Предисловие к сб. стихов И. Заславской

                О поэзии Инны Заславской, или Восхождение к стихам

Предисловие к книге стихов Инны Заславской «Восхождение»;
Россия, Москва, Издательство Российского союза писателей, 2023.


     Когда Инна Заславская озвучила предполагаемое название будущей книги, я был немного удивлён: в слове «восхождение» мне чудилась излишняя патетика, чрезмерная символика и даже намёк на некое подытоживание творческого пути – а я таких намёков ужасно боюсь! Какие-то сомнения я высказал, о других умолчал, но быстро понял, что решение принято, и больше не спорил. А потом началась работа над этим предисловием – трудная и интересная работа, когда нужно ещё и ещё раз прочесть стихи будущего сборника, большинство которых, впрочем,  хорошо знакомы, а многие так и вообще любимы и давно стояли на невидимой полочке с невидимой же надписью «Самое-самое!». А ещё нужно учесть, что сборник этот у Инны Заславской уже четвёртый, что, как у каждой книги, у него свой характер, что в чём-то он особенный, а в чём-то, естественно, близок предшествующим книгам Инны, что предисловия к тем предыдущим писали очень неглупые люди (в том числе, и я!), а значит, нельзя повторять то, что уже сказано... Словом – работа!

...Это ощущение пришло вдруг. Я уже, как мне казалось, забыл о тех маленьких спорах по поводу названия сборника. Я читал стихи, размышлял об их своеобразии и мастерстве, прикидывал композицию своего будущего текста... И тут на меня обрушилось всей своей тяжестью слово «Восхождение». И слово это вдруг стало сутью не только этой книги, но и всего творчества поэта Инны Заславской. Конечно, мне хочется немедленно рассказать читателям о своём открытии, но я хочу соблюсти правила игры и приберегу свой секрет на потом. А сейчас немного о вещах более традиционных, но не менее значимых...

                2.
У Инны Заславской в современной поэзии давно уже есть своё и уважаемое многими место. Я не буду злоупотреблять тяжеловесным словом «триумф», но нечто подобное в уме всё-таки держу, учитывая, что и сама эта книга является итогом её победы в самом престижном поэтическом конкурсе России. Лет примерно пятнадцать назад, возможно, чуть меньше, в предисловии к первой книге Инны я писал, что главная заслуга Заславской как поэта заключена в том, что её стихи имеют огромную читательскую аудиторию. На её страницы в поэтических сайтах уже тогда каждый день приходили сотни читателей! – а это дорогого стоит! Были они разными: и теми, о ком в перечне посещений написано «Неизвестный читатель», и авторы вполне сложившиеся и даже именитые, и те немногие, кого можно назвать поэтами. В тысячах откликов, а порой и в развёрнутых рецензиях они говорили о достоинствах стихов Заславской, спорили с ней, а то и просто благодарили её, говорили, как им помогли её стихи и что они покажут их своим детям и знакомым.

Я всегда считал, что истинная поэзия демократична именно потому, что она сложна. Это звучит парадоксально, но давайте вдумаемся и поймём, что лишь в  сложной и содержащей много уровней поэзии заложены те многочисленные смыслы, которые позволяют каждому читателю найти пищу для чувств и ума согласно его интеллекту и духовному развитию. И, как мне кажется, такой сложной и насыщенной смыслами поэзия Инны Заславской была с самого её начала. В ней не работают привычные правила разделения стихов на любовные, пейзажные, гражданские, философские и т.д. и т.п. Абсолютное большинство стихов – это сложнейший комплекс… нет! – организм, трепещущий, переливающийся, шепчущий и грохочущий множеством чувств и размышлений. Вот отрывок из одного давно любимого мной стихотворения «Концерт для скрипки и зимы»:

На небе и под небом полутьма –
Осенняя сюита отзвучала,
И скрипки приготовились к началу
Концерта под названием "Зима".
И вот нетерпеливый дирижер
Взмахнул – вступили дружно духовые,
Всей силой выдувая снеговые
Валы на холодеющий простор.
И пальцами в перчатках ледяных
По клавишам забегали метели.
И скрипки зачарованно запели
О нас, озябших сердцем, но живых...

Чего больше в этих стихах, каждый раз новых для меня? – зимнего пейзажа?... или надежды, что лучшее ещё сбудется?... или ожидания вдохновения?... или просто того смятения чувств, какое рождают великолепные образы и метафоры? Уверен, что не только я, читатель довольно искушённый, но все – кто и умнее, и простодушнее меня, –  найдут здесь что-то важное и нужное их душам.

                3.
Другую и не менее важную причину подлинной демократичности – или можно, наконец, сказать: народности? – поэзии Инны Заславской я вижу в её доступности, или, как говорили акмеисты, в «прекрасной ясности». Ни в этом сборнике, ни в предыдущих вы не найдёте аморфных, невнятных, размытых в своём содержании текстов. Нет в них и модной нынче нарочитой смысловой пустопорожности, которой прикрывают свою неполноценность нынешние модернисты и «сокрушители классики». Стих Заславской точен и остёр, как дамасский клинок. В нем нет зазубрин, случайностей и слабостей вроде плохой рифмы или неоправданного образного приёма. Однажды замечательный поэт Леонид Марголис сказал, что в настоящей стихах есть «плотность атомного ядра». Мне кажется, что такое определение подойдёт для всей поэзии Заславской. Как пример приведу несколько строф из не нового уже стихотворения без названия, где поэт говорит о бесконечной неповторимости жизни, души и творчества:

Что знали армии певцов,
Рассеянных в веках,
О том, как жжет моя любовь,
Как леденит мой страх?

В речах давно остывших уст
Не ощутить, поверь,
Моей надежды винный вкус
И соль моих потерь.

Да, новизны в помине нет
Под пыльною луной,
Но каждый прожитый сюжет -
Он мой, и только мой...

Ни лишнего слова, ни лишней буквы – а всё написанное необходимо и достаточно, как сказал бы математик. И ещё пусть читатель обратит внимание на то, что пролетело мимо его сознания в стремительном движении этих безупречно выписанных строф, пусть хоть теперь он обратит внимание на чуть ироническую парадоксальность словосочетания «армии певцов», на блистательную точность эпитетов «надежды винный вкус» или «под пыльною луной»... Заславская великолепно владеет необходимым поэту умением найти именно тот неповторимый и  единственный приём, который сперва незаметен в ткани стиха, а потом поражает своей новизной! И потому саксофон красуется «медным профилем», музыкант повелевает «поверженным партером», а в голосе великой поэтессы, которой посвящено стихотворение, слышна горьковатая «полынная поволока» – и несть числа многим подобным примерам в этой книге.

                4.
Но не существует ли определённого противоречия между тезисами о многослойности и одновременно о предельной ясности стихов Заславской? Упростим вопрос: может ли текст быть одновременно и сложным, и доступным? Я не откажу себе в удовольствии ещё раз обратиться к точным наукам – на сей раз к физике. Кто из нас не слыхал о знаменитой формуле E=mс2, выведенной Эйнштейном? – ведь как она наглядна и красива! А теперь попробуем хотя бы приблизительно представить себе, что стоит за этим равенством, как доказать, что оно верно, и способны ли мы не просто прочесть, а осознать связь понятий массы, скорости и энергии? Ну что, получилось? Но ведь у некоторых из нас есть представление о сути этих понятий – и, значит не всё потеряно! Просто надо думать и искать, а в поэзии ещё и чувствовать. И тогда громада бытия и песчинка жизни станут вровень, и мы научимся, как писал Блейк «В одном мгновенье видеть вечность, // Огромный мир – в зерне песка...». Но то Блейк, а у Инны Заславской есть своя орбита в поэтическом космосе:

Что тебе в этом роскошестве праздном?
Что в созерцании божьих красот,
Несоразмерном и несообразном
С важностью сиюминутных забот?

Мне, честно говоря, интонация вопроса у Заславской интереснее и ближе, чем декларация английского классика. Русская поэзия вообще предпочитает спрашивать, а не отвечать, понимая, что за одним найденным ответом возникают всё более сложные вопросы. И потому нас не утешают обещаниями скорых разгадок мировых тайн. Более того, нам напоминают о тщете поисков вечных истин, которых, возможно, и нет. И тогда Заславская скажет:

О пошлости, о глупости, о бреде...
О чем, бишь, я? Да, в общем, ни о чем.

Но кто их знает! – может быть, эти истины, и есть, но поиск их так невероятно сложен, что можно всю жизнь «…Жаждать ясного ответа, // И умереть, его не получив»...

                5.
Мне всегда было интересно, насколько важен для творческой личности сам факт творчества, степень её вовлечённости в осознание творческого процесса. Иначе говоря, что значат для поэта его стихи? Думаю, что вопрос этот интересен множественностью ответов на него. Для одних творчество – это служение. Для других – самореализация. Для третьих – способ выделиться и доказать своё право «быть не как все». Словом, несть числа тем ролям, которые играют на сцене поэзии её авторы. Ну а что есть творчество для Инны Заславской? С большим интересом искал я ответ на свой вопрос – и поиск был трудным по причине весьма парадоксальной! Дело в том, что и в этом сборнике, и вообще у Заславской есть много стихов, посвящённых этой теме. Иногда это обращение к своему творчеству, иногда – к тому, что называется «современной поэзией», иногда – размышления по поводу искусства вообще. Трудно найти ответ, когда мало данных для его поисков. Но ещё труднее его искать, когда данных слишком много! Логика в последнем случае не поможет. Она не способна учесть все тонкости и нюансы образов и коннотаций в поэтическом тексте. Но там, где пасует логика, можно опереться на чувства. Я, к сожалению, не могу в рамках предисловия полностью привести те стихи, которые особенно любимы мной и которые Инна читала после того, как было оглашено, что именно она стала «Поэтом года». Мне кажется, именно в них высоко и лапидарно сказано, что творчество есть прекрасный труд, что как всякий труд он может окончиться неудачей, что поэт есть сам себе высший суд и что только в самом себе он должен искать силы для того дела, которым он живёт:

 ...Но взлет отложен. И движенье
Созвучий, их живую связь
Нащупываешь, с притяженьем
И отторжением борясь.
Лекалом проверяешь строчки
И метрономом – каждый такт,
Пока стальные молоточки
Стучат в висках: «Не так, не так…»
Тогда – отбрось, забудь, не кайся
В том, что огонь ушел в золу.
Но никогда не отрекайся
От крыльев, брошенных в углу.

                6.
Теперь, я думаю, пришло время сказать, что же всё-таки мне открылось в значении того названия, которое Инна Заславская избрала для своей книги. Когда-то греки придумали слово «катарсис», смысл которого легко сформулировать, но трудно понять. Это слово стоит в том же ряду, что и «любовь», «совесть», «поэзия», «свобода», «вечность» и ещё некоторые, без которых человек не стал бы человеком. Почему-то в русском языке слово «катарсис» не нашло себе аналога со славянским корнем, но смысл его настолько значим и важен, что без этого слова не обходятся многие науки. Катарсис – в главном его значении – это очищение страданием, это итог трудного прихода к важнейшим нравственным понятиям. Мне кажется, что смысл слова «Восхождение» очень близок к тому, что чуть выше было сказано об отношении Заславской к своему творчеству и к творчеству вообще. И, наверное, лишь после восхождения к каждому своему стихотворению, к каждой строфе, образу, слову можно написать:

Взлетев над короткою битвой,
Над пагубой мелкой возни,
Стихи вознесутся молитвой
И, может, продлят мои дни.

 Пусть читатель подумает от этом, читая глубокие, умные, искренние и мастерски написанные стихи этой книги...

                7.
И в заключение хочу сказать ещё об одном удивительном свойстве этих стихов – о свойстве, которого нельзя уловить и понять, читая каждое стихотворение в отдельности. Я люблю поэзию Инны Заславской. Я знаю практически всё написанное ею за 15 лет нашего знакомства.  Естественно, в её предыдущих сборниках я читал и более ранние вещи. Но каково же было моё удивление, когда я начал читать стихи, собранные в этой книге, и вдруг ощутил, что они – иные!, что в соседстве с другими стихами книги они звучат весомее и многозначнее, что общий их резонанс колеблет мир моего восприятия намного сильнее, чем прежде, когда они сбывались для меня порознь...

Я желаю читателю такого же приобщения к этому резонансу, к катарсису, к восхождению.

            Марк Шехтман, поэт,
            член Союза писателей Израиля.

=========================================

Информацию о том, где и как купить книгу И.Заславской "Восхождение", можно найти по ссылкам:  http://shop.stihi.ru/, (http://shop.stihi.ru/contacts).               


Рецензии
Благодарю за напоминание о том, что важно и ценно в поэзии.

Вдохновляет!

С уважением,

Алексей Кашмов   19.04.2023 22:09     Заявить о нарушении
Кстати, подписался на страничку Инны! Очень!

С уважением,

Алексей Кашмов   19.04.2023 22:19   Заявить о нарушении
Алексей, я уверен, что Вам будет интересно! Инна Заславская – прекрасный поэт.

Марк Шехтман   20.04.2023 07:50   Заявить о нарушении
Благодарю!

Алексей Кашмов   20.04.2023 13:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.