5. 6 Семь дней Творения

5.6 День пятый – оправдание грешников (освящение духа)

ИЗВЕРГНУ ТЕБЯ ИЗ УСТ МОИХ
СЪЕШЬ ЭТОТ СВИТОК
ПЕРЕВАРИВАНИЕ ТОГО, ЧТО МЫ ПРОЧТЕМ

Освящение человека во всей полноте начинается с освящения духа в пятый день Творения. Мы рассмотрели 20 стих первой главы Бытия, а сейчас делаем небольшое отступление, чтобы в заповедях ветхозаветного закона, который, согласно Апостолу Павлу, имеет тень будущих благ, попробовать увидеть картину христианского спасения:
"Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей" (Евр.10:1);
"[заповеди закона] это есть тень будущего, а тело [от которого тень] - во Христе" (Кол.2:16,17);
"Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий" (Ин.6:27);
"Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1Кор.8:8).

***

В Послании к Лаодикийской церкви Иисус Христос говорит:
"ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр.3:15).

(?) Что значит быть извергнутым из уст Христа?

Мы уже говорили (см. 5.5), что в последней Книге Библии Откровении Иисус Христос был 28 раз назван Агнцем (Арнион). Этим же словом (арнион) Христос называл верующих в Него людей:
"Иисус говорит Симону Петру… паси агнцев (721, арнион) Моих" (Ин.21:15).

(?) Что отличает овец Христовых от других библейских животных?

Толкователи Библии в своих комментариях отмечают характер овец: их кротость, смирение, покорность…

=============
"Овцы [в Библии] обозначают праведников в силу своей кротости, ибо они никого не обижают, и в силу терпеливости, ибо, будучи обижаемыми другими, они не сопротивляются. А грешников Он называет козлами, потому что им свойственны такие пороки, как упрямство, горделивость, воинственность. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую".
(bible.optina.ru)
=============

Но сейчас нас интересует не характер овец, а другая их особенность – жевание жвачки:
"всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте" (Лев.11:2,3);
"Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жует жвачки, нечист для вас" (Лев.11:26).

***

Мы уже говорили, что спасение в Библии – это вопрос питания.

=========
"– Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь, и представьте, большинство людей вовсе есть не умеет. Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как. (Филипп Филиппович многозначительно потряс ложкой.) И что при этом говорить, да-с!"
(Михаил Булгаков, "Собачье сердце")
==========

Первая Божья заповедь, данная первому человеку Адаму, касалась его питания. Нарушив эту заповедь, Адам умер духовной смертью:
"от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2:17).

Кроме того, после грехопадения перстный Адам сам стал пищей дьявола:
"сказал Господь Бог змею… будешь есть прах во все дни жизни твоей" (Быт.3:14);
"Адаму же сказал… прах ты" (Быт.3:17-19).

Небесный же Адам Иисус Христос приходил на землю, чтобы не нарушить закон, но исполнить:
"не нарушить пришел Я [закон или пророков], но исполнить" (Мф.5:17);
"надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф.3:15).

После воскресения из мертвых Христос стал пищей для верующих в Него людей:
"если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (Ин.6:53-55).

Плоть Сына Человеческого – это СЛОВО БОЖЬЕ (небесный хлеб):
"Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин.1:14);
"Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь" (Иис.Нав.1:8);
"сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву" (Иез.3:1).

Кровь Сына Человеческого – это ДУХ БОЖИЙ (небесное вино):
"исполняйтесь Духом" (Еф.5:18);
"исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением" (Деян.4:31);
"Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские… они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать" (Деян.2:14-18).

Только питаясь Плотью и Кровью Сына Человеческого, верующие могут возрастать в познании Господа:
"возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1Пет.2:2);
"если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2Кор.4:16).

***

Спасение и все благословения верующие получают от Христа и во Христе, поэтому желающим спастись от гибели нужно совлечься ветхого человека (Адама перстного) и облечься в человека нового (Адама небесного):
"не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10);
"Бог… благословивший нас во Христе" (Еф.1:3);
"как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49);
"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1Кор.15:22).

(?) Как грешнику попасть во Христа?
 
Всех людей, которые уверовали в Евангелие и крестились, Бог незримо переносит из Адама во Христа, в Его Тело – Церковь:
"От Него и вы во Христе Иисусе" (1Кор.1:30);
"вы - тело Христово" (1Кор.12:27).

Во Христе уверовавший и покаявшийся грешник получает прощение грехов, оправдание, примирение с Богом и дар Святого Духа, от чего он испытывает райское блаженство. Смысл водного крещения состоит не в том, чтобы однажды погрузить свое физическое тело в физическую воду, а в том, чтобы и после крещения ум и сердце человека погружались в учение Иисуса Христа – в реку воды жизни, исходящую от престола Бога и Агнца:
"И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему" (Откр.22:1-3);
"Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1Тим.4:16).

Для верующих крещение является началом спасения, является, можно сказать, выходом на старт. Но после старта участники забега должны помнить, куда и зачем они бегут:
"бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду… бегите, чтобы получить" (1Кор.9:24).

***

Сатана сказал Иисусу Христу, что у него есть власть над всеми царствами мира:
"сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее" (Лук.4:6).

Но над новым Творением у сатаны нет никакой власти:
"идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Ин.14:30);
"Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин.8:44);
"кто во Христе, [тот] новая тварь" (2Кор.5:17);
"нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе" (Рим.8:1).

Спасение верующих завершится в последний день ("в день оный"), когда Бог "проглотит" верующих как пищу, подобно тому как огонь поглощает ЖЕРТВУ, возложенную на жертвенник:
"я уже становлюсь ЖЕРТВОЮ, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды" (2Тим.4:6-8).

Но к своему отшествию верующие должны надлежащим образом себя приготовить:
"Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и ЖЕНА ЕГО ПРИГОТОВИЛА СЕБЯ" (Откр.19:7).

Приготовить себя к браку невеста может только одним способом – представив себя в жертву Богу:
"Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего" (Рим.12:1);
"Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1Пет.2:21).

Христос как Божий Агнец пожертвовал Собой ради Церкви, и Он надеется, что Его овцы последуют Его примеру:
"огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике [и] не угасает" (Лев.6:13).

=============
"…слово Ариил по-еврейски означает просто Лев Бога. Но это слово Лев Бога имеет много слоев смысла. Во-первых, это слово обозначает жертвенник всесожжения в храме Иерусалимском. Так он называется в Книге Иезекииля. Почему? Потому что, как это кто-то очень уместно заметил, этот жертвенник, на котором сжигались каждый день десятки, а то и сотни быков, с которого кровь текла просто рекой, над которым стоял столб огня и дыма, восходящий на многие метры, – он воспринимался евреями как Лев, пожирающий ЖЕРТВЫ.
Лев, но этот Лев – Бог; это ЖЕРТВЫ Богу, это Бог пожирает ЖЕРТВЫ…"
(Борис Балтер, Книга Исайи, 29 глава; Предание.ру)
=============

Когда невеста Агнца "приготовит себя", Бог примет ее в Свои небесные обители:
"когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный" (2Кор.5:1);
"всегда с Господом будем" (1Фесс.4:17);
"Отче… хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною" (Ин.17:24).

***

Так как спасение верующих зависит от питания, рассмотрим кратко три вопроса, связанных с принятием пищи:
1 – пищеварительная система овец (чистых животных);
2 – пищеварительная система верующих, то есть овец Христовых;
3 – пищеварительная система Божьего Агнца Иисуса Христа.

*1* Пищеварительная система овец

Библия причисляет овец к так называемым чистым животным. Все чистые животные имеют необычную пищеварительную систему.

=============
ПИЩЕВАРЕНИЕ ОВЕЦ
«Овцы животные жвачные. Пищеварение жвачных отличается большим количеством микроорганизмов и бактерий, обитающих в желудке.
Если доступно объяснить, то жвачные животные отличаются тем, что они сначала заглатывают корм, немного его измельчив во рту, а после того, как наполнят желудок, спокойно и тщательно пережевывают съеденное. Интересно понаблюдать за жвачными животными в состоянии покоя. Они то и дело отрыгивают жвачку и долго пережевывают. Жевать жвачку животное начинает примерно через 20-30 минут. Чтобы пережевать одну порцию – овце нужно сделать 20-30 движений челюстями.
Посмотрите, чем питаются овцы – это трава, сено, солома. Корм объемный, но не слишком питательный. Чтобы справиться с таким грубым кормом, да еще и съеденным в таком количестве, нужно иметь особую систему пищеварения. Все необходимые для роста и жизнедеятельности вещества овцы должны взять из не слишком удобоваримого корма.
Давайте рассмотрим поближе это чудо, сотворенное природой – желудок жвачных. Желудок у овец, как и у других жвачных животных, четырех-камерный: рубец, сетка, книжка и сычуг. Первые три отдела называются преджелудками. В них пища проходит предварительную обработку, и только сычуг имеет железы, которые выделяют желудочный сок.
Корм, немного измельченный и смоченный слюной, первым делом попадает в рубец.
Рубец – самый большой отдел желудка, его объем у овец составляет от 13 до 25 литров. Микрофлора рубца это целый мир, населенный множеством бактерий, инфузорий и прочих микроорганизмов. Вы только представьте: в 1 грамме содержимого рубца содержится от 8-10 миллионов микроорганизмов; 3-4 миллиона инфузорий.
В рубце переваривается около 70% пищи, и это происходит только за счет жизнедеятельности бактерий, так сказать, без вмешательства самого животного. В процессе сокращения желудка, в периодическом подмешивании новых порций, обильно смоченных слюной, при постоянной температуре в желудке создаются оптимальные условия для жизнедеятельности бактерий и простейших организмов. Их ферменты переваривают клетчатку и превращают содержимое в форму, которую сами и используют. Сами микроорганизмы в процессе переваривания пищи продвигаются по пищеварительному тракту животного, расщепляя и синтезируя белки. В конечном итоге они погибают и дают организму жвачного полноценный белок. Так же под воздействием ферментов микроорганизмов синтезируются витамины группы В и витамин К.
После прохождения рубца пища попадает во второй отдел – сетку. Объем сетки от полутора до трех с половиной литров. Сетка служит для сортировки пищи, она пропускает в книжку только хорошо измельченную и разжиженную массу.
Книжка имеет объем 5 литров и структуру, очень похожую на книгу. Между пластинками книжки, так похожими на листочки книги, задерживаются более крупные частички пищевой массы. В книжке происходит всасывание воды, масса, находящаяся между "листочками", довольно сухая. Книжка расположена как продолжение сетки и плавно переходит в сычуг.
Сычуг – это настоящий желудок, в котором образуется желудочный сок, и под воздействием его ферментов пища переваривается и переходит в тонкий отдел кишечника.
В тонком кишечнике к содержимому подмешивается желчь и содержимое поджелудочной железы. Здесь пища окончательно перерабатывается, и питательные вещества всасываются в кровь…»
(Пищеварение овец; https://youtu.be/1xDuVWVVYqY)
***   ***   ***
"…Насколько же хорошо все устроил Бог! И посмотрите на животных: какую силу дает Он им! Врачи говорят, что для того, чтобы иметь крепкие мышцы, надо есть мясо. А посмотри на быков: едят, бедолаги, траву, а какие же у них здоровенные мускулы! Разве ты не видишь в этом Бога? То есть Бог дает им силу через одну лишь траву, которую они едят. Насколько же больше подает Он человеку! Понятно ли вам это?"
(Паисий Святогорец, "Духовное пробуждение")
=============

Итак, желудок овцы состоит из четырех отделов, три из которых: рубец, сетку и книжку – можно условно назвать предварительным желудком. А последний отдел – сычуг – представляет собой обычный желудок, где предварительно обработанная пища смешивается с желудочным соком, после чего усваивается организмом животного. Брат Уитнесс Ли, рассматривая этот вопрос, упрощенно называл первые три отдела "первым желудком", а сычуг – вторым. Он особо подчеркивал, что во второй желудок пища попадает не сразу после проглатывания, а только после повторного пережевывания…

На рисунке видно, что, когда пища наполнит рубец, она небольшими порциями отрыгивается обратно в ротовую полость, где тщательно пережёвывается, и после этого попадает в сычуг – во "второй желудок". Поэтому, если во время повторного пережевывания пищи (во время так называемой "жвачки") пища овце по какой-то причине не понравится, она может ее просто выплюнуть, то есть "извергнуть из уст своих", несмотря на то, что эта пища, как могло бы показаться со стороны, уже была съедена овцой. Но на самом деле она находилась только в предварительном отделе желудка! Вот таковы особенности пищеварения жвачных животных…

Когда мы принимаем верой Евангелие и крестимся, Бог помещает нас в Тело Христа и этим реально спасает от сатаны, ибо в Христовом Теле у него нет никакой власти над человеком:
"идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Ин.14:30).

Но чтобы верующему стать образом Царя, то есть образом Божьим, одного только покаяния и крещения недостаточно – надо еще родиться от воды и Духа, а для этого надо иметь переживание креста…

Когда верующие представляют себя в жертву Богу, они делаются пищей Агнца. Христос желает навсегда соединиться с верующими, приняв их в Себя, но перед этим Он должен их тщательно "пережевать". Данное "пережевывание" может не нравиться верующим, которые вместо тихой, спокойной и размеренной жизни получают скорби, болезни, лишения и неприятности. И мы, вместо того чтобы благодарить Бога за трудности и проблемы, часто просим Творца избавить нас от них:
«Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его [жало в плоть от сатаны] от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи"» (2Кор.12:7-9);
"когда я немощен, тогда силен" (2Кор.12:10);
"Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1Пет.4:12,13);
"Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:24,25)…

*2* Пищеварительная система верующих

Так как преобразовывать душу человека в образ Христа можно только изнутри, Бог, чтобы Ему пребывать в верующих, сделал Себя их пищей:
"Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф.26:26-28).

Называя верующих овцами Христовыми, Библия как бы подсказывает им, как они должны принимать духовную пищу…

Прежде чем проглотить (принять верой) духовную истину, овцы Христа должны ее разжевать, ибо только после этого они смогут из пищи выделить питательные вещества, необходимые для духовного роста. А перед тем как начать жевать духовную пищу, верующие мысленно обращаются к Иисусу Христу, чтобы Он снял Моисеево покрывало с буквы закона и открыл им ум к уразумению Писаний:
"Моисей… полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего [на Христа]… то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом… но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается" (2Кор.3:13-16).

Снимая Моисеево покрывало с буквы закона, Христос, можно сказать, преломляет духовный хлеб (Свое живое слово), делая его для верующих съедобным и питательным:
"Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба"
(1Кор.10:17);
"Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание" (1Кор.11:23,24).

Сегодня, собираясь для вечери Господней, верующие, казалось бы, сами преломляют хлеб:
"они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба" (Деян.2:42).

Но на самом деле преломить истинный небесный хлеб, то есть истолковать Библию, может только Христос, Который Сам является вечным и живым Божьим Словом:
"Слово стало плотию" (Ин.1:14);
"Слово было Бог" (Ин.1:1);
"где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20);
"без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:5);
"начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лук.24:27).

Вкушая небесный хлеб, верующие познают истину, и это наполняет их души радостью:
"преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа" (Деян.2:46,47);
"Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Фил.4:4).

***
 
Иногда буквальный смысл библейского текста может быть той несъедобной частью, которую во время еды надо без всякого сожаления отбросить, чтобы не нанести вред своему здоровью.

Питаясь правильно, верующие духовно растут:
"Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца" (1Ин.2:12,13).

=============
В синее небо птенцы взлетят, крылья окрепнут у них,
И над землей долго так кружат, грустную песнь поют.
Гнездышко наше уютное, милое детство, прощай,
В жизни как что-то приятное будем тебя вспоминать.
     Детство прошло, как стрела, как звук, больше его не вернешь.
     В детстве мечтаешь взрослым стать, вырастешь – все поймешь.
     Милые детские радости, детские слезы и смех,
     Детская вера и опыты ценны потом для всех.
В жизни со мною останется то, что учила нас мать:
В трудных вопросах и в радости к Богу всегда взывать.
Боже, даруй Ты нам мудрости, жизнь свою так здесь прожить,
Чтобы с Тобою и в вечности, славный венец получить.
     (Песнь Возрождения, 1502)
=============

Оставаться же долго без духовного роста опасно для самих верующих:
"[судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным" (Евр.5:12-14);
"малые дети вышли из города и насмехались над ним [Елисеем] и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар.2:23,24);
"я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе" (1Кор.3:1);
"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Мф.2:16-18)…

***

Иногда люди думают, что Библия должна содержать ответы на все их житейские вопросы. Но Библия написана не для этого. Она написана для того, чтобы питать детей Божьих духовной пищей, дабы они "возрастали во спасение":
"как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1Пет.2:2);
"Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим" (Евр.11:24,25).

=============
"…мы привыкли искать в Библии ответы на наши вопросы. При этом мы даже часто не задаем себе вопросы, – извините за каламбур, – а правильные ли мы вопросы себе ставим? Ответ: нет. По большей части вопросы, которые мы задаем себе в жизни: как мне сделать то-сё? как мне получить то-сё? – это просто неправильные вопросы, и на неправильные вопросы не может быть правильного ответа, и в Библии мы их не найдем.
Нам надо читать Библию и такую непрямую Книгу, как Книгу пророка Исайи, не как сборник ответов, а как сборник вопросов. Вопросов, которые через Исайю Бог задает нашей душе. Лично нашей душе и как бы всему человечеству, если так можно выразиться, – соборной душе всего человечества. И смысл этой Книги в том, чтобы задать этот вопрос, а дальше мы переваривать его должны сами. И вот это ПЕРЕВАРИВАНИЕ ТОГО, ЧТО МЫ ПРОЧТЕМ, это и есть тот ответ, которого Бог от нас хочет. Ответ, который состоит в том, что изменится наша душа. От чтения этой Книги, должен сказать, ну, я, по крайней мере, очень на это надеюсь, что наша душа изменится. Мы же знаем это по своему опыту, когда мы читаем Евангелие, как наша душа изменилась с тех пор, как мы начали читать Евангелие (от этого чтения). Я надеюсь, что то же самое произойдет и при чтении этой Книги. Она, по крайней мере, необходимую для этого мощную энергетику в себе содержит…"
(Борис Балтер, Книга Исайи, Введение; Предание.ру)
=============

Мы питаемся духовной пищей, когда размышляем о Боге, о Его слове и поступаем согласно тому знанию, которое нам открылось:
"до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить" (Фил.3:16);
"Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную" (Ин.5:39);
"Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания" (Деян.17:11);
"Слово Христово да вселяется в вас обильно" (Кол.3:16);
"[Обращайтесь] к закону и откровению" (Ис.8:20);
"Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?" (Иер.8:9);
"Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих" (Пс.118:97-99)…

Живя по заповедям Евангелия, верующие становятся "мудрыми девами", а их души преображаются в образ Христа. В это время сердца верующих (сосуды для масла) наполняются святым Духом, а сами они становятся светом мира:
"Вы - свет мира" (Мф.5:14);
"исполняйтесь Духом" (Еф.5:18);
"любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5:5).

Впереди мудрых дев ожидает прекрасное будущее в небесном городе святом Иерусалиме. Можно сказать, что они сами будут этим городом:
"И пришел ко мне один из семи Ангелов… и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога" (Откр.21:9,10).

*3* Пищеварительная система Божьего Агнца Иисуса Христа

Когда мы уверовали в Евангелие и приняли крещение, Бог незримо перенес нас из Адама во Христа:
"От Него и вы во Христе Иисусе" (1Кор.1:30);
"все мы одним Духом крестились в одно тело" (1Кор.12:13);
"Тело Его, которое есть Церковь" (Кол.1:24).

Так все верующие, вступившие в завет с Богом, становятся пищей Божьего Агнца Иисуса Христа.

(?) Неужели человек может быть пищей Бога?..

Можно вспомнить беседу Иисуса Христа с Самарянкой, после которой Господь, к удивлению учеников, отказался от предложенной Ему пищи, ибо насытился беседой с Самарянкой:
"ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете… Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин.4:31-34).

Сегодня во вселенной идет невидимая духовная война за человеческие души. После грехопадения Адама человек стал пищей своего врага и должен разделить с ним его незавидную участь:
"диавол… ввержен в озеро огненное и серное" (Откр.20:10);
"идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф.25:41).

Но для людей Творец предусмотрел способ избежать вечной гибели. Человеку надо уподобиться Самарянке и сделать себя пищей не сатаны, а Иисуса Христа:
"Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим.12:1,2);
"нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12).

Сегодня Бог во Христе строит святую Церковь – совокупного нетленного нового человека по образу Своему, по образу Божьему, а осуществляется Божье домостроительство посредством … взаимного вкушения:
"Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин.6:53);
"представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего" (Рим.12:1).

***

Ангелу Лаодикийской Церкви Христос сказал:
"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3:20).

(?) Во время этой вечери, что будет пищей Христа и что будет пищей верующего?

Пищей верующего будет, очевидно, Христос как Божье Слово и пасхальный Агнец, а пищей Христа, вероятно, … едущий Его верующий.

После крещения во Христа все верующие становятся пищей для Бога, но чтобы стать "жертвой благоприятной", христиане должны очиститься и освятиться:
"Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю" (Ис.1:16-18);
"освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Лев.11:44);
"представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего" (Рим.12:1);
"всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем" (Ис.56:7).

***

Сразу после покаяния и крещения грешник, конечно, не попадает во "второй желудок" Агнца. Он хотя и переносится из Адама во Христа, но попадает только в "предварительный отдел" желудка – в рубец, где ему предстоит очиститься и освятиться:
"по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках" (1Пет.1:15);
"терпением вашим спасайте души ваши" (Лук.21:19);
"Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное" (Евр.10:36).

Когда Агнец пережевывает верующих как жвачку, они могут терпеть не просто "некоторые неудобства" или "дискомфорт", но настоящие страдания:
"Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2Кор.11:23-27);
"когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой [Святой Дух] препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь" (Ин.21:18).

Однако Апостолы, страдая за веру в Иисуса Христа, радовались этому:
"Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие" (Деян.5:41);
"я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях
за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен" (2Кор.12:10);
"дав им много ударов, ввергли в темницу… Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога" (Деян.16:23-25);
"как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас" (1Пет.4:13,14);
"вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Фил.1:29);
"взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия" (Евр.12:2).

Только после того, как Христос закончит "пережевывание" верующих, их души попадут во "второй желудок" Агнца, что фактически будет означать переход в вечное Царство Иисуса Христа, где души верующих навсегда соединятся с Господом:
"как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино" (Ин.17:21);
"теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4:8);
"когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный" (2Кор.5:1);
"откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2Пет.1:11).

***

Когда приходят скорби, для верующих жизненно важно на них правильно реагировать:
"Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лук.23:39-43);
"И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими" (Иов.2:9,10).

=============
"…Пересмотрим все возможные кресты и разберем, как следует нести каждый из них, чтоб он был силою во спасение.
Крестов много, но видов их три: первый вид – кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед и вообще из горькой участи земного пребывания; второй – кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстьми и похотьми ради добродетели; третий – кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностию в волю Божию.
Ныне скажу вам несколько слов о крестах внешних. Это – самые многосложные и разнообразные кресты. Они разбросаны на всех путях наших и встречаются на каждом почти шагу. Сюда относятся: скорби, беды, несчастия, болезни, потери близких, неудачи по службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, неблагоприятность внешних отношений, оскорбления, обиды, напраслины и вообще доля земная, у всякого больше или меньше нелегкая. У кого нет какого-либо из сих крестов? И не быть нельзя. Не избавляет от них ни знатность, ни богатство, ни слава и никакое величие земное. Они срослись с земным пребыванием нашим с той минуты, как заключился рай земной, и не отступят от него до той, когда отверзется рай небесный.
Хочешь, чтоб сии кресты были тебе во спасение, употреби их по намерению Божию при назначении их в отношении к человеку вообще и в отношении к тебе в частности. Зачем так устроил Господь, что на земле никого нет без горестей и тяготы? Затем, чтоб не забывал человек, что он изгнанник, и жил бы на земле не как родич на родной стороне, а как странник и пришлец на стране чужой, и искал возвращения в истинное отечество свое. Как только согрешил человек, тотчас изгнан из рая и вне рая обложен скорбями и лишениями и всякого рода неудобствами, чтоб помнил, что он не на своем месте, а состоит под наказанием, и заботился искать помилования и возвращения в свой чин.
Так, видя скорби, несчастия и слезы, не удивляйся и, терпя их, не досадуй. Так следует. Преступнику и ослушнику не к лицу полное благоденствие и счастие. Прими сие к сердцу и благодушно неси долю свою.
Но зачем, скажешь, у меня больше, а у другого меньше? Зачем меня тяготят беды, а другому во всем почти счастие? Я раздираюсь от скорби, а другой утешается? Уж если общая это участь, всем бы без исключения и раздавать ее. – Да так ведь она и раздается. Присмотрись, и увидишь. Тебе ныне тяжело, а другому вчера было или завтра будет тяжело; ныне же ему отдохнуть позволяет Господь. Зачем смотришь на часы и дни? Смотри на всю жизнь от начала до конца, и увидишь, что всем бывает тяжело, и очень тяжело. Найди, кто ликует целую жизнь? Сами цари нередко не спят ночи от туги сердца. Тебе тяжело теперь, а прежде разве не видел ты отрадных дней? Бог даст, и еще увидишь. Потерпи же! Прояснится и над тобою небо. В жизни, как в природе, то светлые, то мрачные бывают дни. Бывало ли когда, чтоб грозная туча не проходила? И был ли кто на свете, кто бы так думал? Не думай и ты так о своем горе, и обрадуешь себя упованием.
Тебе тяжело. Но разве это случайность беспричинная? Восклони несколько главу твою и помяни, что есть Господь, отечески о тебе пекущийся и глаз с тебя не спускающий. Если постигло тебя горе, то не иначе как с Его согласия и воли. Никто как Он послал его тебе. А Он очень точно знает, что, кому, когда и как послать; и когда посылает, во благо того самого посылает, кто подлежит горю. Так осмотрись, и увидишь благие о тебе намерения Божии в постигшей тебя скорби. Или грех какой хочет очистить Господь, или от греховного дела отвесть, или прикрыть меньшим горем от большего, или случай тебе дать – терпение и верность Господу показать, чтоб на тебе потом показать и славу милосердия Своего. Что-нибудь из сего, конечно, идет к тебе. Отыщи же, что именно, и приложи то к ране своей, как пластырь, – и утолится жгучесть ее. Если, впрочем, и не увидишь ясно, что именно хочет даровать тебе Бог чрез постигшее тебя горе, общее неразмышляющее верование воздвигни в сердце своем, что все от Господа и что все идущее от Господа есть во благо нам; и толкуй мятущейся душе: так Богу угодно. Терпи! кого наказует Он – тот у Него, как сын!
Наипаче же останови внимание на твоем нравственном состоянии и соответственной вечной участи. Если ты грешен – как, конечно, и грешен, – то радуйся, что пришел огнь скорби и попалит грехи твои. Ты все смотришь на горе с земли. А ты перенесись в другую жизнь. Стань на суде. Воззри на огнь вечный, уготованный за грехи. И оттуда посмотри на свое горе. Если там придется быть осуждаему, каких горестей не пожелал бы ты перенесть здесь, чтоб только не подпасть сему осуждению? Пожелал бы, чтоб каждый день теперь резали и жгли, нежели там неописанному и непрестающему подпасть мучению. Не лучше ли же, чтоб там не испытать сего, теперь и не столь большое нести горе так, чтоб чрез то избавиться вечного огня? Говори сам себе: по грехам моим посланы мне такие удары, – и благодари Господа, что благость Его на покаяние тебя ведет. Затем, вместо бесплодного горевания, распознай, какой есть за тобою грех, покайся и перестань грешить. Когда так расположишься, то, конечно, скажешь: мало еще мне. По грехам моим и не того стою!
Так, общую ли несешь горькую долю или частные испытываешь горести и скорби, благодушно терпи, благодарно приемля их от руки Господней как врачевство от грехов, как ключ, отверзающий дверь в Царство Небесное. А роптать не ропщи, другому не завидуй и бессмысленному гореванию не предавайся. Ибо в горе так бывает, что иной досадовать и роптать начинает, иной совсем теряется и падает в отчаяние, а иной погрузится в свое горе и только горюет, не движась мыслию своею окрест и не возводя сердца своего горе – к Богу. Все таковые не пользуются посылаемыми им крестами, как следует, и пропускают время благоприятное и день спасения. Господь в руки подает содевание спасения, а они отвергают его. Постигли беда и горе. Уж несешь крест. Сделай же, чтоб сие несение было во спасение, а не на пагубу. Для сего не горы преставлять требуется, а малое произвесть изменение в помышлениях ума и расположениях сердца. Возбуди благодарность, смирись под крепкую руку, покайся, исправь жизнь. Если отошла вера в богоправление всем, возврати ее в недро свое, и облобызаешь десницу Божию. Если скрылась связь горя с грехами твоими, изостри око совести, и увидишь: оплачешь грех и увлажишь сухость горя слезами покаяния. Если забыл, что горькость здешней доли искупает от горчайшей вечной участи, воскреси память о том, и к благодушию придашь желание скорбей, чтоб за малые здешние скорби милость вечную сретить нам от Господа. Много ли и трудно ли все сие? А между тем такие помышления и чувства суть нити, коими крест наш связуется с Крестом Христовым, и из него истекают спасительные для нас силы. Без них же крест остается на нас и тяготит нас, а спасительности не имеет, будучи разъединен с Крестом Христовым. Тогда мы являемся не спасаемыми крестоносцами и не можем уже хвалиться о Кресте Господа нашего Иисуса Христа.
Из многого малое сказав вам о внешних крестах, приглашаю вас, братие, в мудрости ходить, искупая время горести и скорбей благодушным, благодарным и покаянным терпением. Тогда ощутим спасительное действие скорбных крестов, и будем радоваться, подвергаясь им, прозревая сквозь них свет славы, и научаться хвалиться ими не будущего только ради, но и настоящего плода от них. Аминь…"
(Феофан Затворник, "Три слова о несении креста")
=============

Библия называет Иисуса Христа Божьим Агнцем, а христиан – Его овцами. Овцы, придя в возраст, должны питаться твердой пищей, и терпение скорбей может быть для них такой твердой пищей:
"твердая же пища свойственна совершенным" (Евр.5:14);
"Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься" (Мф.20:22,23).

Кроме того, терпение скорбей необходимо верующим для излечения от болезней:

=============
«…страсти хоть суть чужие нам, но, пришедши со вне, так приросли к телу и душе, что корнями своими проникли во все составы их и силы. Стань вырывать, и больно. Больно, зато спасительно, и спасительность сия не иначе достается, как чрез болезненность.
Есть болезнь полип: какое-то чуждое нам тело зарождается в нашем теле, растет и пускает корни. Не вырежешь – не исцелеешь, а стань вырезывать – больно. Пусть больно, но сия боль здоровье возвращает. А оставь, не вырезывай, – тоже будет больно, только боль сия не к здоровью, а к усилению болезни, может быть, даже к смерти.
Вот и сибирскую болезнь как лечат? Вырежут прыщ и прижгут то место, и еще ядовитым чем намажут и натрут. Больно, за то целительно. А оставь так, боль будет болью, да еще смерти не миновать.
Так и борьба со страстями, или искоренение их – болезненны, за то спасительны. А оставь страсти, не искореняй; они тоже будут причинять тяготу, болезненность, страдание, но не на спасение, а на пагубу и смерть духовную: ибо "оброцы греха смерть" ["возмездие за грех – смерть"] (Рим.6:23)…»
(Феофан Затворник, "Три слова о несении креста")
=============


Рецензии