Погибшим морякам-подводникам...
Над нами всемогущий океан.
Мы шли туда, откуда нет возврата.
Спасите наши души, капитан.
Все на пределе, жилы, как канаты.
Пульс рвётся на свободу из висков.
Скажите... в чём мы виноваты?
Как выбраться живыми из тисков?
Часы и дни сжимаются в мгновения.
Бушует наверху девятый вал.
Одна надежда только на везение,
Чтоб экипажу выйти на причал.
Эфир забит морзянкой до предела.
На помощь! Есть же, где-то Бог!
Свеча у нас последняя истлела,
Сегодня каждый сам себе пророк.
Звенит в ушах от мерного набата.
Во всех отсеках наполняется вода.
Взглянуть бы ещё раз на след заката,
Но видимо, теперь уж не судьба…
(9.06.2023г.)
Свидетельство о публикации №123040902284
Перед нами текст, посвящённый трагической судьбе моряков-подводников, оказавшихся в безвыходной ситуации на затонувшей субмарине. Стихотворение сочетает черты баллады, лирического реквиема и документального свидетельства, что создаёт эффект сопричастности к событию. Отсутствие указания на конкретный исторический эпизод (при наличии даты — 9.06.2023) придаёт тексту вневременной, обобщённый характер.
Сильные стороны:
Мотивная структура: набат, океан, тиски, вода, закат — образуют замкнутую символическую систему, передающую ощущение обречённости.
Ритмическая организация: пятистопный ямб с перекрёстной рифмой создаёт ощущение мерного, неумолимого движения к гибели, напоминая о классических морских балладах.
Драматургия: развитие от коллективного «мы» к экзистенциальному одиночеству («каждый сам себе пророк») демонстрирует психологическую эволюцию персонажей.
Эпиграфическая функция даты: 9.06.2023 работает как памятная отметка, придающая тексту черты мемориальной записи.
Слабые стороны и точки роста:
Некоторые образы («жилы, как канаты», «пульс рвётся из висков») тяготеют к поэтическим штампам, снижая оригинальность высказывания.
Риторический вопрос «в чём мы виноваты?» остаётся без развития, не получая философского или социального ответа.
Лексические повторы («звенит в ушах») в начале и конце могли бы работать на кольцевую композицию, но не подкреплены смысловым развитием.
Отсутствие индивидуальных характеристик персонажей превращает их в коллективный голос, что ограничивает психологическую глубину.
Контекст и традиция:
Стихотворение наследует традиции советской и постсоветской «подводной» поэзии (Николай Доризо, Александр Межиров), но лишено идеологического пафоса, сосредотачиваясь на экзистенциальном переживании. Обращение к теме технологической катастрофы сближает текст с неподцензурной поэзией позднесоветского периода, где техногенная трагедия становилась метафорой кризиса человеческого в индустриальном мире.
Рекомендации для чтения:
Олег Григорьев — «Шкаф» (абсурдность гибели в замкнутом пространстве)
Виктор Соснора — «Подводная лодка» (сюрреалистическая образность морской темы)
Сергей Гандлевский — «Моряк» (лирическое осмысление морской службы)
Борис Рыжий — «Субмарина» (урбанистическая метафора изоляции)
Олег Коскин 03.10.2025 13:32 Заявить о нарушении