора лет между Павлом и Зоей был полный разрыв.  Актриса тяжело заболела, но не забыла своего поэта и, надеясь на лучшее, в 1922 году блестяще сыграла принцессу Турандот.

 Но  осознав , что в  лице Зои  он    встретил женщину своей жизни ,и  прежде , чем они окончательно сошлись, прежде чем Антокольский  ушел  из семьи, оставив первую жену  с двумя детьми, (  которая, впрочем, с пониманием  отнеслась  к новой любви  своего  мужа,  оставшись  навсегда  его  другом),  произошло еще много болезненного и гнетущего для всех.

Павел Антокольский  был  человеком  бешеного темперамента,  бесконечно  вспыльчивый,  непостоянный,   беспечный, но очень трудолюбивый.  Человеком, в котором  скрещивались крайности,  который  легко  попадал  под  чужое  влияние  В  сущности,  мир  , в котором  он жил,  была  поэзия , и  только поэзия,  а  то,  что происходило вне её,  казалось ему  не  стоящим  серьёзного  внимания.   Он жил поступками.   Равномерное  течение  жизни, её  последовательность  для  него  существовали  только  в  прошлом, а  в настоящем  не  имели  особого  значения.     Вот  рядом с таким  -то человеком и  жила  стройная,  белокурая,  маленькая  женщина  с большим  сердцем  и  с железной  волей.  Она  была  просто ему нужна:  без неё  мгновенно  рассыпалось  бы  всё  его  бытовое  и поэтическое  существование.
    
Антокольский много писал, исправно публиковался – некоторая вынужденная остановка случилась лишь в конце 1940-х годов, когда в разгар «борьбы с космополитизмом» поэт потерял работу в Литературном институте и оказался, в сущности, изгнан на несколько лет из литературы. По окончании опалы он снова был на волне – всегда желанный в кругу друзей, привечаемый издателями и любимый восторженными почитателями. Павел Григорьевич не жил, а горел. Энергия била из него ключом. Он не просто творил, он переживал свое творение.  А Юрий Нагибин,  в своём «Дневнике» напишет об Антокольском с неожиданной нежностью: «Он прожил на редкость счастливую жизнь. Он являл собой в наше мрачное и тягостное время некое праздничное чудо. К его детской постельке явились все феи – в полном составе»

Так было в первой половине 1920-х годов, в пору встречи Антокольского с его второй женой, его ангелом-хранителем,  актрисой  Зоей Бажановой .

Антокольский прожил со своей Зоей  без малого пятьдесят лет – в состоянии даже не любви, а страстной влюблённости. Посвятил ей два пронзительных цикла – в 1920-е годы и в 1969 году, сразу после её смерти, с которой   Антокольский  не смог  смириться.
 
Тяжелейшей потерей стала для Павла Григорьевича смерть жены.  Антокольский  глубоко  понимал  талантливую  в  своей  мудрости  и  умении  безотказно   делать  добро  жену.  Можно  смело сказать,  что никого  он никогда  так не понимал и так не любил, как своего верного, на всю жизнь  преданного  друга.  Только ей одной  он позволял  держать  его  в ежовых  рукавицах:

-«Зоя  держит меня  в ежовых  по-прежнему. И я безропотно  выношу   это главным  образом из любви, уважения,  благодарности  к ней,  а не потому, что убеждён  в необходимости  такого режима»

«Мы выстрадали друг друга, выстрадали настоящее, дорого купленное счастье», — напишет он в мемуарах.

В поэме «Зоя Бажанова» он рассказал ее биографию,правдиво, искренне, трогательно. Но горе от ее утраты все равно надолго осталось в его душе. Иногда вдруг, сидя за своим письменным столом или даже за обеденным, он обхватывал голову руками и плакал навзрыд как ребёнок,  а в жизни не переставал оплакивать:    

«Всё  кончено. Но нет  конца-концу.
Нет и начала  нашему началу.
Но  как тебе   сегодня  не к лицу,
Что ты  вчера  навеки  замолчала...»

           ***----***----***
 «…Зоя! Зоя! Зоя! Зоя!..
Тонкие березки стоят голые, и в них — душа Зои.
 Ее душа во всей этой черной земле,
в последних островках снега, в кристальном воздухе,
в комнате, которая единственная осталась ее прибежищем,
где тесно собраны ее скульптуры…» 

             *** ----***----***
«Я люблю тебя в дальнем вагоне,
В жёлтом комнатном нимбе огня.
Словно танец и словно погоня,
Ты летишь по ночам сквозь меня.
…Я люблю тебя в жаркой постели,
В тот преданьем захватанный миг,
Когда руки сплелись и истлели
В обожанье объятий немых...»

         ***----***----***

« Я рифмовал твое имя с грозою,
Золотом зноя осыпал тебя.
Ждал на вокзалах полуночных Зою,
То есть по-гречески — жизнь. И, трубя
В хриплые трубы, под сказочной тучей
Мчался наш поезд с добычей летучей..»
 
Классик отечественной литературы умер 9 октября 1978 года, через десять лет после смерти жены, и похоронен рядом с ней на Востряковском кладбище. В 2023 году исполнится  127 лет со дня рождения Павла Григорьевича Антокольского.


Рецензии
Хороший сюжет и его подача! С душевным теплом,

Озерова Марина Александровна   22.04.2023 12:05     Заявить о нарушении
Благодарю, Марина Александровна, за визит и доброжелательный отзыв.С уважением и теплом души...ЛМ

Любовь Барсукова   23.04.2023 10:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.