О хф Ищу мою судьбу. Вольная фантазия продолжения

http://stihi.ru/2021/06/05/5022
Ищи мою судьбу. Отзыв о необыкновенном фильме
от 2021г.
---------
Новый Отзыв о фильме.
 
Пересмотрела в марте 2023г. в энный раз х/ф "Ищу мою судьбу", по роману Николая Ершова "Вера. Надежда. Любовь", 1974г.. СССР.
Весьма причудливый для советского кино.
Но фильм хорош как фильм. Харизма Эдуарда Марцевича, сыгравшего роль молодого священника и его метания между верой и сомнением, между отречением от мира в служении Богу и вспыхнувшим чувством к Надежде Федоровне(героиня Галины Польских в расцвете), инженеру-общественной активистке, коммунисту, воинствующей атеистке и пр. На первомайской демонстрации с трибуны машет демонстрантам, стоя с прочими партноменклатурщиками.

Необычный сюжет, интересное кино-воплощение, авангардная музыка в саундтреке Николая Сидельникова. Созвездие ярких актеров советского кинематографа, роль Георгия Жжёнова, дебют Елены Сафоновой(Люба).

Не хочется смотреть Марцевича в других ролях, настолько органично сыграл эту, что нет желания разрушать-размывать этот образ, словно бы не кино, а явь.
Вот Галину Польских можно смотреть в любых ее ролях. Она всюда одинакова, хотя и не лишена скромного обаяния, но средний уровень таланта, игры, труда над ролями...А некоторые роли настолько единственные в своем роде, что увидеть в других кино-ролях означало бы существенно размыть этот единственный Образ. Пример:например роль учительницы Татьяны Сергеевны в "Весне на Заречной улице", она больше ничего и не сыграла, снявшись после этой звездной роли еще в нескольких проходных незапомнившихся фильмах. Недавно прочла заново "Дневник актрисы" Татьяны Дорониной. Татьяна Васильевна писала в нем, что увидев "Весну на Заречной улице", в тот год только вышедший на большой экран, - она равнодушно отказалась от какого-то блёклого предложения:после увиденной ими всеми в тот год премьеры "Весны на Заречной улице" играть предлагавшиеся роли уже было неинтересно и пошло. И даже отказалась от предложения, какое бывает раз в жизни:от роли в "Тихом Доне" реж.Сергея Герасимова.   "Я от Сергея Герасимова отказалась, а вы предлагаете такое...".
 
Вот бы Дорониной и предложили роль Надежды Федоровны, а не Галине Польских, явно недотягивавшей до того образа, который поглотил личность героя фильма "Ищу мою судьбу". Хотя наверное переиграла бы Марцевича, а он главный герой, тоже нельзя. Но, может быть, вышел бы интересный тандем, в котором каждый не гасит, а усиливает другого.

Да...Все же жестокую дилемму выдвинули герою фильма Надежда Федоровна и учитель истории Владимир Сергеевич, склоняя его отказаться от веры, снять сан.
А с другой стороны:наущения старшего коллеги отца Клементия:"без сана вы ничто, отступников нигде всеръез не примут".

Я подумала нынче:на месте их я бы требовала такой жертвы и сделки с совестью - чтобы дружить, любить, сотрудничать?
Понятно, что Надежда Федоровна, как человек абсолютно советский, и притом делавшая каръеру в этой системе, -  была несовместима с ролью "попадьи". И один их них должен был отказаться в пользу другого и откзался он. Чего в природе вообще почти не бывает, обычно жертвует собой Она, а не Он.

Но ведь предложение ей делал, зовя в Ленинград - тоже очень советский человек. но более толерантный к инакомыслию и с интересом дискутировавший с отцом Александром - будучи более широких взглядов, в отличие от коллег-догматиков, Владимир Сергеевич. А она выбрала попа...Смеясь пред тем над сестрой Верушкой, "с ума сошла, в попа влюбилась!". Загадка выбора.
Невозможно понять мотивацию.

Но пройдет всего 12-15 лет и всё изменится...Перестройка, гласность, и возрождение религий.  Может быть, задолго они чуяли этот дух перемен? Учитель истории Владимир Сереевич Карякин, к тому времени уже доктор исторических наук(ехал в Ленинград в докторантуру и на кафедру преподавать, видимо, историю партии, или что-то в этом роде)может остаться без работы или вынужден будет тоже перестроиться, порвать партбилет, отречься от убеждений и перекраситься, ибо нужно кормить семью. Или напротив:"не могу поступться принципами!". Как знать...Человек он был по-своему принципиальный, хотя и толерантный инакомыслию.

А бывший отщепенец, отец Александр, снова вернется в религию, может быть к тому времени разведясь с Надеждой Федоровной, и станет популярным, что было уже и тогда когда его таланту проповедника  открыто завидовал отец Клементий. Это когда  их паства была лишь несколько старушек в провинции, а ныне будут стадионы...Как у отца Александра Меня. И многих еще проповедников всех мастей.
Думаю, вернулся бы. Ведь тогда его почти вынудили отречься, пойти против своей природы и наступиить на горло собственной песне. Что он делал после снятия сана? Прозябал...Где-нибудь в красном уголке, о чем его предупреждал о.Климентий. Наверное,писал бы что-то в стол. Но все равно тосковал. Яркая страсть к Надежде давно бы прошла, её интеллект и духовные запросы всё же были скромней его глубины, так что особого контакта тоже быне было давно. А смысла в том, что он ныне делает, он бы наверняка не видел. Таким людям, как о.Александр, - нужна Трибуна. Вспомним его проповедь, которую слушала Люба, "Не спортье с судьбой..." и которую с завистью слушал о.Климентий из-за занавески.  А его тогда поманил лишь зов плоти. Недаром весь фильм насыщен этим:яблоки вначале фильма в момент встречи с Надеждой, малые дети то и дело встречающиеся на пути, новорожденные внуки учителя истории, влюбленность, искушение мирским, призыв "вернуться в мир людей", в большую стройку жизни. Скоро, совсем по историческим меркам скоро всё это окажется отринутым, но тогда еще эти лозунги кое на кого еще действовали.
Очень интереные полемические диалоги в фильме, их вырезают и выклдывают.Правы все строны.нельзя сказать, что одна сторона права, а другая нет,это уже кино 70-х, а не сталинских лет. Тут уже допускается и привествуется многовариантность и сложная глубина трактовок.

Ну а про масонские аллюзии в фильме - я их еще охапку приметила, в другой раз.
Хороший фильм, хоть и не всё в нем принимаю.
Роман ищу прочесть. Или сценарий.

4 апреля 2023г.



В наше время, когда спектакли/фильмы стали личным выбором каждого, а не общенациональными премьерами, и выбор этот практически неограничен ввиду интернет-технологий и их массового распространения, стало очень непросто сориентироваться в этом океане возможностей.

Приобретают особо важное значение отзывы. Причем не обязательно профессиональная критика. нередко анагжированная, да и читают их немногие театралы и киноманы, а отзывы обычных зрителей. Что посмотреть? Этот вопрос обрел остроту! И вот я предлагаю вам этот списочек ссылок моей папки Театральные и кинорецензии.
Продолжение следует, и далее будет пополняться, по мере новых впечатлений.
Всё это никоим образом не претензия на кино-и театральную критику, а только зрительские впечатления, непосредственные и безыскусные. Я просто имею привычку записывать "по просмотру" -еще со времен достихирских, когда писала лишь для себя в тетрадках, а теперь вот у меня есть свой читатель и я рада с ним делиться. Но поскольку накопилось довольно много - то чтобы помочь себе и зрителю/читателю сориентироваться - приглашаю полистать эти ссылки. Буду рада, если наведу Вас на яркие впечатления.

http://stihi.ru/2021/09/20/455
http://stihi.ru/2022/10/08/6714
Ссылки на мои эссе и очерки о фильмах, спектаклях

http://stihi.ru/2017/04/16/349
Пасхальные стихи русских поэтов. О символике Пасхи(статья и стихи в ней - 2017г.)


http://stihi.ru/2021/06/05/5022
Ищи мою судьбу. Отзыв о необыкновенном фильме.



http://stihi.ru/2023/04/04/1857
О хф Ищу мою судьбу. Вольная фантазия продолжения.


http://stihi.ru/2023/04/16/1584
Размышления о религии в ночь перед Пасхой(в статье продолжение и об этом фильме "Ищу мою судьбу").


http://stihi.ru/2023/04/04/1477
По чтении текстов религиоведения


Рецензии