Я воспитываю гражданина!

Как воспитать  гражданина, в наше далеко не простое время? Поток ненужной информации, искаженные материалы в СМИ, современные компьютерные технологии - не всегда бывают нам помощниками. В своей работе, а у меня почти тридцатилетний педагогический стаж, я все же стараюсь живым словом, делом, личным примером показать детям, что быть гражданином это- счастье!!! На своих уроках истории я много использую краеведческого материала,  как средство гражданского воспитания, который создает благоприятные условия для всестороннего развития личности школьников, участвуют в познавательной деятельности. Дети приобретают знания об отдельном историческом событии, и об  истории края в целом. Эта деятельность носит чисто духовный характер и может иметь различные уровни по сложности – от простого усвоения исторических знаний на учебных уроках или внеклассных занятиях, например в историко - краеведческом кружке, до поиска новых знаний (поисково – исследовательская деятельность в школьном историческом клубе, в походе по родному краю, экспедициях).
        Немалую роль   в воспитании патриотизма играют духовно-практические ценности (организация выставок, историко – краеведческих уголков и школьных музеев, установление мемориальных досок) или достижения других практических результатов (шефство над семьями погибших в годы Великой отечественной героев). Особое значение в краеведении приобретает ценностно-ориентированная деятельность, которая строится на уровне поиска новых знаний об истории  края. Любой найденный факт местной истории, новые сведения о тех или иных событиях, людях могут быть приняты или отвергнуты только в результате тщательного объективного анализа. Участвуя в историко – краеведческой деятельности и совершая свое маленькое открытие, школьниками воспринимается историческое событие не как нечто далекое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горесть, утраты, участвуют в ударных стройках. Познают героику и будни созидательного процесса. Таким образом, факты местной истории «оживляют» традиции своей предметностью, событийностью, возможностью раскрытия человеческой сущности. Все это в конечном итоге влияет на процесс нравственного становления школьников, их исторического самопознания и своего окружения.
В своем опыте я хочу представить небольшое исследование истории хутора Долгого. Цель исследования – тот начальный момент, с которого начинается изучения истории края и его памятников. Собранные материалы по истории хутора содержат новые исторические факты, адреса, фамилию участников тех или иных событий, в архивных документов, в воспоминаниях, рассказ очевидцев. Главным в историческом описании является изложение событий и фактов местной истории. Изложение предполагает не только рассказ о ходе событий, но и  их анализ. Историко – краеведческое описание должно содержать ответ наряд вопросов аналитического характера. К таким вопросам относятся:
1.Какова связь фактов местной истории, их синхронность в общей истории родины.
2.На сколько типичны события и факты местной истории и в чем вместе с тем проявляются их особенности, своеобразие.
Историк - краеведческое  описание выглядит убедительнее. Если оно  содержит  (либо в тексте, либо в приложении) не только перечень имен людей, причастных к историческим событиям, но и биографические сведения о них. В каждом месте жительстве есть свои исторические памятные места. Памятники истории очень многообразные. К каждому отдельному памятнику присуще свои признаки. В нашем родном хуторе есть два исторических памятных места. Это церковный колодец XVIII века, и место, где в 20-е годы были расстреляны красноармейцы. Экскурсия по этим местам дает мне возможность более ярко описать события тех далеких времен. Дети не просто слушают рассказ учителя, они представляют те далекие времена, где когда-то была построена церковь, но стало неугодно новому руководству и её решили снести, а на месте церкви построили клуб. Рассказ о том, что над клубом часто «висели» всякого рода неприятные истории. Дети с волнением продолжают историю, это наверное Бог наказывает… В девятом классе на уроке истории при изучении темы «Гражданская война», я прошу детей составить сюжетный рассказ «Путь красногвардейцев в нашем хуторе». И получаю прекрасные ответы: «Шел 1920 год. Гражданская война подходила к концу. Несмотря на явное поражение белогвардейской  армии, они еще смело гуляли по нашим родным местам. После очередного сбора хуторян и призыва вступить в ряды белой гвардии, нашлись смелые люди, которые сказали - нет!!! В результате чего они были расстреляны. Сейчас на территории школы стоит памятник, где когда-то в 20-е годы были похоронены смельчаки – красноармейцы, защитники нашего хутора. Я задаю вопрос: «А как вы бы поступили в этой ситуации? Не струсили бы?». И вижу, глаза загорелись, руки подняты вверх. «Нет! Мы бы тоже защитили наш хутор!». И тут посыпались вопросы. «А у меня прадед был офицером царской армии, был очень порядочный, верующий и любящий свою Родину, и я его не считаю предателем?». «А у меня бабушка выхаживала  и белых и красных, приговаривая, что они все сыны своего Отечества». Отправляемся вместе с учениками на то захоронение, приносим цветы, наводим порядок. В классе тишина, а это означает, что мои дети думают. Урок удался. Забросила я в сердце моих ребят огонек любви и переживания за родной край.
Развитие речи – это одна из основных проблем, которая волнует учителя истории. Без умения логически излагать свои мысли, без достаточной реакции на окружающее, пожалуй, невозможно добиться, чтобы устная речь была насыщенной, красочной. Для этого я очень часто использую на уроках письменные сообщения, рефераты, мини – сочинения и впечатления от встреч со знатными людьми, от посещения примечательных мест. Например, в этом учебному году я с учениками посетила краеведческий музей в городе Урюпинске, исторические места в Волгограде, открытый казачий музей в Тепикино. После чего дети подготовили творческие отчеты на тему «Что меня удивило на экскурсии», «Почему это место для меня дорого?», «Я горжусь своей Родиной, потому что…»
С огромным интересом я на своих уроках использую этнографический фольклорный материал для приобщения учащихся  к культурно – историческому наследию своего народа, воспитания в школьниках уважения к историческому и культурному прошлому своего народа, его традиция и обычаям. Здесь я использую различные методы и приемы:
-решение познавательных задач, составление сюжетных рассказов;
-работа в группах, командах и т.д.
Использование на уроках истории краеведческого материала дает возможность детям узнать не только  исторические корни нашего государства, но и помнить непосредственно свои корни. Примером могут служить интегрированные уроки истории и географии, например  урок «Помни корни свои». Каждый ученик пытается высказать свою гражданскую позицию.
Сегодня важную роль отводят к компетентному подходу к обучению, где значимы умения и навыки. Проектные, исследовательские технологии позволяют это делать. Учитывая разный возраст учеников, я делаю попытку на основе известного материала представить свое видение (проект) жизнь казаков, их быта, хозяйства, ремесел. Необходимо отметить, что тема казачества очень актуально в наше время. Во-первых, мы живем на территории, где когда-то первыми селились казаки, а сейчас мы проживаем на этой земле. Значит, в нас течет казачья кровь, во-вторых, идет процесс возрождения казачества. Это тема логически вписывалась в мои уроки краеведения, например, в 7 классе при изучении темы «Наш край XVII веке». Как можно изучить эту тему, не зная историю казачества. Мы решили с ребятами создать свой учебно – познавательный проект по зарождению казачества, о жизни и быте казаков. Результатом нашей работы стали 4 созданных мини – проекта.
Огромный результат в моей работе приносит исследовательский метод работы, что помогает мне формировать на уроках мировоззрения  о тесной связи занятий людей в древности и их представления об устройстве окружающего мира, формировать умения работы с картой, способствовать овладению технологией исследования на основе использования комплекса исторических источников. А самое главное – это воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувства патриотизма, гражданственности. Примером может служить открытый, нетрадиционный урок: урок защиты проектов по теме «Зарождение казачества, жизнь и быт казаков» . На уроке были представлены учащимися мини – проекты: «Происхождение казаков», «Где селились казаки», «Одежда казаков», «Жилье казаков» и др.
В заключение своей работы я хочу привести слова, которые были написаны моей ученицы Птахиной Викторией в работе «История моего любимого хутора Долгий», которая стала  призером областного конкурса, «Наше Отечество, наше Родина – матушка Россия»: «Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились. У меня две родины,- одна большая – вся страна. Другая – малая Родина – деревня. Здесь я научилась ходить, говорить, читать, писать. Я её очень люблю потому, что здесь мои корни, корни моих предков». Мне, как сельскому учителю истории, хочется продолжить: «Каждый человек обязан любить свою Родину, Большую и малую». В моем понимании любить, это еще значит знать историю своей страны, своего маленького уголка. А это и есть быть гражданином!!!


Рецензии
Всё, вроде бы, верно Вы сказали, и настрой правильный, и намерения самые честные и искренние...
Хотя Ваше эссе, думаю, представляет больший интерес для коллег, однако тоже получил определённое удовольствие -- не столько от содержания, сколько от ещё одного примера того, что есть ещё в стране люди, которые относятся к своему делу не по обязаловке, а просто потому, что не могут иначе.
.
Однако с финальным утверждением не согласен категорически.
"...человек ОБЯЗАН любить свою Родину".
Что значит -- обязан?!
А если у него нет причин для этого? А если, напротив, есть причины НЕ любить её? (всякое ведь бывает, согласитесь)
Так внушали нам, рождённым и учившимся в СССР -- обязаны делать то, что прикажет партия, обязаны жить по установленным не нами правилам, обязаны, обязаны, обязаны...
И, как ключевое обобщение -- "обязаны" любить Родину, вкладывая в это понятие в большей мере "государство", а отнюдь не то, что является для каждого Родиной на самом деле.
И вот -- того государства давно уже нет, а Родина как была, так и осталась.
И любовь к ней тоже сохранилась -- настоящая, а вовсе не та, которой мы "обязаны" были её любить.
.
Возможно, в немалой мере нелюбовь у многих теперешних молодых (и не только) складывается, в числе прочего, из такой вот "обязанности" любить?

Полковник Кубасов   10.04.2023 15:42     Заявить о нарушении
Огромное вам спасибо! Я благодарна вашим словам и в чем то вы правы...Если честно, то мне очень хотелось услышать нечто подобное! Вы молодец, благодарю! Сейчас не каждый напишет подобное...У нас либо грязью поливают, либо фанатеют....Благодарю Полковник Кубасов, вы супер!!!!

Ирина Кривенькова   10.04.2023 15:56   Заявить о нарушении