Псалом 122-й Ефрема Сирина Пора наконец познать

122. Пора наконец познать обман врага и опомниться

Займись, наконец, грешник, своим спасением и, уединясь, собери свои помыслы и скажи себе: столько времени исполнял ты похоти плоти и помышлений своих, какую же получил ты пользу и что приобрел себе, делая это?
Увы, душа моя, до какого дошли мы с тобою состояния, до какого расстройства!
Смотри – вон все вокруг украшены добродетелями и поистине боятся Бога, а я один хожу во тьме. С раннего утра раскаиваюсь в том, что делаю, а немного спустя поступаю еще хуже.
Господь дал мне силу и здоровье – и вот, полагаясь на то, прогневляю я Создателя своего.
Зачем же так нерадива ты, душа моя? Зачем так безпечна? Не всегда же тебе оставаться здесь.
Пошлет наконец Господь Ангела Своего по тебе – и должна будешь, нехотя идти отсюда. Тогда что?..
Познай же, наконец, крайнюю беду свою, человек, и перестань прекословить Создавшему тебя и противиться повелениям Его.
 Врагу же, обольщающему тебя, с дерзновением скажи: «Позором для Ангелов и человеков соделал ты меня, диавол, когда я послушался злочестивого совета твоего. Ты внушил мне мысль: однажды удовлетвори похотению своему, – и вот малое это дело стало для меня великою пропастью, и я предался срамным твоим вожделениям.
Вода нашла малую скважину и сделала из нее большое отверстие.
Ты омрачил ум мой нечистыми помыслами и ввергал меня из греха в грех; уничтожил во мне воздержание, под предлогом немощей чрева моего; сделал меня чуждым для молитвенного бдения; насадил во мне сребролюбие, под предлогом продолжительной старости; иссушил мои слезы; ожесточил сердце мое; отвлек меня от подчинения во Христе; умножил для меня развлечения; сделал меня непокорным; довел до того, что я не трудился над должным, а занимался суетами; научил меня зависти и злословию; сделал меня высокомерным, раздражительным и гневливым; научил меня объедению, пьянству и сластолюбию; приучил рассеиваться во время чтения и псалмопения, так что молюсь – и не знаю, о чем, читаю псалмы, а между тем отдаюсь в плен неудержимому блужданию помыслов».
Обличив так козни врага, скажи ему наконец с твердостью: «Довольно с тебя, диавол», – и, оставя лукавого, прилепись к человеколюбцу Богу.
Уязвлена ты? Не отчаивайся. Пала? Восстань и мужественно скажи: «Ныне начах». Припади ко Владыке своему милостивому и исповедуй грехи свои.
Но прежде, нежели что скажешь, Он уже наперед ведает, что будешь говорить; прежде, нежели отверзешь уста, Он узнает, что у тебя на сердце.
Не успеешь сказать: «Согрешил», как увидишь Его простирающим к тебе длани Свои, чтобы приять тебя и обнять.
С верой приступи – и Он тотчас очистит тебя, как прокаженного, восставит с одра, как расслабленного, воскресит, как Лазаря.

***
Займись же, наконец-то, грешник где-то
спасением своим, уединясь,
и помыслы собрав, скажи себе ты:
о, столько времени ты, в помыслах носясь,

здесь исполнял желанья грешной плоти,
какую же ты пользу получил,
что приобрёл за это в этом роде?
Увы, душа моя, я лишь грешил,

и до какого мы с тобою состояния,
и до расстройства сильного дошли!
Вокруг все в добродетели сиянии,
и все страх Божий в сердце обрели,

а я один хожу во тьме кромешной.
Раскаиваюсь с раннего утра
в том, что, так грешный, делаю поспешно,
творю ж позднее хуже, чем вчера.

Господь мне дал и силу, и здоровье –
и вот же, полагаясь я на то,
не воздаю Ему своей любовью,
а лишь Создателя гневлю зато.

Зачем душа моя ты нерадива?
Зачем, безумная, безпечна так?
Не будешь здесь всегда ты жить красиво,
и здесь ты не останешься никак.

Господень Ангел за тобой оттуда
придёт, и ты не забывай про то,
как будешь нехотя идти отсюда,
обманутой врагом. Тогда-то что?.. 

Познай же, наконец, себя ты впавшего
в беду, о, человек, чтоб из того
и прекословить перестать Создавшему
тебя, но волю исполнять Его.

Врагу, коварному тебе от века,
сейчас же с дерзновением скажи:
«Позором ты для Ангелов и человеков
меня, диавол, сделал здесь в тиши,

когда послушался я твоего совета,
ты злочестивую внушил мне мысль:
однажды накорми ты похоть эту, –
и я теперь на это трачу жизнь,

и это дело маленькое пропастью
великою вдруг стало для меня,
покрылся я срамнОй и мерзкой похотью
и вожделением твоим, себя губя.

Вода нашла лишь маленькую скважину
и сделала отверстие большим.
Ты омрачил мой ум, хитрющий вражина,
в нечистых помыслах он просто одержим,

в грех из греха меня опять ввергая,
ты уничтожил воздержание во мне,
для чрева немощного яства предлагая,
и сделал, что молитва не в цене –

я чуждым стал молитвенному бдению,
и сребролюбие во мне ты насадил,
так под предлогом долгого старения,
и также мои слёзы иссушил,

ожесточил моё больное сердце,
отвлёк от подчиненья во Христе,
для развлечений распахнул мне дверцу,
и непокорным сделал в суете,

довёл так до того, что не трудился
над должным я и в суете погряз,
учил, чтоб я завидовал и злился,
высокомерным выступая всякий раз,

и сделал раздражительным и гневным
меня, и объеденью научил,
и пьянству, сластолюбию быть верным,
рассеиваться также приучил

во время чтения и также псалмопения,
так что молюсь – не знаю сам о чём,
псалмы читаю вроде, тем не менее
растёт во мне и помыслов объём».

И, обличив врага вот так достойно,
скажи ему ты твёрдо, наконец:
«Ну всё, диавол, всё, с тебя довольно», –
пусть без тебя останется хитрец,

а ты, лукавого противника оставив,
скорее к Богу тут же прилепись,
Он Человеколюбец, Он наставит.
Уязвлен; ты? Что ж, душа, держись.


И не отчаивайся. Даже если пала?
Восстань и тут же с мужеством скажи:
«Ныне начах». Начни ты всё сначала,
но ты своим Владыкой дорожи,

и припади, и следом исповедай
Ему грехи все тайные свои,
метания, падения и беды
свои Ему скорее принеси.

Но прежде, нежели Ему что скажешь,
Он ведает всё это наперёд,
что будешь говорить сейчас, и даже
что у тебя на сердце узнаёт.

Сказать одно лишь слово не успеешь:
«Я согрешил», – так сразу простирать
начнёт Свои к тебе Он длани, – онемеешь, –
чтобы приять тебя, как сына, и обнять.

Так приступи к Спасителю ты с верой, –
и Он тотчас очистит и тебя,
как прокаженного, и туне полной мерой
восставит в расслаблении с одра,
и воскресит, как Лазаря.

20.03.2023.


Рецензии