Скульптор

              СКУЛЬПТОР

 
На улочках не ровных Рима,
Где только кончилась война,
Жара июльская царила,
Истомой в мареве плыла.

А в утлой мастерской Доссены
Ещё и пыль стоит столбом.
Он – камнерез, и хоть не первый,
Но понимает в деле том.

На окна барельефы в моде,
Заказы надо выполнять.
Рисунок прост… Искусство? Вроде…
Но скучно это вырезать!

Какое счастье – есть работа!
Он может сутками не спать.
Но нет её серьёзной что-то,
Что б наслажденье получать…

Жара ли мастера сморила,
А может голод подыграл,
Но очень плохо ему было,
Почти сознание терял.

Неслись круги перед глазами,
Алчео на топчан упал…
Вдруг в этом мраморном тумане
Мужчину рядом увидал…


                1.


Одет по моде… Возрожденья –
Чулки, ботфорты и камзол,
Расшитый златом, вне сомненья,
А из-под шляпы… странный взор.

Гость с любопытством огляделся,
Резьбу а ощупь изучал.
Мелькнула мысль: Ишь разоделся!..
Каменотёс с трудом привстал.

- Художник, СимонЕ Мартини! –
Гость странный сделал реверанс,-
Мы не знакомы раньше были,
Я жил за шесть веков до Вас…

Но может быть мои творенья,
Коль дал Господь, ещё живы?..
Алчео вздрогнул от волненья:
- Прошу прощенья, это Вы?!

Шедевры Проторенессанса,
О них как можно не узнать?!
Откуда тут Мартини взяться?!
Наш камнерез пытался встать…

А гость на мысли отвечая,
Продолжил дальше сообщать:
- Любовь Петрарки понимая,
С Лауры стал «мадон» писать.



                2.


- Я написал портрет Лауры,
Но он погиб… и не один.
Из камня творчество, хоть грубо,
Но долговечнее картин!

Он крепок, он пройдёт сквозь время,
Огонь не страшен, ни вода,
Веков губительное бремя
Пред ним бессильно иногда…

Очнулся мастер на топчане,
Когда видение ушло,
Нашёл глоток воды в стакане,
Но, было всё ж не хорошо…

Жара плыла и издевалась,
Она душила и гнала
Где свежесть воздуха осталась,
Где не кружилась голова?

В музей! Лишь там температуру
Особо тщательно хранят,
Где столь любимые скульптуры
Остудят мозг, утешат взгляд…

И сразу «Божий знак» наверно,-
Шедевр Мартини перед ним,
«Мадонна»… до чего ж рельефна,
И колорит неповторим!



                3.

Как будто просится с картины
Я, мол, для камня создана!..
Овал лица и рук изгибы…
Манила и к себе звала.

Роились мысли: Всё, брат, хватит
Гранит зубилом ковырять!
Ты сотворишь Мадонну! Значит, -
Любому скульптору под стать!..

Конечно бред! Не мог Мартини
К Алчео в гости заглянуть.
Но снова мысли приходили:
А вдруг, да выйдет что-нибудь?!

В заброшенных каменоломнях
Он старый мрамор подыскал,
Нашёл себе сарайчик скромный
Под мастерскую, и… искал

Искал в чём тонкости, подвохи
Средневековых мастеров,
Резцовой техники уроки…
Работать сутками готов.

Почти что год смотрел, учился,
Пытался заново решать,
Секрет ваяния забылся,
Тем интересней воскрешать!




                4


Мечта сумела воплотиться
Лишь через год больших трудов –
Шедевр в руках его светился
Подобно волшебству из снов!

«С Христом Мадонна», белый мрамор
В процессе будто оживал;
За ней ещё, ещё!.. Упрямый
Алчео устали не знал.

Он ставил мраморную глыбу
И только уголь подносил,
Рукой черты, и тел изгибы
Как будто кто, другой чертил!..

Объём трёхмерный, и пропорций
Безукоризненную стать,
Под впечатлением эмоций,
Углём стараясь передать.

В порыве брался за рубило,
Затем хватался за резцы,
В тумане всё, как будто было…
Как жеребца вёл под уздцы.

Когда скульптура оживала,
В себя не сразу приходил.
Душе творца всё было мало,
Самозабвенно этим жил.



                5


Ваяний цИкл от Мартини
Уже не мог остановить.
Прожекты голову кружили,
Он начал поисками жить.

Искал скульптуры Возрожденья
По всей Италии родной,
В уме роились наваждения,
Как сделать выбор не простой?

Увидел статуи Пизана,
Не мог потом два дня заснуть.
На третью ночь маэстро рьяно…
Во сне раскрыл творений суть!

- Материал чудесный – мрамор,
Но только холоден весьма,
Мадонна в дереве б сияла,
Самой природой создана!..

А утром поиск материала
Поработил его мечты,
Всего пол года отделяло
До воплощенья красоты!..

Скульптуры будто бы Пизано
Вдоль стен сарая поднялись.
Работа одухотворяла,
В ней все желания слились!



                6


Меж тем, солидных мэтров сразу
Числом не малым принимать
Во сне случалось раз за разом,
Поспорить, выслушать, понять…

То мастер саркофагов Мино
Эскизов свитки показал,
То да Сангалло торопливо
В свои прожекты посвящал.

Сам Микеланджело явившись,
О «Старом Пане» говорил,
Что в чёрный мрамор воплотившись,
Всех безусловно бы пленил.

За «самого» работать с Паном
Алчео вежливо не стал,
А вот для Пино и Сангалло
Произведения создал…

Увы, истории такие
Обычно мрачный ждёт финал.
Даёт Господь чтобы творили,
При этом что-то отнимал…

Одним – семью, другим – свободу,
Кому – банкротство за труды…
Завистников у славы много,
Не стоит долго ждать беды…



                7


Торговец мелкий барельефом
В восторге пред «Мадонной» встал,
- Алчео, где ты взял всё это,
Стал мафиози, ты украл?

Тут мастер поспешил с ответом,
И гордо голову поднял:
- Я мастеров раскрыл секреты!
И всё торговцу рассказал…

Тот предложил продать работы,
Как новодел, под старину…
Ах, как хотелось чтобы кто-то
Увидел эту красоту!

Каменоломен старый мрамор
Тут шутку злобную сыграл:
Любой эксперт твердил упрямо,
Что это есть оригинал!..

Музей за первую работу
Большие деньги предложил!
И коль в фурор не верил кто-то,
То это только мастер был…

Два торгаша всё выдавали
Твореньем мастеров былых…
По сути – парня обокрали…
Но что теперь судить о них.



                8


Он за семь лет такой работы
Десятка три создал работ.
В сарае, чтоб не видел кто-то,
Искусством день и ночь живёт.

Контракт, навязанный прохвостом,
Он долго честно исполнял.
Ему платили крохи просто,
А он был счастлив, и не знал…

В музеях Рима и Берлина,
БостОна и Нью-Йорка аж
Скульптуры мода наступила,
Везде царил ажиотаж.

И вот однажды наш воятель
Изнемогая от трудов,
Зашёл в тратторию… Создатель!
Он был ко всякому готов,

Но новость просто с ног сбивала:
На Ренессанс в Европе бум,
«Находок» в перечне не мало…-
Его работ! Наделал шум.

Пришлось засесть в библиотеку,
Поднять газеты за семь лет.
И ясно стало человеку,
Как оценил его весь свет!



                9


Свершился суд, но без виновных…
Всё было «честно», так сказать.
Но три десятка статуй новых
Твореньем гения признать

Решили все эксперты мира;
Хоть надо по чЕсти сказать:
Средь современников кумира
Не просто гением назвать.

А он вернулся в мастерскую
Чтоб делу вновь себя отдать,
Где своё творчество шлифуя,
Мог древним мэтрам «потакать»…

Они роились в сновидениях,
Вставали в очередь порой:
- Ах, оцени моё творенье,
И сделать в мраморе изволь!..

Шёл предвоенный тридцать пятый  год,
Когда Доссена справочник издал:
«Официальный перечень работ,
Что я по просьбам мастеров создал».

А через месяц «принят был» в семью
Художников и скульпторов великих,
Что столько лет так верили ему,
И доверяли мир свой многоликий…



                10


Не стоит от вопросов убегать
И сновидений странных опасаться,
Быть может, это шанс предугадать
Чем в будущем есть смысл заниматься!



                2017г




    

            


Рецензии