Читая В. Н. Лосского

"Для Божественного существа творение не обусловлено никакой "внутренней необходимостью". Бог потому Творец, что пожелал им быть. Имя "Творец" вторично по отношению к трем именам Троицы."
                В. Н. Лосский

    Лишь человек, не испытавший сам муки творчества, мог такое написать. Без внутренней необходимости в принципе невозможны ни Божественное Творение, ни высокие, создаваемые в Боге, человеческие творения. Святой Дух, исходящий от Отца, и есть та "внутренняя необходимость", тот неистощимый и неумолимый внутренний огонь, вызывающий неутолимую жажду творчества как в Самом Источнике этого огня, так и в людях, одаренных Божьей благодатью творить в Духе. И Бог и человек творят Духом и в Духе, потому что не творить не могут, а не по одному только желанию.

    Более того, именно творчество является единственным смыслом и оправданием их существования. Так что имя "Творец" не вторично, а является абсолютным синонимом Троицы, Ее сутью.

    До чего же глухи бывают наши богословы, не сведущи, безблагодатны именно в вопросах творчества, в вопросах, важнее которых быть не может. Сколько пренебрежения и даже враждебности не только к творцам, но и к Творцу?! И постоянно внушаемая ими мысль о вредоносности творческого начала в человеке и в то же время о Церкви (своей, конфессиональной) как о полном образе Пресвятой Троицы, по отношению к которой имя "Творец" вторично.

    Какова Церковь, таковы и богословы - мертвые и мертвящие. И бог, которому они поклоняются в своих трудах, нет-нет да и покажет свое настоящее лицо - обезьяны Бога и человекоубийцы.

26.02.2004


    Творец в Своих проявлениях всегда нов и неповторим. И творцы по Его благодати  таковы же. А творцы - не только художники в широком смысле, но и люди сотворяющие себя как личность, обладающие - все! - и своей волей, и неповторимыми природными наклонностями (свойствами). Очевидно абсурдны утверждения православных богословов о том, что лишь при свободном отречении от своей индивидуальности личность полностью раскрывается в благодати. По их мнению, свобода - в нивелировке людей, тогда как это ничто иное, как духовная смерть. Личности нет вне Бога, но нет ее и без "лица необщего выражения". Как будто Господь создал нас непохожими друг на друга лишь для того, чтобы мы от этой непохожести избавлялись изо всех сил?!

    Здесь кроется причина враждебности клириков к людям искусства, в подобном "богословии". Но не только. Основа ханжества, любого, и религиозного в том числе, в человеческой посредственности, в отсутствии личности. Ксенофобия, тоталитарное мышление - это что, от Бога?

    Незримое единство людей, верующих во Христа в сердце своем, - и есть Церковь Христова. А не конфессии, паразитирующие на вере миллионов.

    "Бог смотрит на сердце, - писал епископ Феофан. - Главное - стояние и хождение пред Богом с вопиянием к Нему из сердца..."

24.02.2004


Рецензии