Маленький человек как трагедия

Философ Ханна Арендт отметила очень важный момент. Само устройство современного общества нацизму (и любому тоталитаризму) во многом благоприятствует.

Она рассказывает, как один, выпущенный из Бухенвальда еврей, обнаружил среди сотрудников администрации лагеря школьного товарища, который неожиданно заговаривает с ним и, смущаясь, извиняется: «пять лет без работы и только теперь попал на гос.службу».

Что это за «служба» он, конечно, понимает, но ничего поделать не может. Главное, чтобы его товарищ еврей понял, он - не кровопийца и не злодей. Просто так вышло.

Обыватель в современном обществе настолько далек от этических и политических вопросов, что готов пойти работать даже в канцелярию концлагеря. Более того, он хвалит режим, поскольку тот решил вопрос его трудоустройства. Он так устал от жизненной борьбы, что Гитлер кажется ему не худшим вариантов из возможных.

Маленький человек - отец семейства. Ему надо кормить детей. Он - не подпольщик или бунтарь. Его пилит жена, а подпольщиков и революционеров - не пилит.

Идеологическая трескотня любого толка его утомляет. Всех политиков он послал бы (и шлет) подальше. И становится тем, кто против нацизма не протестует. Не его дело рассуждать о высоком. Рассуждают газетчики и политики. Высокопарные фразы с жизнью не пересекаются.

А поскольку он отстранен от механизмов власти (правят политическая элита и технократы, а в его конторе правит начальник), простой человек даже нуждается в умеренном национализме. Чем сильнее он отстранен от чего бы то ни было в стране, тем сильнее ему хочется быть патриотом. Чтобы фиктивно преодолевать свое отчуждение.

О большем он не мечтает. В большее мысль не кристаллизуется. Спасибо Гитлеру за строительство Великой Германии, автобаны, рабочие места, народный автомобиль Фольксваген! 8-ми часовой рабочий день и оплачиваемый отпуск! Выше желания не
поднимаются.

Он даже нуждается в порциях пропаганды, как в кусках насущной пищи. Пропаганда придает его довольно пустой жизни возвышенную ноту. В речевых фигурах пропагандистов он становится чем-то более важным, чем есть. Он становится частью народа (другой вариант «класса»). Он - вместе со всеми и не один.

А Шиллер, Новалис и даже Ницше пишут не для него. Эта литература слишком романтична. Его бытие напоминает скорее жизнь буквенных персонажей Кафки.

Для него слагает стихи Маяковский:

"Но если малые

Сплотились в Партию

Сдайся враг

Замри и ляг".

Для него пишет Роберт Рождественский:

"На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую.
И однажды — прекрасным утром — постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война...
 
А когда он упал — некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!"

Так в рутине обывательской жизни понятия «личной свободы» и «личной ответственности» теряют первоначальный пафосный смысл, а лозунги «национальной свободы» и «государственных интересов» начинают приводить «в такой же восторг, какой испытывает собака, когда ей бросают кость» (В. Райх)

Они вдохновляют, тогда как свою «ответственность» и «свободу» он чувствует лишь в соблюдении пунктов установленного гражданского и уголовного законодательства.

В рассказе «Метаморфоза» Кафки маленький человек превращается даже в паучка. Не во льва или орла же ему превращаться?

Ведь даже в стихотворении Маяковского «малые» не вырастают в гигантов, они лишь сплачиваются.

И кто мешает из сплоченных паучков формировать колоны и отправлять на Восточный фронт?

Или на какой-нибудь фронт еще?

Паучья жизнь делает невозможное возможным. Боевые пауки в военной форме - страшная сила. Тем более, что черная свастика - сродни пауку.

Маленького человека призывают в армию и приказывают убивать людей. Он исполняет. Приказ - нечто, что выше его. Команды не обсуждаются. Это знает любой военный. Так его муштровали.. Приказ - как судьба.

Будет приказ, как в стихотворении Роберта Рождественского, - и ты должен будешь умереть. «В атакующем крике вывернув рот».

При этом можешь не считать себя убийцей - так объясняли немецкие военнопленные -ты просто служишь отечеству. А в гражданской жизни любишь детей и «мухи не
обидишь».

Отсюда фатализм. Вера не в Бога, а в судьбу. «Чему быть, того не миновать», «сколько веревочки не виться, а конец придет» - любимые обывательские поговорки.

Маленький человек чувствует, им управляют какие-то высшие судьбоносные силы. Кто-то главный («кто вечно рвет в атаку»)- от которого все зависит.

И когда герой Кафки превращается в насекомое и не может встать с постели, он холодеет от одной мысли: как теперь успеет на работу? И не прогневит ли старшего клерка?

Роман Э. М. Ремарка «Время жить и время умирать», описывающий повседневную жизнь немецкого солдата, подтверждает этот вывод. Неестественность модернизированной жизни отражается в литературе. И авторы просто по-разному реагируют на нее.

Таким образом, Арендт делает неожиданное для академического философа открытие. Современное общество не имеет иммунитета к фашизму. Оно производит миллиарды таких «маленьких людей»: рабочих, отцов семейств, электората, призывного контингента, которые к тоталитаризму-авторитаризму в принципе готовы.

И если политики сожгут небо в ядерном пожаре - они этому не воспротивятся. Они воспримут это как страшный Фатум и неизбежность...

Великая русская гуманистическая литература приучила нас сочувствовать маленьким людям. Прежде всего, потому что мы сами такие "маленькие" и в принципе ни чем от них не отличаемся.

Но стоит ли им (себе) все время сочувствовать? Может быть все-таки стоит попытаться стать "большими"?

---------------------------------
(переработанный отрывок из моей статьи в журнале "Философия и культура")


Рецензии
Прекрасные мысли по поводу так называемых "маленьких людей"; Ханна Арендт безусловно права в части, касающейся строго определённых историко-культурных рамок и логических условий анализа политического участия. И всё же то, что благо при одних условиях, вредоносно при других: ни тоталитаризм (сам по себе, в любой своей форме), ни демократия (в любой из своих разновидностей) ни хороши и не плохи. Всё зависит от целей, средств, текущих задач и, главное, исторических и политических смыслов.
И всегда важно (в первую очередь для корректности и объективности анализа) провести демаркацию, разграничение уровней рассмотрения, чтобы не валить всё в одну кучу. Например, тоталитаризм сам по себе ещё не плох оттого, что его ярким представителем-выразителем было то или иное конкретное историческое лицо (например, А. Гитлер) вызывающее негативные ассоциации и коннотации у современного человека. Но это только один из аспектов чрезвычайно сложной проблематики, включающей сосуществование различных (противоречащих друг другу) моральных систем и принципов, иерархий ценностей.

И здесь как раз кстати, по поводу последней Вашей мысли, чтобы стать "большими", мне кажется, ответ более чем очевиден: если человек становится духовно "большим" (что редкость само по себе), он становится Заратустрой, Патанджали, Сократом, Конфуцием, а то и Ницше, и Кафкой, и Рождественским. Вероятность такого события невелика, как невелика и возможность другой крайности (по примеру сказки про Дракона, которого в итоге побеждает богатырь), когда, становясь "большим", человек охотно пользуется услугами прочих "маленьких", строит их в ряды и отправляет на восточный фронт, пугает, ругает, учит и мучит. Поэтому здесь просто необходимо определиться, кто такие "большие" и много ли от них толку. Я готов допустить наличие безвестных "больших" - людей, совершающих свои личные подвиги на невидимых духовных фронтах, и, по всей видимости, именно о них идёт речь у Вас. Но с ними самые большие проблемы: они чаще всего "не отражаются" в истории, не фиксируются в анналах, о них не снимаются фильмы и не пишутся большие очерки. Вопрос плавно уходит из сферы политической и даже ускользает из сферы этики - перетекает в область гносеологии. И там, в зоне эмпирической невидимости и феноменологической непознаваемости, они остаются непознанными, даже банально неопознанными. В этом их трагедия - лучших людей. Огромных в своём невидимом личном подвиге.

С уважением, Игорь Р.

Игорь Родос   11.05.2023 12:02     Заявить о нарушении
Игорь, спасибо.

Согласен почти со всем, что вы написали.

По моему, стать "большим Человеком" - это просто преодолеть обывательское сознание. И делать то, что ты можешь в этом смысле.

Большой Человек... да... вы правильно ухватили... Это человек духовный в высоком значении этого слова. Человек ищущий. Даже страдающий...

Ну, и кто-то может занимать высокий пост... И быть формально "большим" лицом, оставаясь очень мелкой личностью в человеческом смысле.

И поэтому ему, конечно, не стоит завидовать.

Ну, и да... Думать для чего ты живешь. Уже одно это выводит тебя за рамки мещанского сознания.

Тут есть одна сложность. Нацисты вроде тоже выступали против обывательского сознания... Но преодолевали его таким путем... становились такими сверхчеловеками, что из человеческого вырывались не в Небо, а в бездну.

Ну, и с вашей оценкой тоталитаризма - я конечно не согласен. Он - зло.

Написал путанно, потому что тема - очень сложная.

Геннадий

Короткий Геннадий   14.05.2023 06:49   Заявить о нарушении