Саша, ты помнишь наши встречи

Ко дню рождения композитора Бориса Фомина.

Борис  Иванович  Фомин родился 12 апреля 1900 в Санкт-Петербурге. Чтобы представить о музыкальном таланте какой величины  пойдет речь, стоит заметить, что Фомин является автором серии легендарных романсов, включая знаменитый «Только раз бывает в жизни встреча», который он посвятил цыганской певице Марии Масальской. Отец будущего композитора был царским генералом, военным врачом.Борис свои артистические навыки оттачивал в окопах Гражданской войны, а,  вернувшись к мирной жизни, работал буквально во всех жанрах: пел, танцевал, музицировал, читал стихи и вёл концерты, поставил весёлую оперетту из собственных номеров и показывал её прямо на фронте.
Через два с половиной года Борис вернулся в столицу и снова обратился к оперетте. Тогда родилась «Карьера Пирпойнта Блэка», имевшая успех в Москве и Петрограде. Однако критики восприняли её весьма прохладно, признавая, что уровень музыки лучше, чем у Кальмана. В ту пору Бориса Ивановича уже называли королем русского романса.
Причем, один лучше и популярнее другого, вспомним нетленную  «Дорогой длинною», написанную в 1924 году, «Саша» и еще около 300 романсов. В 20-е годы его песни были самыми любимыми и исполняемыми в СССР, их пели на государственных концертах и дома, передавали по радио. Говорят, что многие исполнители, включая Леонида Утесова, боялись конкуренции с Фоминым.
К концу 20-х, начала давать о себе знать сталинская «культурная революция». Началось «выкорчевывание» американского фокстрота, цыганщины, аргентинского танго, а вскоре добрались и до романса. Этот музыкальный жанр был официально запрещен летом 1929 года на Всероссийской музыкальной конференции, которая заклеймила романс как «контрреволюционный хлам». Борис Иванович остался без работы  и друзей.
В  документальной книге «Счастливый неудачник» Елены и Валерия Уколовых  читаем,  что даже  воспоминаниями о сотрудничестве с Фоминым боялись делиться Мария Миронова, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Сергей Образцов, Марк Фрадкин, Матвей Блантер, Иван Козловский. В 1937-м году Борис Иванович был арестован. 
По одной из версий, его романс «Саша» («Саша, ты помнишь наши встречи?») в исполнении Изабеллы Юрьевой любил Сталин. Впрочем, это вряд ли могло дать какие-либо преимущества. Кстати, Изабелла Юрьева была одной из немногих коллег Фомина, кто позже не побоялся поделиться мемуарами о нем: «Какой же он был талантливый! Что ни песня – то перл. Затравили, загубили такой талант. Сколько он мог еще создать песен и романсов. Он писал от души!»
Во время Великой Отечественной Борис Иванович находился в Москве, организовал вместе с товарищами фронтовой театр «Ястребок» при клубе МВД и был известен своими спектаклями и концертными программами, в полной мере отражавшими события в стране.
За время войны Борис Фомин написал множество фронтовых песен, которые пели на всех фронтах и в тылу. «Жди меня», «Ленинградская провожальная», «Письмо с фронта». В 1946 году Фомина с легкой руки главы Управления пропаганды и агитации Андрея Жданова окрестили «безыдейным пошляком» наряду с Михаилом Зощенко и Анной Ахматовой. Новую травлю Борис Иванович не пережил. 25 октября 1948 он скончался в бедности и болезни в возрасте 48 лет, похоронен на Введенском кладбище Москвы.

Сквозь поток людской
Всплывают в памяти порой
Отрывки детства, друзья, соседство
И образ твой.
Сашка, сорванец,
Голубоглазый удалец,
Веселый друг моих забав.
Вообще чудесный, славный парень.
Саша! Ты помнишь наши встречи
В приморском парке, на берегу?
Саша! Ты помнишь теплый вечер,
Весенний вечер, каштан в цвету?
Нет ярче красок
Нигде и никогда!
Саша, как много в жизни ласки,
Как незаметно бегут года.


Рецензии