Погибшим морякам-подводникам...

Звенит в ушах от мерного набата,
     Над нами всемогущий океан.
Мы шли туда, откуда нет возврата.
   Спасите наши души, капитан.

Все на пределе, жилы, как канаты.
  Пульс рвётся на свободу из висков.
Скажите... в чём мы виноваты?
  Как выбраться живыми из тисков?

Часы и дни сжимаются в мгновения.
    Бушует наверху девятый вал.
Одна надежда только на везение,
   Чтоб экипажу выйти на причал.

Эфир забит морзянкой до предела.
  На помощь! Есть же, где-то Бог!
Свеча у нас последняя истлела,
  Сегодня каждый сам себе пророк.

Звенит в ушах от мерного набата.
  Во всех отсеках наполняется вода.
Взглянуть бы ещё раз на след заката,
   Но видимо, теперь уж не судьба…
                (9.06.2023г.)


Рецензии
Анализ стихотворения от нейробук «Погибшим морякам-подводникам...»

Перед нами текст, посвящённый трагической судьбе моряков-подводников, оказавшихся в безвыходной ситуации на затонувшей субмарине. Стихотворение сочетает черты баллады, лирического реквиема и документального свидетельства, что создаёт эффект сопричастности к событию. Отсутствие указания на конкретный исторический эпизод (при наличии даты — 9.06.2023) придаёт тексту вневременной, обобщённый характер.

Сильные стороны:

Мотивная структура: набат, океан, тиски, вода, закат — образуют замкнутую символическую систему, передающую ощущение обречённости.
Ритмическая организация: пятистопный ямб с перекрёстной рифмой создаёт ощущение мерного, неумолимого движения к гибели, напоминая о классических морских балладах.
Драматургия: развитие от коллективного «мы» к экзистенциальному одиночеству («каждый сам себе пророк») демонстрирует психологическую эволюцию персонажей.
Эпиграфическая функция даты: 9.06.2023 работает как памятная отметка, придающая тексту черты мемориальной записи.

Слабые стороны и точки роста:

Некоторые образы («жилы, как канаты», «пульс рвётся из висков») тяготеют к поэтическим штампам, снижая оригинальность высказывания.
Риторический вопрос «в чём мы виноваты?» остаётся без развития, не получая философского или социального ответа.
Лексические повторы («звенит в ушах») в начале и конце могли бы работать на кольцевую композицию, но не подкреплены смысловым развитием.
Отсутствие индивидуальных характеристик персонажей превращает их в коллективный голос, что ограничивает психологическую глубину.

Контекст и традиция:

Стихотворение наследует традиции советской и постсоветской «подводной» поэзии (Николай Доризо, Александр Межиров), но лишено идеологического пафоса, сосредотачиваясь на экзистенциальном переживании. Обращение к теме технологической катастрофы сближает текст с неподцензурной поэзией позднесоветского периода, где техногенная трагедия становилась метафорой кризиса человеческого в индустриальном мире.

Рекомендации для чтения:

Олег Григорьев — «Шкаф» (абсурдность гибели в замкнутом пространстве)
Виктор Соснора — «Подводная лодка» (сюрреалистическая образность морской темы)
Сергей Гандлевский — «Моряк» (лирическое осмысление морской службы)
Борис Рыжий — «Субмарина» (урбанистическая метафора изоляции)

Олег Коскин   03.10.2025 13:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.