Новая версия ЧУДА

Чудо света 20-го века
Скульптура В.И.Мухиной «Рабочий и Колхозница»
Вступление перед повествованием, в котором автор, Виталий Коломыц,  имеющий сметь с самого детства своё суждение иметь и гласить его смело (нагло) без оглядки на бытующие правила и авторитеты, руководствуясь лишь собственным разумом и чувством, в большей степени, рассказывает об истории создания этого монумента, его задумщиках, как «идеала   и символа советской эпохи».
Для удовлетворения требуемой полноты жанра автор восходит к началу начал- БИБЛИИ-книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета., издание Московской патриархии Москва 1968,
Первая книга Моисея, БЫТИЕ.
Итак, для начала справка.
Для участия в международной выставке в Париже, которая должна была проходить в 1937г. под девизом «искусство и техника в современной жизни»  с 25мая по 25 ноября, Советский Союз представил монументальную скульптуру из 2-х персонажей, Мужчину и Женщину. Автор композиции, выигравший конкурс в 1936г. Борис Михайлович Иофан, он же автор «дома на набережной»   По конкурсу женщина-скульптор,
Вера Игнатьевна Мухина (1889—1953) выполнила условия, поставленные конкурсной комиссией,  сначала фигуры были без одежды,  внеся  личные дополнения, в частности, развивающийся шарф в руках женщины, как символ праздничной демонстрации советских людей.
Первоначально скульптура была составлена из 2-х равноценных лиц- мужчины и женщины, держащих орудия труда: молот и серп.
Кстати, моделями для них  В.И.Мухина  выбрала себя и своего мужа
А.А.Замкова, с которым она познакомилась ранее,  работая  в госпитале во время 1-й мировой войны , вышла замуж.  он  стал затем видным  ученым .
 В искусстве, в поэзии.   в живописи и скульптуре,  часто это отмечаем, когда художник по своим, порой не оглашаемым, соображениям, свой портрет  дает.
Конструкция Монумента.
Состоит из  5 тысяч хромоникелевых пластин на металлическом каркасе с дополнительным креплением внутри. Точечная сварка. Высота 25 метров,  высота павильона 33м. В Париж доставлена в разобранном  виде из 65 частей и собрана здесь заново.
  Монумент на павильоне СССР был поставлен в центре рядом- напротив павильона фашистской Германии с орлом, грозящим всех покорить или уничтожить как неполноценных «недочеловеков».
Но уже тогда,  на выставке Бог всем показал, Что Германия не победит СССР, будет повержена, и над Берлином разовьется Наше знамя, Знамя  Нашей Победы!  Так закончилась навязанная нам  битва миров,  разных  идеологий.
   Теперь к первоисточнику.
 « И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле.. и стало так. И произвела земля зелень, траву, и дерево плодовитое..и увидел Бог,  что это хорошо. И был вечер , и было утро, день третий. »
«И сказал Бог: сотворим человека по подобию нашему и да владычествуют  они над всею землею. И сотворил Бог по образу Божию его; мужчину и женщину сотворил их. И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и владычествуйте.   И увидел Бог, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер . и было утро, день шестой. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмой от всех дел и освятил его…И взял Господь Бог человека (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить. И заповедал Господь Бог человеку, от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь. Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. И сказал человек: вот это плоть от плоти моей, она будет называться женою. Ибо взята от мужа своего. И потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей , и будет одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились… Змей был хитрее всех зверей….И сказал змей жене: нет .не умрете . но знает Бог ,что в день, в который вы вкусите их,(плоды от дерева добра и зла) откроются глаза ваши. Вы будете , как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделено, потому что дает знание; и взяла плод и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.  Бог Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей, и к мужу твоему влечение твое. И он будет господствовать над тобой.  Адаму  же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе: не ешь  от него, проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей, в поте лица будешь есть хлеб, доколь не возвратишься в землю. Из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, (Жизнь)  ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одеяла кожаные и одел их. И выслал его , Адама,  Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского  Херувима и пламенный меч обращающийся , чтобы охранять путь к дереву жизни.
Обратимся теперь к монументу «Рабочий и Колхозница».
По факту обе фигуры стояли рядом и держали в руках орудия труда, но по мере более вдумчивого осознания значения каждой фигуры, Рабочий с молотом занял второстепенную роль, он становится «левшой», а Колхозница с серпом по существу занимает центр, что полностью совпадает с Библейским пророчествам:  человек-муж прилепится к жене и будет она распоряжаться всем. Что это так, находим у А.С.Пушкина , «Евгений Онегин», Глава вторая , Гораций: О rus  (деревня).  Строфа ХХХII: «Привычка усладила горе, она меж делом и досугом открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. И всё тогда пошло на стать. Она езжала по работам, солила на зиму грибы., вела расходы, брила лбы, ходила в баню по субботам, служанок била осердясь-всё это мужа не спросясь».   . Так с русской женой было всегда и будет всегда:  вся тягость  жизни: забота о семье, домашняя работа, воспитание детей и часто нерадивого, а то и не в меру  пьющего,  или гулящего мужа.
Монумент на выставке в Париже , освещаемый восходящим солнцем, производил на зрителей неизгладимое впечатление, как «величайшее произведение  скульптуры  ХХ века», а Пабло Пикассо
сказал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба».
Возвращенный в Москву Монумент установили в 1939году у входа на Выставку достижений народного хозяйства, но не удачно по освещению, как было в Париже. После реставрации в 2003-2009г.г. скульптура возвращена на прежне место в Москве, по внешнему виду и высоте приближенному к Парижскому павильону в 1937г.
Биография скульптора В.И.Мухиной,  её награды и звания.
Мухина В.И. родилась 19июня (1июля) 1889г. в Риге в семье Игната Кузьмича Мухина, родители относились к купеческому сословию.  Поселились в Риге после Отечественной войны 1812г. Игнат приехал в Ригу в 1850г. продолжил дело своего отца, был щедр на благотворительные дела, выделил 35тыс. рублей, и следил за их использованием. 
Мать Мухина (в девичестве Моде) Надежда Вильгельмовна., рано умерла.  Очень беспокоясь  за здоровье девочки, её отправили в Крым, в Феодосию. С этого момента Вера находится у родственников или близких людей. 
Вера однажды каталась на санках и получила увечье: сучок дерева отрубил ей нос. В смоленской больнице нос пришили, но восстановить прежний вид девочки не смогли, как и в последствии французские специалисты по пластической хирургии. Лицо девочки стало другим, по мужски большим, грубоватым и очень волевым.
С самого раннего детства и всю жизнь Вера Игнатьевна  отлично училась, и в гимназии, и когда брала уроки по искусству во Франции и Италии. И когда занималась у лучших педагогов России и Советского Союза.  И весь этот багаж она посвятила созданию шедевров  скульптуры. Они есть во всех уголках нашей родины, есть музеи, ей посвященные. Из пяти Сталинских премий ею полученных,  две первого класса: скульптура «рабочий и колхозница» и памятник Максиму Горькому  у Белорусского вокзала в Москве  . последняя работа- скульптура на крыше планетария в Волгограде  «Мир».
 Свой творческий путь В.И.Мухина начала, участвуя в работах по монументальной пропаганде дела партии и народа. Её путь- это каждодневная тяжелая физическая работа, поиск нестандартных решений, обязательное воплощение их в скульптуре.
Звания и награды В.И.Мухиной.
1. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
2. Народный художник СССР (1943)
3  Пять Сталинских премий, из которых две 1-й степени
    4.Орден Трудового красного знамени (10.05.1938)
    5.Орден Знак почета (1945)
:   6. Медаль За доблестный труд в великой отечественной войне
     7. Действительный член Академи художеств СССР
     8. Медаль в память 800 летия Москвы.
Вера Игнатиевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года. Сказалось огромная предшествующая работа. Сердце её не выдержало. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Участок 2, ряд 28.
Заключение.
В настоящем длительном повествовании, конечно, отметить всю многогранность  личности Веры Игнатьевны Мухиной  не удалось.
Но уверен, что не только ею созданная «Рабочий и Колхозница», скульптура, всемирно известная , прославленная в плакатах, на почтовых  марках, Мосфильм принял Эту скульптуру как свою эмблему.  Но она сама, Вера Игнатьевна Мухина,   является Чудом света 20 века, который подарен нашей страной всему Миру!

21.03.2023г. г.Зеленоград, Виталий Коломыц 


Рецензии