Обычаи славян - часть 4

                Женские ремёсла:
         
                Версия:

                По мотивам книг и статей:

 = Михаила Васильевича  Ломоносова (1711-1765)«Древняя Российская истории от начала   российского народа»
 = Ширинского Сергея Сергеевича (1937-2021) "Древняя Русь и славяне".
 = Валентина Дмитриевича Иванова (1902-1975))– «Русь изначальная»
 = Рыбакова Бориса Александровича (1908-2001) «Язычество древних славян». «Русские вышивки и мифология»
= Марии Аасильевны Семёновой (род 1958) – «Мы - славяне».

Немало было на Руси искусных ремесленников.  Всё, что создавалось в то время, делалось исключительно своими руками,  тем не менее, некоторая техника облегчающая труд у них имелась. У древних людей были различные ремесла, к 12 веку их насчитывалось около 60 видов, и делились они  на женские и мужские.
Женское ремесло на Руси носило художественный характер. Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками. Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами.
 Женщины ни в чём не уступали мужчинам ремесленникам, они добросовестно и с любовью работали над каждой вещью. Больше всего процветало женское ремесло в монастырях. Но ещё до крещения Руси, когда было язычество, ремеслу в жизни людей тоже находилось немало места, особенно в зимний период времени после окончания жатвы и обеспечения хранения урожая…
Почти все художественное ремесло принадлежало женщинам, за исключением ювелирного дела, этим, в большей степени, занимались мужчины.
После завершения   текущих ежедневных работ, женщины   Рода или, после разделения Родов,   одного семейства и соседи собирались в  светлице и занимались  рукоделием.

 Весной,  летом и осенью,  у женщин  оставалось мало времени для  занятия   работами «для души»,  ведь помимо   ухода  за детьми,  приготовления  пищи для всей семьи,  содержания  в порядке жилища, нужно было весной высаживать и выращивать  овощи в огородах,  помогать  мужчинам  сеять,   летом заготавливать сено на зиму для  домашнего скота, осенью убирать созревший урожай,  во время уборки жать  и вязать  снопы;  собирать грибы и ягоды. Кроме того, женщины и дети мололи зерно в жерновах (эта работа  считалась лёгкой, правда, нудной),  они доили коров и коз, овец; помогали в уходе за домашней скотиной.
. А вот зимой…зимой,  наступала пора заниматься  рукоделием, так как отпадала большая часть сезонных работ.
               *************************
                Для справки:
Жа;тва - период в хозяйственном календарном цикле славян. В обрядовом комплексе, сопровождавшем жатву, особенно выделялись ритуалы, отмечающие её начало (зажинки) и окончание (обжинки, дожинки).
Традиционно  рожь, пшеницу, ячмень  жали серпом;  считалось большим грехом косить пшеницу косой.  Низкорослую  пшеницу  трудно  было жать серпом, и её вырывали с корнем. Гречиху, овёс, горох почти всегда косили косой.
Хотя время уборки урожая определялось в каждой местности климатическими и погодными условиями, тем не менее, во многих местах её стремились приурочить к календарным праздникам, близким по срокам к жатве. Например, у русских начинали уборку (зажинали) яровых со дня Прокопия-жатвенника  (8  июля)  или после Ильина дня (20 июля).(«Илья лето кончает, жито зажинает»).

До начала жатвы хозяин  ходил  в поле смотреть, поспело ли зерно и  возможно  ли приступать к жатве (название обычая «оглядины жита»).
В христианские времена перед жатвой совершался  крестный ход на ниву, которую священник окроплял святой водой и благословлял  начало процесса.
Начало жатвы (зажин, зажинки) было обставлено целым рядом ритуалов и магических действий, из которых главным считался правильный выбор зажинщицы», т.е. такой жницы, которая славилась надёжным здоровьем, силой, ловкостью, «лёгкой рукой».
Важная роль при зажине отводилась магии, защищавшей работников от болей в пояснице и руках.
 
Другой восточно-славянский  жатвенный ритуал - обвязывание пучками злаковых стеблей любого, кто первый раз появился в поле, не будучи участником жатвы. Часто он совершался по отношению к хозяину поля наёмными жнецами или лицами, приглашёнными для толочной работы.
Уже в христианские времена  в  период жатвы соблюдались особые правила поведения и запреты. Чтобы не навлечь грозы и пожаров на собранный в поле хлеб, работы  не выполнялись в те календарные праздники, которые приходились на время страды (например, дни Бориса и Глеба- (6 августа), Пантелеймона-Зажимного - (9 августа), Св. Павла – 12 июля; и др.); в эти дни старались не зажигать в домах огня и даже не топили печи.
Выходить на жатву следовало каждый день чисто вымытым и в белой одежде; в ряде областей в поле выходили в особой — «жатней» рубахе, которая могла быть украшена вышивкой и кружевом.
Запрещалось увязывать в сноп колосья, сжатые другой жницей, чтобы «не завязать у неё будущих детей». При уходе с недожатого участка поля оставляли на краю две горсти колосьев, положенных крест-накрест (восточные славяне).
Если в текущем году в семье был покойник, то первый снопок, срезанный при зажине, не вносили в дом, а бросали его прямо в поле, «каб мыши i птушкi памянули нябожчыка» -(чтобы мыши и птички помянули усопшего).
Во многих славянских традициях сохранились представления о том, что в несжатых колосьях скрываются обитающие в злаках полевые духи или души умерших родственников. 
                *************************
                Женские ремёсла на Руси.
 
Заканчивались весеннее-летне-осенние полевые и огородные работы и женщины  большую часть времени отдавали рукоделию: шитью,  вышивке, прядению, ткачеству, и т.д.
Есть такое старинное и очень ёмкое, а в наше время очень редкое  слово — «рукомесло», которое со временем трансформировалось в более привычное для нас  слово  РУКОДЕЛИЕ.
Рукоделием обычно называют ручную работу, сделанную с помощью всевозможных приспособлений. Эти приспособления были самыми разнообразными, и выполнялись из металла, дерева, кости; к ним можно отнести обычные иголки, спицы, крючки, челноки, коклюшки, веретёна, пяльцы, ножницы,   ручные  самодельные  станки, прялки…

Рукоделие издавна являлось не только главным занятием женщины по созданию уюта в доме, но и признаком хорошего воспитания, настоящим украшением и похвалой для воспитанной девушки и уважением для хозяйки дома.
В простых крестьянских семьях обычными рукоделиями были те, которые диктовались надобностью в хозяйстве — ткачество ковров, ковровых дорожек; шитьё белья и одежды; вязание скатертей, занавесок и т.д… В семьях побогаче  занимались  вышивкой, украшениями  мережками, вязанием  крючком, плетением  и пр.

               О светёлках:

Обычно рукоделием незамужние девушки и женщины занимались в светёлках. Это помещение, расположенное выше других помещений в доме.
Интересно, что такое сооружение характерно исключительно для изб русского севера, а также средней части России; в южных регионах такое архитектурное решение не получило распространения.
Название «светёлка» родственно словам «свет», «светлый». Светёлку располагали над стеной, противоположной входу в избу, окнами комната выходила на улицу. Окно в помещении делали обычно бОльшего размера, чем остальные окна в доме, что способствовало лучшему освещению его.

Оконное стекло стало доступно крестьянам лишь в начале XIX века, а до этого момента окна «стеклили» специально обработанными внутренностями  животных, рыб (бычий или рыбий пузырь), которые натягивались на деревянную рамку. Такое «стекло» было  доступным, оно  препятствовало выходу тепла из избы; правда,  пропускало не так уж много  солнечного света.
 
*****В древней Руси слюда использовалась для этих целей, начиная  с XV века, а уже с XVI века она вывозилась за границу. Тогда в Европе Русь называли «Московией», а прозрачную слюду, привозимую оттуда, «стеклом из Московии,   «мусковитом». *****
 
Освещались избы, в том числе и светёлки, в древней Руси при помощи лучин – тонкие щепки крепили к поддону над корытцем с водой и поджигали; тлея, угольки падали в воду, предотвращая пожар в доме.
В отличие от нижней части дома, комнатка не отапливалась и использовалась исключительно в тёплое время года. В зимнее время светёлка использовалась  для хранения предметов домашнего обихода. Поднимались в светёлку по лестнице, ведущей из сеней на чердак.
В тёплое время свободные часы здесь проводили незамужние девушки, и женщины, занимаясь  рукоделием, здесь же сушили и лечебные травы. 
Даже в самые жаркие дни в комнатке под крышей не было жарко, т.к. кровлю крыли не железными листами, а двойным слоем тёса, между которым прокладывали берестяную «подложку». Таким образом, в помещении поддерживалась оптимальная температура.
 
В наше время в дачных посёлках ещё встречаются дома со светёлками, их ещё называют «кукушками». Современные варианты светлиц делают утеплёнными и используют как полноценную комнату или часть общего помещения под крышей.

                ************************
                Шитьё. Особенности славянской вышивки:

         Изначально шитьё имело чисто практичный характер, служило оно для обновления старой одежды или создания новой. Из оставшихся лоскутков ткани  женщины мастерили различные покрывала, одеяла и коврики. Вся одежда была натуральной и служила не одному поколению.
 
С течением времени одежда стала  украшаться  разного рода вышивкой,  отделкой, камнями или жемчугом, шитьём золотой нитью.
Вышивка у всех народов всегда носила не только и, не сколько, декоративный характер,- к вышитым вещам относились как к очень сильным оберегам. Причин тут несколько.
 
Во-первых: почти у всех индоевропейских народов полотно - символ жизни, где сплетенные нити - это судьбы людей, а вышитый узор на полотне - призванная божественная помощь, оберег для того, кто пользуется вышитой вещью.
 
Во-вторых: работа над вышивкой требовала  много времени и большого внимания: вышиваемые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для окружающих о хозяине вышитой вещи.

Вышивкой украшались женские сарафаны, передники, подзоры и столешники. Особое место в этом ряду занимали мужские и женские вышитые рубахи, а также полотенца. Рубахи вышивались на все случаи жизни: от крестин до похорон. Выходя замуж, новобрачная приносила в дом много вещей сделанных собственными руками. Одних только полотенец  изготавливалось не меньше сотни. Ведь полотенце в славянской традиции - не только предмет быта, но и традиционный подарок, который достойно преподнести на свадьбу, именины,   родственникам  мужа, почетным гостям.

В течение нескольких столетий у славянских народов выработались определенные приёмы вышивки; в каждой местности  сформировался  свой характер традиционного орнамента и его колорит,- по цветам и орнаменту вышивки можно было определить, где она была выполнена, и узнать многое о самом носителе этой вещи, например:  откуда он, к какому Роду принадлежит, женат или холост и т.д.

Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат.
Кроме геометрических мотивов, в славянских вышивках использовалось  изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. Не менее часто встречается в народной вышивке изображение величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных конях.

Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены ёмкой и многозначной символикой. Так, лебеди являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви; голуби были символом супружеской верности и счастливой семьи;
уточки воспринимались как знак трудолюбивой хозяйки дома, были символом плодородия, а также символизировали смену дня и ночи, ведь по славянским легендам, именно уточки несли колесницу Даждь-Бога - Солнца по извечному кругу из живого мира  Яви  исподнюю страну - Навь…

Особое место в славянской символике занимали фигурки водоплавающих птиц (уток) с конскими головами. Это - символ круговорота в природе, смены дня и ночи. Согласно языческим верованиям, днём колесницу Солнца несли волшебные кони, а ночью - уточки. Отсюда и возник такой образ - уточка с конской головой.
На многих вышивках присутствует символическая фигура величавой большеголовой женщины в широкой юбке с поднятыми вверх или схематично подогнутыми вниз и к себе руками. Это образы богини  Мокоши, считавшийся у древних славян богиней плодородия, женского рукоделия, покровительницей дома и его хозяйки. О роли Мокоши в славянском пантеоне богов красноречиво свидетельствует русская поговорка - отмолвка:  "Это всё Мокошь ткала, пока я на полатях спала!"  Таким образом,  рукодельница отводила от себя сглаз, одновременно призывая на свою работу благословение Богини.

Изображение сказочной птицы - павы (иногда ее называют Жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.

Славянская вышивка имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них - Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, "исподнего" мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.
Символика славянских вышивок, поражает глубиной мысли и широтой фантазии, присущей нашим предкам... Глубокий символизм и аллегоричность - признак высокой культуры всего славянского общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово рукодельницами, жившими не только  в  больших городах, но и  в самых маленьких поселениях и были широко распространены.

         Мастерицы использовали ЗНАКИ, которые все умели читать:

=  Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображался вертикальными линиями; реки и  подземные воды и «хляби небесные» - горизонтальными.
=  Громовник (шестиконечный крест, находящийся  в круге или шестиграннике),- знак Грома (и Перуна); оберег от молнии; воинский оберег.
=  Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
=  Колокрес (крест в круге) - знак Солнца, преграда и отвращение зла, знак закрытости.
=  Крада («решётка») – знак Огня. Жертвенный или погребальный костёр.
=  Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак  Бога Огня - Агуни.
=  Месяц – Знак луны, месяца.
=  Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
=  Рог изобилия - знак богатства, изобилия.
=  Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса,  Даждь-бога.   
 =  Дерево (чаще всего ёлочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
=  Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Если цвет красный, белый или же чёрный – это мощнейший отвращающий  знак для всех тёмных сущностей.
=  Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

 Использовали мастерицы  в обережных вышивках и изображения    живых существ:
=  Бык – знак Велеса.
=  Волк – знак Ярилы.
=  Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса.
=  Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
=  Змей – знак Земли, мудрости.
=  Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
=  Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
=  Медведь – знак Велеса.
=  Олениха  или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
=  Орёл – знак Грома, Перуна.
=  Петух, Сокол – знаки  Огня, Агуни.
=  Кукушка – знак жизни, Живы.
=  Козёл, Свинья – знаки плодородия, плодовитости, изобилия.

                Цветовые решения обережных вышивок:

=  Белый – связан с идеей света, чистоты и святости; в то же время – цвет смерти, траура.
=  Красный – передаёт силу Небесного Огня.
=  Зелёный – отображает растительность, Жизнь.
=  Чёрный – символизирует  Землю.
=  Золотой – отождествляет могущество Солнца.
=  Синий – передаёт бесконечность и вечность Неба и Воды.
=  Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

С семи лет девочек начинали  учить  шить и вышивать. Как только она оттачивала своё мастерство, сразу  начинала готовить себе приданое.
Работали женщины на пяльцах, - форма их не изменилась,  таким же приспособлением  пользуются и современные мастерицы. Вышивали  гладью, крестом, полу – крестом

                Ткацкое дело.

     Прядением  и ткачеством древние мастерицы   создавали  ткани.  Исходными материалами служили ЛЁН и КОНОПЛЯ. Позже ткани стали изготавливать  из шерсти овец, коз. Предварительно шерсть мылась, высушивалась и  крепилась на прялку. Волокна льна, конопли или  состриженная шерсть назывались КУДЕЛЬЮ. С помощью веретена мастерица  скручивала  материал кудели  в нити.  Для создания ткани служил ткацкий станок. Первые ткацкие станки были деревянными и весьма простыми.
Со временем появились деревянные прялки, которые имели колесо, на которое наматывалась готовая нить, потом нити снимались и скатывались в клубок. Такие нити имели  более равномерную толщину, в отличие от  прялки без колеса

               ************************

Дикая конопля встречается и в Поволжье, и на территории современной Украины. Славяне с древнейших пор обращали внимание на это растение, дающее, подобно льну, ещё и масло, и волокно.
При раскопках  в районе  городе Ладога, где в числе пёстрого по этническому составу населения жили и наши предки славяне, в слое 8-го века археологами обнаружены зёрна конопли и конопляные («пеньковые») верёвки, которыми, согласно сообщениям старинных авторов, славилась Русь. Учёные полагают, что конопля первоначально использовалась именно для витья верёвок и, лишь впоследствии,  стала применяться для изготовления тканей. Любопытное тому подтверждение: рыбаки озёр Ильмень и Псковского буквально до последнего времени предпочитали пеньковые сети:  «Рыба, говорили они, охотней идёт на запах конопляного волокна»…

Ткани из конопли назывались у наших предков «замашными» или «посконными» – то и другое по названию мужских растений конопли.
Коноплю, в отличие от льна, убирали («тягали», «дёргали») в два приёма. Сразу после цветения выбирали мужские растения, а женские оставляли до конца августа в поле – «донашивать» маслянистые семена. Уже было сказано, что пищевое конопляное масло  высоко ценилось; по несколько более поздним сведениям, коноплю на Руси выращивали не только на волокно, но и специально на масло. Обмолачивали и стлали-мочили (чаще мочили) коноплю почти так же, как лён, но  не мяли, а толкли в ступе пестом.

                Плетение.
Первая обувь, которая появилась на Руси, была из древесного лыка. Это всем известные лапти. Лапти широко использовались  сельским населением России вплоть до 1930 года. Изготавливались они по технологии плетения. Так же с помощью плетения из соломы создавались различные предметы быта и украшения. Женщины изготавливали корзинки, соломенные игрушки, обереги для дома и многое другое.

                Роспись.

Роспись достаточно поздний народный промысел, который появился ближе к концу 16  века. Это нанесение рисунка на различные предметы, чаще всего на посуду.
 
Существовало несколько видов росписи, например, ГЖЕЛЬ. Гжелью назвали роспись по месту изготовления фарфоровой посуды, эта территория находилась около реки Агжелка. Там расписывали посуду в сине-белом цвете, такой рисунок на другой территории назывался роспись под ГЖЕЛЬ.

Другой вид росписи – ЖОСТОВСКАЯ  роспись, это художественная роспись металлических подносов.
Ещё один, сохранивший свою популярность по сей день, вид росписи – ХОХЛОМА. Это декоративная роспись деревянной посуды, выполненная красными, зелеными и черными красками по золотому фону. Сначала на посуду наносился оловянный порошок  серебряного цвета, затем изделие покрывали специальным раствором и обжигали в печи. В рисунках преобладали цветы, птицы и ягоды. Самый большой цветок располагался посередине, вокруг него цветы поменьше, а сверху наносили  изображения птиц.


          
...Очень важною «частицей»               
Были  женщины  Родов.
На все руки мастерицы,
С детства венчаны с трудом.

Ничего-то ей не в тягость:               
С вёсен в осень – вся в трудах.
Ей работа – всегда в радость,
НЕкогда витать в мечтах.

...Рожь, ячмень  и  царь-пшеницу               
Они  жали лишь серпом;
Применять косу считалось
Непростительным грехом.

А горох, овёс, гречиху -               
Исключительно косой.
Жатва, чтоб прошла без лиха,
Выбор жницы  молодой –

Был особым ритуалом:               
Чтоб здорова и сильна,-
В поле «прАвила,  чтоб балом»,-
(Жали часто дотемна).

...Тоже женская работа –               
В жерновах зерно молоть;
Это  делали охотно,
Чтоб с мукою  был весь Род.

...Были жёны даровиты:               
Дом в порядке содержать;
Чтоб в семье все были сыты
Хлеб умели выпекать.

На столе был  он – Хозяин:               
Говорили:  «Хлеб да соль»,
Когда гостя привечали,-
Миру доброму пароль.

...Ничего-то ей не в тягость:               
С вёсен – в осень -  вся в трудах.
Ей всегда работа – в радость,-
Некогда витать в мечтах.

Вот зимой – другое дело,-               
Здесь фантазии полёт.
В рукоделии  всецело,-
День размеренно течёт...

Рукоделие для женщин  -               
Суть  не повод отдыхать,
И не способ развлечений,
А  возможность созидать.

Вышивали, ткали, пряли,               
Обшивали всю семью,
И  уют ей создавали,
утверждая: «Вас - люблю».

Украшали  дом-жилище,               
Вышивая гладью, в крест,-
Чтоб не выглядел он нищим –
Знать прошла хозяйка тест.

...Нитки, пяльцы да иголки –               
Главный в деле инструмент;
И работали в светёлке,
Где струился солнца свет.

Зажигали в ночь лучину,-               
Та горела, не спеша…
Кто познал их дум глубины;
И чем тешится душа?

Тусклый свет и пляски теней,               
И фантазий их полёт
Вызывали дух творенья,
Что века переживёт…

...Там истории без края               
Льются вешним ручейком,
Тайны ночи умножая,
О прошедшем, о былом.

...Доля женщины – не сахар,-               
Было так во все века:
Прямо с зорьки, шустрой птахой
Суетилась дотемна.

Почти каждый год рожала               
Сыновей и дочерей.
Четверть только выживала
Из родившихся детей.

Правда, те, кому пал козырь               
«Род свой славный продолжать»:
Девы были словно розы,
Парни – силачам под стать.

...Так, «сквозь тернии» да «к звёздам»,               
Развивался славный люд.
Шёл дорогой жизни грозной
В майский праздничный салют...

Продолжение следует:


Рецензии
Брависсимо за творческий труд.
Интересная познавательная информация о предках наших славянах , о их самобытности, ремёслах и творчестве.
Мира и Света, негасимого в душе.

Дорошенко За   11.06.2023 02:27     Заявить о нарушении
Всех благ вам, Зося, и признательность. С теплом.

Евгения Грекова 2   11.06.2023 18:47   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Женечка.
Спасибо за приятный сюрприз.
Поздравляю вас Женским праздником, Днём 8-го Марта.
Пусть на душе будет радостно, а в доме царит благополучие и любовь.

Александр Басейн   09.03.2024 16:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.