Николай II. Злая Эпиграмма и Высокая Патетика

НИКОЛАЙ II.  САТИРИЧЕСКИЙ  И   ПАТЕТИЧЕСКИЙ   ПОРТРЕТ  В  СТИХАХ  НАЧНЁМ С ДВУХ ЭПИГРАФОВ:

       
        Боже, Царя храни!
        Сильный, державный,
        Царствуй на славу, на славу нам!
        Царствуй на страх врагам,
        Царь православный!
        Боже, Царя храни!
               *    *    *
Начало  государственного гимна Российской империи с 1833 по 1917 гг. Слова В.А. Жуковского
         ***********************************************

 ВЯЧЕСЛАВ  ИВАНОВИЧ  ИВАНОВ (1866—1949).  — русский  поэт и  философ  – «Д И С Т И Х И»*

В с е  г о с у д а р и — н у л и.  Но власть за ними — поставить
Цифры рядом с собой. Значить — зависит от них.

*Д и с т и х — строфа, состоящая из двух не рифмованных строк (двустишие)по образцам греческого стихотворного размера - гекзаметра.

  ________________________________________________

САТИРА (из лат. satira — букв. переполненное блюдо) — резкое проявление комического в искусстве: поэтическими средствами или прозойкомическое обличение чего-либо или кого-либо. С а т и р а  может обличать поступки как отдельных людей, так и определённого социального класса общества или государственного строя вцелом. В русской литературе известнейшим примером социальной и политической сатиры является всем со школьной скамьи известный монолог Чацкого. И если сейчас кому-то этот монолог покажется "невинным", то на момент создания эти строки Грибоедова были ещё как для властей оскорбительны, не говоря уже о цензурном запрете.

Сатиру политическую запрещали, наверное, во все времена, что приводило только к устной передаче или распостранению в рукописях. Во все времена была весьма популярна сатира политическая  — на власть имущих крупных политических деятелей по одиночке и оптом. Особенно сатира была востребована во время гос-кризисов и накануне революций. В таких "пиковых" ситуациях сатира в качестве агитации являлась одним из средств политической борьбы:

Ужасно трудно знать доход
(Хоть разбивай с досады лоб там!)
Того, кто перепродает
Россию в розницу и оптом.  ( А. д’Актиль* — «Подоходное», 1917)
    ________
* Анатолий Адльфович Д’Актиль (1890 — 1942) — русский советский поэт-песенник, драматург, писатель-сатирик и переводчик.
         ************
САТИРА  НИКОГДА  НЕ  БЫВАЕТ  ВПОЛНЕ СПРАВЕДЛИВОЙ,  ХОТЯ  ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ДОЛЯ  ИСТИНЫ В  САТИРЕ ВСЕГДА ЕСТЬ.  С другой стороны хвалебными (и нередко - слезливо паточными!) преувеличениями страдает и патетика. И обе - и сатира, и патетика - в адрес известных исторических деятелей связанны с политикой. Поэтому,  предлагая читателю эту антологию сатирических и патетических портретов Николая II, прошу помнить: здесь выражены крайние взгляды около первой русской революции 1905 года. Время было бурное, когда все ругали друг друга и всех: ругали царя, Думу, министров, либералов, консерваторов, кадетов и не-кадетов, и т.д, и т.п. Ещё весьма лояльный пример такой критики неизвестного автора являет пародия «Муж совета»:

Безнадежная мертвенность взгляда,
Худоба и морщины ланит,
И шитье золотое наряда —
Всё не в пользу его говорит.
Мы в него и укором не бросим, —
В этом смысла ведь здравого нет!
Лучше мы эту мумию спросим:
«Даже ты пригодился в Совет?» (9 февраля 1906)
    ***********
 
НА  ОБЩЕМ  ФОНЕ  ВЗАИМНЫХ  ПАРТИЙНЫХ  ПРЕТЕНЗИЙ  И  В РИФМУ ОСКОРБЛЕНИЙ 1900-1917 годов сатирический портрет последнего русского царя представляет не конкретную личность, а как бы обобщённый портрет всех накопившихся к царской власти  претензий, переросших  в «ненависти». Таков частенько удел властителей! Ничего не поделаешь. П о с л е д н е м у  приходится расплачиваться за все ошибки предков. Конец правления династии Романовых был неизбежен, но он мог бы совершиться и без убийства.

Следует ещёё помнить, что к концу 19 века вся Европа впала в экономический и культурный кризис и полосу революций. Монархии везде уже были ограниченные, и только в России оставалась абсолютная монархия. По воле истории одна страна не могла долго быть исключением: перемены были неизбежны. Как ещё в 1830-м  предсказывал Михаил Лермонтов:

НАСТАНЕТ  ГОД,  РОССИИ  ЧЁРНЫЙ  ГОД,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! — Твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нём,
Как плащ с возвышенным челом.
     *  *  *  *  *
Когда Лермонтов жаждал падения монархии, тогда почему же для России этот год назван «чёрным»?! Лермонтов знал: когда с головы царей падает корона, тогда нередко проливается и немало иной крови.
     *******************

ВЕЛИКИЕ  РУССКИЕ  ПОЭТЫ  ЧАСТЕНЬКО  БЫЛИ  К  СВОИМ  ЦАРЯМ  БЕЗЖАЛОСТНЫ.  И честно говоря, — было за что! Но самую личностно злую сатиру создавали поэты менее великие и нередко по цензурным соображениям – Безымянные. Хвалебные же строки о последнем русском царе слагали, в основном, не выходцы из рабочих и крестьян, а  русские офицеры после 1917-го года или много позже – в эмиграции. Это понятно. С  другой стороны и поэты бывали и «за» и «против» царя:  Николай Гумилёв и Марина  Цветаева – монархисты, Александр Блок жаждал революции, в которой быстро разочаровался. Большинство же просто устало от старого, жаждало перемен и охотно «шло» на хлёсткую агитацию. И вот Революции – 1905  и потом 1917-го… Отречение царя от престола. Об этом стихотворение поэта и офицера Белой армии Сергея Бехтеева (1879 —1954)

    Р О С С И Я
Была Державная Россия,
Была великая страна
С народом мощным, как стихия,
Непобедимым, как волна.

Но, под напором черни дикой,
Пред ложным призраком "сво-бо-д"
Не стало Родины великой
Распался скованный народ.

В клочки разорвана порфира,
Растоптан царственный венец,
И смотрят все державы мира,
О, Русь, на жалкий твой конец!

Когда-то властная Царица,
Гроза и страх своих врагов,
Теперь ты жалкая блудница,
Раба, прислужница рабов!
В убогом рубище, нагая,
Моля о хлебе пред толпой,
Стоишь ты, наша Мать родная,
В углу с протянутой рукой.

Да будут прокляты потомством
Сыны, дерзнувшие предать
С таким преступным вероломством
Свою беспомощную Мать! (1917)
 ______________

НО ВЕДЬ «СЫНЫ, ПРЕДАВШИЕ РОССИЮ» ИСКРЕННЕ СЧИТАЛИ, ЧТО РОССИЮ ПРЕДАЁТ  ИМЕННО ЦАРЬ С МИНИСТРАМИ! Для этого были поводы: огромный бюрократический аппарат безнадёжно устарел, и о соответствии этого аппарата народным нуждам для знающих историю говорить не приходится.
***************************

НИКОЛАЙ II  (Так писал я на третий день "бескровной" русской революции —  С. Бехтеев)

В те дни, когда мы все так низко пали,
Везде мне грезится священный Образ Твой,
С глазами, полными божественной печали,
С лицом, исполненным небесной добротой.
Тебя жалеть я не могу, не смею:
Ты для меня - по-прежнему Велик!
Перед тобой, мой Царь, я вновь благоговею,

И больно мне глядеть на Твой Державный Лик.
Слепой народ, обманутый лжецами,
За чистоту души Твоей святой,
Тебя клеймил постыдными словами
И казни требовал, над кем же... над Тобой!
Не так ли пал и Царь коварной Иудеи,
Мессия истины, народная мечта,
И Бога своего преступные евреи
Распяли на доске позорного Креста.

И Царь был осужден на пытки рабской казни,
Над Божеством глумился весь народ,
И люди-изверги убили без боязни
Того, Кто создал мир, моря и небосвод.
Но, победив в аду немые силы гроба,
Воскрес Господь и всем явился вновь;
Побеждена врагов чудовищная злоба,
И козни зла рассеяла Любовь...
Я верю в день священного возмездья!

Клятвопреступники, вас кара неба ждет!
Вас уличат в предательстве созвездья,
Над вами Солнце правды не взойдет;
И камни возопят от вашего злодейства,
Вас грозно обличит правдивая судьба

За низость ваших чувств, за гнусность фарисейства,
За клеветы восставшего раба...
Еще недавно так, пред Ним склоняя вы и,
Клялися вы Его до гроба защищать
И за Царя-Вождя, Хозяина России,
Вы обещали жизнь безропотно отдать.

И что же! где слова? где громкие обеты?
Где клятвы верности, присущие войскам?
Где ваших прадедов священные заветы?
А Он, обманутый, Он твердо верил вам!
Он, ваш исконный Царь, смиреньем благородный,
В своей душе Он мог-ли помышлять,
Что вы готовитесь изменой всенародной
России честь навеки запятнать!

Предатели, рожденные рабами,
Свобода лживая не даст покоя вам.
Зальете вы страну кровавыми ручьями,
И пламя пробежит по вашим городам.
Не будет мира вам в блудилище разврата,
Не будет клеветам и зависти конца;
Восстанет буйный брат на страждущего брата,
И меч поднимет сын на старого отца...

Пройдут века; но подлости народной
С страниц Истории не вычеркнут года:
Отказ Царя, прямой и благородный,
Пощечиной вам будет навсегда!
    * * * * * *
Но ведь и царь тоже клялся быть заступником народа: если народ бедствует,  –   что тогда?! Прав ли офицер – «белая кость», когда клеймит «подлость народную» «восставших рабов»?!
_____________________________________________________


ПОЭТ  МАКСИМИЛИАН  ВОЛОШИН (Максимилиан Александрович Волошин: фамилия при рождении — Кириенко-Волошин; 1877—1932) УЖАСАЛСЯ:         

С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
 
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И Родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.

О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
 ______________
   Из цикла «Пути России», 23 ноября 1917 г. Коктебель

   
 СЕРГЕЙ БЕХТЕЕВ  –  «К О Н Е Ц   Б Ы Л И Н Ы»

Кровавым пожаром зарделась заря,
Сегодня Россия лишилась Царя,
Сегодня, в дни смуты, измены и зол,
Покинул он скорбно Державный Престол.
Тревожные слухи по царству ползут,
Из уст в уста боязливо несут,
И горестны вести ужасной молвы:
Сегодня Россия лишилась Главы,
Сегодня, отравленный хмелем свобод,
Себя обезглавил безумный народ,
Сегодня, на склоне победной войны,
ОКОНЧИЛАСЬ СКАЗКА ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ. —1917 г.


МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892—1941) – — русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица.

ЭТО ПРОСТО, как кровь и пот:
Царь — народу, царю — народ.
Это ясно, как тайна двух:
Двое рядом, а третий — Дух.
Царь с небес на престол взведен:
Это чисто, как снег и сон.
Царь опять на престол взойдет —
Это свято, как кровь и пот.
 ****************
Дата под стихотворением -7 мая 1918, 3-ий день Пасхи. Николаю II оставалось  жить меньше трех месяцев.
_________________

Справедливости ради заметим, что, что монархичесская «сказка великой страны» частенько была кровавой и безжалостной к не худшим из своих граждан! А «святой дух» на троне являл порой очень странные примеры «милосердия». Поэтому  противоположная мнению о «сказке» сторона имеет полное право на собственное негативное мнение. Глас более чем половины страны отрицать глупо. 

ТЕПЕРЬ  ПЕРЕЙДЁМ  НЕПОСРЕДСТВЕННО  К  СТИХОТВОРНОЙ  САТИРЕ.

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867—1942)РУССКИЙ ПОЭТ-СИМВОЛИСТ, переводчик, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века.

     МАЛЕНЬКИЙ  СУЛТАН

То было в Турции, где совесть — вещь пустая.
Там царствует кулак, нагайка, ятаган,
Два-три нуля, четыре негодяя
И глупый маленький султан.

Во имя вольности, и веры, и науки
Там как-то собрались ревнители идей.
Но сильны волею разнузданных страстей,
На них нахлынули толпой башибузуки.*
Они рассеялись. И вот их больше нет.
И тайно собрались избранники с поэтом:
«Как выйти, — говорят, — из этих темных бед?
Ответствуй, о поэт, не поскупись советом».

И тот собравшимся, подумав, так сказал:
«Кто хочет говорить, пусть дух в нем словом дышит,
А если кто не глух, пускай он слово слышит,
А если нет, — кинжал»  (1901 г.)
    ***************

*Б а ш и б у з у к и — от турецкого babozuk, от ba — «голова» и bozuk — «бешеный, испорченный» — букв. «сорвиголова». Исторически Башибузуки — название иррегулярных военных отрядов в Османской империи: адекватное современное определение - спецназ.
__________
«НАШ ЦАРЬ...» — стихотворение поэта-символиста К. Д. Бальмонта, написанное в 1906 году под влиянием событий русско-японской войны и первой русской революции и впервые опубликованное в 1907 году в Париже в сборнике «Песни мстителя». Стихотворение «Наш царь» часто называют пророческим, так как поэт предугадал свержение и насильственную смерть последнего неполярного русского императора.


НАШ  ЦАРЬ — Мукден*, наш царь — Цусима**,
Наш царь — кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму — темно.

 Наш царь — убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд***, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.

Он трус, он чувствует с запинкой,
 Но будет, — час расплаты ждет.
Кто начал царствовать — Ходынкой****,
Тот кончит — встав на эшафот.
**************
 
 *Мукден - сухопутное сражение 6 февраля - 25 февраля 1905 г. во время русско-японской войны, в котором русские войска потерпели поражение по вине бездарного командования.

 ** Цусима - морское сражение 14-15 мая 1905 г. у Цусимских островов в Корейском проливе между русской эскадрой и японским флотом. Гибель почти всей русской эскадры переживалась в России как национальная трагедия.

 *** Поэты Серебряного века для более яркой образности любили образовывать «собственные» слова. Так и в данном стихотворении  слитное написание «п о д  с  у д» не ошибка, но новое существительное, образованное от другого существительного с предлогом «отдать  п о д  с у д». Дело в том, что при Николай II  поддерживал карательные меры против бунтующих крестьян и рабочих и суды по типу военно-полевых: т.е. имевших право немедленно приводить смертный приговор в исполнение.

****Ходынка - Ходынское поле в Москве, где 18 мая 1896 г. было устроено народное гуляние по случаю коронации Николая II. Из-за непринятия властями мер поддержания порядка в давке погибло 1389 (по неофициальным данным – более 5000!) человек, 1300 человек получило увечья.

КОНСТАНТИН  БАЛЬМОНТ  –  «НИКОЛАЮ ПОСЛЕДНЕМУ»

Ты грязный негодяй с кровавыми руками,
Ты зажиматель ртов, ты пробиватель лбов,
Палач, в уютности сидящий с палачами,
Под тенью виселиц, над сонмами гробов.

Когда ж придёт твой час, отверженец Природы,
И страшный дух темниц, наполненных тобой,
Восстанет облаком, уже растущим годы,
И бросит молнию, и прогремит Судьбой.

Ты должен быть казнён рукою человека,
Быть может собственной, привыкшей убивать,
Ты до чрезмерности душою стал калека,
Подобным жить нельзя, ты гнусности печать.

Ты осквернил себя, свою страну, все страны,
Что стонут под твоей уродливой пятой,
15 Ты карлик, ты Кощей, ты грязью, кровью пьяный,
Ты должен быть убит, ты стал для всех бедой.

Природа выбрала тебя для завершенья
Всех богохульностей Романовской семьи,
Последыш мерзостный, ползучее сцепленье
 Всех низостей, умри, позорны дни твои. (1907 г.)
     ***********************
         
           Н А Р Ы В

Самодержавие разорвано, разбито,
Ему приходится к разбойникам взывать.
Но мути мерзостной еще довольно скрыто,
Гнойник насилия всё ж будет нарывать.
Царь губошлепствует. В дворце его — громила,
Кричащий с наглостью: «Патронов не жалеть».
Другой холоп, поняв, что пролетарий — сила,
Лопочет: «Братцы, стой. Я вам готовлю — клеть».
О, мерзость мерзостей! Распад, зловонье гноя!
Нарыв уже набух и, пухлый, ждет ножа.
Тесней, товарищи, сплотимтесь все для боя,
Ухватим этого колючего ежа. (1906)
        *********

ПОСЛЕ ПРОИГРЫША В РУССКО - ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 ПОД ЭПИГРАММУ  ПЕРЕДЕЛАЮТ КУПЛЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ГИМНА  РОССИИ:

    Боже, Царя возьми
    Нам Он не нужен.
    В лоб Он контужен
    Японцами... (Автор - естественно! - неизвестен.)

АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ   АМФИТЕАТРОВ (1862—1938) — русский прозаик, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик, драматург, автор сатирических стихотворений (псевдонимы Old Gentleman, Московский Фауст А.; Аббадона и др.).

         СТИХИРА  ЦАРСКАЯ

Годится на каждый день, но с особенным чувством
исполняется в годовщину 9-го января
Спаси, господи, люди твоя
И защити достояние твое
От нечестивейшаго императора нашего
Николая Александровича,
Да твое не расстреляет
Под крестом твоим жительство!
    ****************
 
СТИХИРА*  РОМАНОВСКАЯ, БЛАГОДАРСТВЕННАЯ,  ИЛИ  ГИМН  ПРИЗНАТЕЛЬНОЙ  РОССИИ  ВО  СЛАВУ   Его Императорского   Величества  Николая II  Александровича,  Императора  Царскосельскаго**, царя Петергофского,  Великаго Князя Охранскаго  <<от слова – охранка- полиция>> и пр., и пр., и всея «Полярныя Звезды»*** Самодержца

Боже, царя стряхни!
Самодержавный,
Царь он — к позору, к позору нам!
Царь он — на смех врагам!
Злой, своенравный,
Глуп он — куда ни ткни!
Боже, царя стряхни!! (1906, Париж)
     _____________

*Стихира (от греч. – многостишие) – богослужебное песнопение, состоящее из нескольких стихов, написанное, в оригинале, одним стихотворным размером, поющееся за богослужением после стихов из Священного Писания.

**Последний царь с семьёй предпочитал жить в Петергофе или Царском Селе. В Петербурге царь появлялся не слишком часто.
***Полярная звезда – здесь Петербург.

СЕРГЕЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  БАСОВ - ВЕРХОЯНЦЕВ (1869—1952) — русский и советский поэт-сатирик. Революционер. «КОНЕК-СКАКУНОК. Русская сказка» — сатирическая переделка  «Конька – горбунка» Ершова: сатира на всех приближённых Николая II (выведен под именем царя Берендея) и на законы в России. Публикуем из о-очень длинной сатиры фрагмент о расстреле 9 января.
 
<…>
Как во городе столичном,
Во дворце живет отличном
Царь страны той Берендей
(Под ним двадцать пять царей).
С ним живут и две царицы,
Две Заморские Девицы:
Берендея мать — одна,
А другая-то — жена.
Ещё есть у них приплод,
Сын-наследничек растет.
Все живут который год
Без печали, без забот,
Сладки вина попивают,
Виноградом заедают.
На готовом царь живет,
И идет ему доход…
А берет он только злато
(Знать, страна его богата),
Корабли им нагружает,
В банк за море отправляет.
В этом царстве есть преданье,

Что в тот день, как на престол
Своих предков царь взошел,
Ему было предсказанье:
Девять лет он в тишине
Будет царствовать в стране,
На десятом же году
Повстречает он беду.
А как раз десятый год
Его царству настает.
Мудрено ль, что Берендей
Стал ночей недосыпать…
Как вдруг слышит донесенье

«Царь, в столице возмущенье...
На дворец толпа идет,—
Правды требует народ».
Царь как скатерть побледнел,
На чердак бежать хотел.
Заметалася царица,
Как подстреленная птица:
«Ахти, батюшки, беда!
Что нам делать, господа?»
Глядь, дворцовый воевода
Им кричит уже от входа:
«Ты не бойся, наш властитель!
Не возьмут твою обитель:
Я на тех бунтовщиков
Приготовил казаков
Да поставил за ворота
Роту гвардии-пехоты».

Посмелел тут царь немножко,
Глянул он в свое окошко.
В самом деле, у сеней
Стоит множество людей, —
Всё простые мужики,
В полушубках вахлаки.
Если б всех их сосчитать,
Набралось бы тысяч с пять,
А пожалуй, что и боле, —
И кричат: «Земли и воли!»
Берендей глазком мигнул,
Белой ручкой шевельнул —
Налетели гайдуки
И донские казаки,
С криком врезались в народ.
Казак плеточкой сечет,
Конь его зубами рвет.
От казачьих тех наград
Врассыпную стар и млад…
Без увечья убежать.
Вскоре ружья загремели:
Царь велел в народ стрелять.
Час, не больше, пролетел,
Навалили груду тел.
Заиграл рожок отбой,
Войско тронулось домой;
Царь с крыльца к нему сходил
И работу похвалил:
«Ой, гвардейцы и донцы,
Вы, ребята, молодцы!»
Всем поднес по рюмке водки,
На закуску дал селедки.
А по площади потом
Всё дозор ходил кругом:
Лужи крови всё искали
Да песочком засыпали... (1906)

ИГНАТИЙ НИКОЛАЕВИЧ (в др.источниках - Максимович)  ГЕРСОН  (Псевдонимы: Янки Дудль, прапорщик Милашкин) — писатель – юморист. 

«ПОЖАР.  Б а л л а д а (С английского)»:

 — О, милорд! Доложите скорей королю...
 Задыхаюсь я... Мрачно известие...
 Нас господь посетил... Доложите, молю,
 Что пожар уничтожил предместие!
 О, милорд, доложите скорей королю!

 — Вы смешны, милый мой, вы смешны, ma parole: *
 Оттого, что домишки сгорели,
 Вы хотите, чтоб сон потревожил король?
 Он еще почивает в постели.

 — О милорд! Пламя быстро и грозно растет...
 Неужели несчастье вас радует!
 Дым навис, и пожар беспощадно идет,
 Искры в город разбуженный падают...
 И, милорд, пламя быстро и гневно растет!
<…>
 — О милорд! Доложите скорей... Мы горим!
 Целый город в огне: гибнут братия...
 Заклинаю вас! Видите, видите дым?
 Всюду вопли, и крик, и проклятия...
 О милорд, доложите скорей, мы горим!

 — Вы смешны, милый мой; что за странная роль -
 Вы мятетесь, как запертый в клетку!
 Что ж я сделать могу? Не одет наш король —
 Примеряет свою он жилетку.

 — О милорд...
 Вестник тут за окно поглядел
 И на плиты упал как подкошенный...
 Загорелся дворец! К королю полетел
 Лорд, как мячик, ногою подброшенный.

 Вот и всё про пожар! Но в балладе вся соль
 (Так кончается песнь старины)
 В том, что умер в огне неодетый король,
 Не успевши примерить штаны.**  <1 января 1906>

 *Право слово (франц.).
**Николай  II,  действительно, отличался медлительностью в решениях: оттягивал решения.


ВЛАДИМИР  СЕРГЕЕВИЧ  ЛИХАЧЕВ (1849—1910; Езоп Лафонтенов; Маститый; Мирный; Прохожий; Сомневающийся; Старый Ворон; Читатель)  – русский поэт, драматург и переводчик.

      Э К С П Р О М Т

На каждую приветственную речь
Он отвечает лишь: «Я  т р о н у т»... *
Признанию, читатель, не перечь:
Ответ таков, что в нём все обвиненья тонут. (4 декабря 1905)
         _______________

*«Я  т р о н у т» - Николай II часто так отвечал, что означало вежливое несогласие или равнодушие к вопросу. Такой ответ служил поводом насмешек даже среди Великих Князей.

ФЁДОР  КУЗЬМИЧ  СОЛОГУБ  (настоящая фамилия — Тетерников; 1863— 1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист, переводчик.

  ХАЛДЕЙСКАЯ ПЕСНЯ

Ц а р ь  Х а л д е й с к и й (соло)

У меня ли не житье!
Всё казенное — мое.
Государство — это я,
И над всеми власть моя.

Х а л д е й с к и е  л ю д и
А у нас-то вот житье!

Что встаем, то за вытье.
Мы несем во все места,
А мошна у нас пуста.

Х а л д е й с к и й   ц а р ь

Не пойти ль мне на войну
В чужедальную страну,
Злата, серебра добыть,
Чтоб еще богаче быть?

Х а л д е й с к и е  л ю д и

Собирают нашу рать.
Знать, нам время умирать.
Нас погонят на войну
За халдейскую казну.

Х а л д е й с к и й   ц а р ь

Что там? Вздумали роптать?
Стройся, верная мне рать!
Поострей точи мечи!
Бей! коли! руби! топчи! (Март 1907)
________________________________


НИКОЛАЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  ФОЛЬБАУМ  (Псевдонимы: Ж—асс;  Жакасс; К. без С.; Каин; Н. Ф.; Alter; до 1906 — после июля 1921) — поэт, писатель, журналист.

КТО  ОН?  З а г а д к а

Вот письмо. А для кого —
Угадать, друзья, вам надо.
Почтальон искал его
Вдоль по стогнам Петрограда.
Оказалось, как назло,
Он недавно из столицы
Выбыл в Царское Село.
Дальше вроде вереницы
Штемпеля идут; на них —
Павловск, Гатчина, другие
Города; кончает стих:
«Нет на жительстве в России».
Кто же он? Его жена?
Где дрожат, свой облик пряча?
Что же, братцы, иль трудна
Показалась вам задача? (29 ноября 1905)
__________________________________________________


Н Е И З В Е С Т Н Ы Е    А В Т О Р Ы

Как у нас в городке
На Неве на реке
Ника*
Из себя вышел вон,
Ножкой топает он
Дико.
И кричит: «Ей-же-ей,
Им не дам, хоть убей,
Воли.
Будет всё как и встарь,
Аль я больше не царь,
Что ли?
Я повластвую всласть
И не сделаю власть
Мою куцей.
Прикажу всё смести,
Но не дам завести
Конституций.
Мне сказала ma тёге, (Моя мать - франц.).
Чтобы брал я пример
С папы.
И задам я трезвон
Всем, кто тянет на трон
Лапы.
Ведь по дудке моей
Тянет много людей
Очень,
Хоть и молвит молва,
Что моя голова
Кочень. (кочан)
Ишь полезли куда!
Шутки!
Им парламент? Да нос
Еще ваш не дорос.
Дудки.
Мне же нос, господа,
Я клянусь, никогда
Не утрете.
Я скажу напрямки:
«Пошли вон, дураки!» —
И пойдете».
Ох ты, царь Николай,
Ты на земцев не лай —
Ишь задорник.
Ты б их слушал совет,
А ругня не ответ —
Ты не дворник.
Лучше земцам внемли:
Они люди земли
Нашей.
А не то путь иной —
К немцам с сыном, с женой
И с мамашей. (Конец 1904 или январь 1905)

*Никки  –  уменьшительное семейное имя Николая II
     ********************

КОЛЫБЕЛЬНАЯ   ПЕСНЯ  (Сочинение Высокопоставленного Анонимного Автора)

Спи, ГОЛОДНАЯ  РОССИЯ,*
Баюшки-баю!
Сторожат штыки стальные
Волюшку твою.
Стану я писать доклады,
Манифест скрою,
Ты ж дремли, моя отрада,
Баюшки-баю!
Ты, я знаю, будет время,
Проклянешь житье,
Ты захочешь сбросить бремя
И возьмешь ружье.
Я расставлю пулеметы,
Кровью всё залью...
Спи, Россия, без заботы,
Баюшки-баю!
Ты спокойна будешь с виду,
Счастлива во сне…
Чтоб не грезилась свобода,
Меры я приму:
Для мятежного народа
Выстрою тюрьму.
Заведу я эшафоты,
В цепи закую.
Спи, Россия, без заботы,
Баюшки-баю! (Конец 1905)
       __________

*Написано в форме подражания М.Ю. Лермонтова "Казачьей колыбельной песни":

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю...
__________________________________



ПЁТР  ПЕТРОВИЧ  П О Т Е М К И Н(Андрей Леонидов; Пи-куб; 1886, Орёл — 1926, Париж) — русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, шахматист, после 1917 в эмиграции. Потёмкин - автор нескольких скетчей, ставившихся в театрах-кабаре «Бродячая собака» в Петербурге и «Летучая мышь» в Москве. Стихи Потёмкина нравились В.В. Маяковскому, В.Я. Брюсову, И.Ф. Анненскому, но совсем не нравились А. А. Блоку.


ПЕШКА, КОРОЛЬ И ФЕРЯЗЬ.  Шахматная басня

В своем бессилии уверясь,
Сказала Пешка: «Друг мой Фёрязь,
Скажи мне, отчего, как я ни бьюсь,
Всё в Короли не проберусь,
Хотя, не скрою,
Фигурой сделаться могу любою?»

— Утешься, не горюй о том, —
Ей Ферязь говорит с усмешкой, —
Ты не бываешь Королем,—
Зато Король бывает Пешкой! (8 января 1906)


ПИСЬМО  НИКОЛАЯ II   –  К   ВИЛЬГЕЛЬМУ II* (Неизвестный Автор)

АХ, ДЯДЯ! Я К ТЕБЕ ПИШУ
Тревоги и печали полный,
Но об одном судьбу прошу:
Куда б обманчивые волны
Ее ни бросили меня
В годины этих треволнений,
Когда без страха и сомнений
Оставлю я опасный трон,
Пусть из России возмущенной
Я унесусь скорее вон
К тебе, мой дядя просвещенный.
Ведь я тебе вдвойне родня:
И по жене и по мамаше,
И немцы будут дети наши,
Что очень радует меня.
Но это всё пока мечты...
Теперь же прочитай-ка ты
О том, в каком я состояньи
И каковы мои страданья...
Начну тебе издалека. ..
Война, друг милый, нелегка,
Когда не знаешь, с кем воюешь,
Коль сил противника не чуешь,
Коли в финансах недочет…
<…>
Меж тем всё лупят нас японцы,
И тают русские червонцы,
А на победу нет надежд...
От горя не смыкал я вежд,
Всё думал, как и отчего, —
Но... не придумал ничего.
(Секретно уверяю вас:
Где надо думать, там я пас.)
<…>
Вот вся бесчисленная рать
Пошла рабочих усмирять.
Тут и стреляли, и рубили,
А поздней ночью хоронили.
И били б долго, без сомненья,
Но взяло тут меня смущенье:
Коль всех рабочих перебить,
То кто же водку будет пить,
Давать правительству доходы
И покрывать мои расходы?
Нет!.. Лучше бойню прекратить...
Ну, в чем-нибудь и уступить —
Прибавить плату... или нет:
Раздам им лучше свой портрет...
Чтоб каждый это оценил,
Насколько я и добр и мил.
Как посоветуешь ты, дядя,
Со стороны на это глядя?
Быть может, их к себе позвать
И слово милости сказать? ..
Но страшно говорить с толпой:
Хоть я и царь, но не герой.
Вот прадед — Первый Николай —
Поговорил бы, так и знай!
А я... я — Николай Второй
И — повторяю — не герой... (1905)
       ********

*Вильгельм II (Фридрих Вильгельм Виктор Альберт Прусский; 1859 Берлин — 1941 Нидерланды) — последний германский император и король Пруссии 1888 по 1918 гг.  Агрессивная внешняя политика Вильгельма привела к Первой мировой войне 1914 года. Некоторые мемуаристы приводят якобы слова Вильгельма, что цель надвигающейся войны — уничтожить Германию: «Не может быть никаких сомнений, Англия, Франция и Россия сговорились вместе вести войну уничтожения против нас!»;  «Думаю, что Джордж < Георг V — король Великобритании и Ирландии - > и Никки должны были обмануть меня!» (Георг и Н. II — двоюродные братья.)  Учитывая, что 31 июля 1914 г. Германия предъявила России ультиматум, после этого  в реальности дружеские письма между В. II и Н. II  едва ли могли иметь место, но сатира, конечно, такие вещи не учитывает.

 Вильгельм затягивал уже почти им проигранную войну, тем увеличивая число жертв. В 9 ноября 1918 года за Вильгельма практически отреклись его министры. После угрозы нападения на императорскую ставку 10ноября 1918 года бывший император бежал в Нидерланды, где и жил до смерти. 28 ноября 1918 г. Вильгельм наконец подпишет официальный акт об отречении от Прусского и Германского престолов, освободив своих офицеров от обязанности исполнять данную ему присягу. Союзники требовали выдачи В. как военного преступника, но королева Нидерландов отказалась исполнить это требование. Николай II отрёкся раньше своего царственного дяди – 15 марта 1917 г. Одним из качеств Вильгельма была крайняя забота о своей безопасности: чудес личной храбрости он никогда не проявлял: на этом фоне Николай II выглядит несколько благороднее.


КАК  ПРАДЕД  НА  СЕННОЙ,*
Явился бы и он
Пред смутною толпой
У памятных колонн,
Но в рабской простоте
Не пал бы ниц народ...
Да, времена не те —
И Николай не тот. (1905 или 1906, Неизвестный Атор)

*Прадед Николая II — Николай I во время Холерного бунта в Петербурге прискакал на Сенную площадь и своим появлением и авторитетом усмирил бунтующий народ.
___________________

ДЕВИЗ  РОДА  МИНРОГРИМАНОВЫХ*

Полковник, отправляясь в путь,
Не режь повстанцев как-нибудь,
Режь их заботливой рукой,
Латыш иль русский — недруг твой.

Х о р
Режьте, братцы, режьте,
Бейте энергичней,
Режьте, перед вами
Матерьял привычный!
Трое красных — в ход нагайка,
Десять... пли! и не зевай-ка!
Сто — скорее пулемет,
Бей — и наша верх возьмет!
Режьте, братцы, режьте!.. и т. д. (Декабрь 1905 или начало 1906, Неизвестный Атор )

*Фамилия «Романовы» изменена по цензурным соображениям.
___________________________________________________

       КИТАЙСКАЯ   СКАЗКА (Неизвестный Атор)

Под небом блестящей столицы Китая,
О чем-то сердито и громко вздыхая,
В своем кабинете роскошном, один,
Однажды китайский сидел мандарин
И думал угрюмо: «По многим причинам
Настало плохое житье мандаринам.
Совсем позабывшися, злобный народ
С нас требует громко какой-то отчет.
Поучишь бамбуком — житья нет от шума!
Какую-то требуют странную «Думу»,
Газеты несноснейший подняли крик,
Что мрет с голодовки китайский мужик!
Совсем не по вкусу мне эта картина...»
Но тут перервали как раз мандарина.
И, взор устремив, по Конфуцию, вдаль,
Вошел к нему некий китаец Лид-Валь.
Отлично знакомый с придворным законом,
Визит свой он начал глубоким поклоном
И, скромно потупя елейный свой взор,
Такой с мандарином повел разговор:

«Быть трудно у власти, мудрейший сын неба,
Кто просит свободы, кто денег, кто хлеба,
Как будто не может крамольный наш край
Питаться мечтами на будущий рай...
К несчастью, теперь, в назидание внукам,
Неловко народ успокоить бамбуком,
Поэтому ты, счастья светлая нить,
Я слышал, желал бы его подкормить...
Какого волшебного счастья картина!..»
Но речь его голос прервал мандарина:
«Напрасны мечты этих радужных снов!
<…> (14 декабря 1906)
  _____________________________________


Ц А Р Ь (ПОЁТСЯ  НА  ГОЛОС: «СОЛНЦЕ  НА  ЗАКАТЕ,  ВРЕМЯ  НА   У Т Р А Т Е...»*)

Царь наш с виду жидок,
Да на пакость прыток!
Ай да царь! Ай да царь,
Православный государь!
Пакостит при свете,
А живет в секрете!
Ай да царь! и т. д.

Чуя передрягу,
Из дворца — ни шагу!
Ай да царь! и т. д.
Прячась, злобой дышит,
Манифесты пишет.
Ай да царь! и т. д.

Да за комплименты
Шлет кресты и ленты.
Ай да царь! и т. д.
Русскому ж народу
Не дает он ходу.
Ай да царь! и т. д.
<…>
Все крестьяне нищи
И не видят пищи!
Ай да царь! и т. д.
А ворчать кто станет —
Царь сейчас нагрянет...
Ай да царь! и т. д.
Держит солдат нужных
Против безоружных.
<…>
Ай да царь! и т. д.
И чинит расправу
Черту на забаву.
Ай да царь! и т. д.
А чтоб скрыть проказы,
Знай строчит указы.
Ай да царь! и т. д.
Пишет он их гладко, —
Жить по ним не сладко!
Ай да царь! Ай да царь,
Православный государь! (12 сентября 1907)
______

*Автор сатиры, вероятно, сознательно искажает одно слово в русской хороводной песне: «Солнце на закате, Время   н а  у т р е.
Сем-ка, девки, на лужок,
Где мы вечером резвились,
В хороводе веселились,
Ну-тко примимтесь опять,
Ту ж игорку продолжать,
Собирались, разыгрались…
<…>
Ах, любовь, счастье одно
От природы нам дано.

ДМИТРИЙ   НИКОЛАЕВИЧ  ТИГЕР  (псевдоним — Долев; 1883—?) - поэт, прозаик, драматург. ИЗ цикла куплетов – «ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ. Март 1917»  —  «НА НИКОЛАЯ II    РОМАНОВА»

Городовой в короне,
Он рек, являя власть:
«Всю Русь держать в загоне,
Всю Русь отправить в часть!»

О, горестная сага:
Посаженных не счесть!..
Теперь он «счёл за благо»
И сам... в «кутузку» сесть.
       **************

ПОСЛЕ ПРОИГРЫША В РУССКО - ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 ПОД ЭПИГРАММУ  В  ОЧЕРЕДНОЙ  РАЗ ПЕРЕДЕЛАЮТ  КУПЛЕТ  Государственного  гимна:

    Боже, Царя возьми
    Нам Он не нужен.
    В лоб Он контужен
    Японцами... (Неизвестный автор)


В 1917 ЦАРСКИЙ ОФИЦЕР И  ПОЭТ  СЕРГЕЙ БЕХТЕЕВ  (1879—1954) НА  МОТИВ  ГИМНА  Царской  России напишет по современному определению – ремейк: перепев темы. (Ремейк — выпуск новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением и добавлением в них собственных новому времени характеристик.):

Б о ж е,  Ц а р я   с о х р а н и
В ссылке, в изгнаньи, вдали,
Боже, продли Его дни,
Боже, продли!

Дай Ему силы сносить
Холод и голод тюрьмы;
Дай Ему власть победить
Полчища тьмы!

Да не утратит Он сам
Веру в мятежный народ;
Да воссияет Он сам
В мраке невзгод.

Боже, спаси, сохрани
Мать и невинных детей!
Дай им счастливые дни
В царстве цепей!
<…>
Белый, великий наш Царь,
Сирый народ не оставь;
Снова Россией, как встарь,
С славою правь!

Гнусность измены прости
Темной, преступной стране;
Буйную Русь возврати
К милой, родной старине…

Крестное знамя творя,
Молит истерзанный край:
“Боже, отдай нам Царя,
 Боже, отдай!” (г. Кисловодск, 1917 г.)
       **********

НАШ КОММЕНТАРИЙ. РАЗВЕ  СЧАСТЬЕ В «МИРЕ ЦЕПЕЙ» ВОЗМОЖНО?! Это всё – высокая в половинной степени к текущей ситуации патетика. А патетика так же на 80 процентов не права, как и гневная сатира. И разве «тёмная и преступная страна» это та, что желает улучшения жизни «низов» и уже обыкновенной для Европы конституции?!

ЛЕВ  ВЕНИАМИНОВИЧ  НИКУЛИН (настоящая фамилия — Олькеницкий; 1891—1967) — советский писатель, поэт, журналист, военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). В отношении знатных деятелей дореволюционного прошлого этикой Никулин был мало озабочен. Стихи Никулина практически являются агитками и близки к оскорбительной манере Демьяна бедного. В этих стихах все враги – естественно! – аморальные мерзавцы без единого просвета.

Л. НИКУЛИН  —  «О СТАРЦЕ ГРИГОРИИ И РУССКОЙ ИСТОРИИ. Сказка наших дней» (отрывок).

Раз, два, три, четыре, пять* —
Царь выходит погулять,
Велико царя наследство,
Только сын ушиблен с детства —
Беден смыслом и умом
И позорит царский дом…
Бросил царскую перину
И содержит балерину.
И решил российский царь
Поступить, как было встарь:
Сына он решил женить,
Чтобы сбить лихую прыть….
Вот решает царь со зла
Звать немецкого посла.
Так случилось это дело,
Всё решили сразу, смело,
Был посол хороший гусь
И привез Алису в Русь.
Александрой окрестили,
Обвенчали, окрутили…
Сговорившись еле-еле,
Так на трон и оба сели,
И сидели дни и годы
Без кручины и невзгоды...
Много было разных бед,
Не пропал от них и след,
Но, как кустик олеандра,
Без тревоги и печали
Николай и Александра
На Руси цвели вначале.
Жили мирно, ели сладко,
Выезжали для порядку,—
«Коли царь — сиди да пей»,
Где ни плюнь — везде лакей.
Кто их выше по уму,
Тех упрятали в тюрьму.
     _____________
*Оскорбительно уже начало сатиры на мотив детского стишка:

Раз, два, три, четыре, пять
Вышел Зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает -
Прямо в Зайчика стреляет:
Пиф-паф!
Ой-ой-ой!
Умирает Зайка мой...


ДЕМЬЯН  БЕДНЫЙ  (ЕФИМ ПРИДВОРОВ; 1883—1945).  «МЕСТ  БОЛЬШЕ  НЕТ»

Что Николай «лишился места»,
Мы знаем все без манифеста,
Но все ж, чтоб не было неясности,
Предать необходимо гласности
Для «кандидатов» всех ответ,
Что «места» тоже больше нет.


ЭМИЛЬ  КРОТКИЙ  (настоящее имя - Эммануил Яковлевич Герман; 1892—1963) — прозаик и поэт, сатирик.

СКАЗКА  О  ТОМ, КАК  ЦАРЬ  МЕСТА  ЛИШИЛСЯ

Без запинки, без утайки
Я рассказываю байки…
Скоро сказка говорится:
Жил-был царь, жила царица,
А народ-то — вот скандал! —
С голодухи помирал.
Царь не видывал народа —
У царей такая мода,
Так проходит день за днём….
<…>
В царском доме вечный праздник…
От веселья — гайда в пляс! <пустился в пляс>
И народ не только пашет:
Нужда скачет, нужда пляшет,
Нужда песенки поёт —
Тоже тешится народ!
Если ж плакал кто, чтоб стоны
Не тревожили короны,
Был дворец со всех сторон
Грозным валом обнесен.
Как занятные игрушки,
На валу стояли пушки
И подчас болтавшим зря
Отвечали за царя.
Люди падали «немножко».
Добрый царь глядит в окошко:
«Отчего они у рва
Полегли, как в дождь трава?»
И в ответ начальник стражи,
Парень хитрый, парень ражий,
Говорит, взмахнув жезлом:
«Это бьют тебе челом!»
<…>
Бьёт челом народ у трона,
Бьют народ кнутом закона, —
Словом, труд единый тут:
Так иль эдак — только бьют!

Вот беда над всей страною:
Грозный враг идет войною.
Стал народ судить-рядить:
Что тут делать, как тут быть?
<…>
Нам намнут ещё бока.
Всё терпеть — какого шута!..
Царь сконфузился как будто…
Царь встает. Окинул взглядом
Возмущенную страну:
«Еду, дети, на войну»…
<…>
Едет царь. Пред ним, как прыщик,
Вырастает всюду сыщик.
В каждом камне мостовой
Дюжий скрыт городовой.
Пышно свита разодета,
Шумно царская карета
Выезжает со двора.
А народ кричит «ура!»
Что ж, прочли приказов десять,
Что велят того повесить,
Кто, осмелившись молчать,
Наложил на рот печать…
<…>
Просыпается страна.
Оживленье всё приметней,
Кончен сон тысячелетний —
<…>
Ни порядка, ни побед,
Ни краюхи на обед!
Только слышишь в разговоре:
«Всюду едет вор на воре —
Вот так власти, вот так двор!
Погоняет вором вор».
Старомодная запряжка!
А народ? Народу тяжко!
<…>
Многолетним гневом дышит
Люд рабочий: «Голытьба,
Ты сама — своя судьба!
Нас скрутили, — ловок бес-то.
Да теперь свободно место:
Царь ушёл, оставив трон, —
Твой, народ, по праву он! <…>
Если ж царь лишится дел —
Он довольно посидел!»
<…>
Царь немало был сконфужен:
«...Это что за дураки?
Всех немедля — на штыки! <…>
А наказывали строго
Дуракам, что царь — от бога?»
— «Говорили. Как назло,
Ничего не помогло…
Зряч народ. К несчастью, он
Чересчур уже умен.
Говорит: за кровный рублик
Подавай ему республик, —
Так сказать, от грешных дел
Совершенно опьянел!»
Царь вскричал: «Плевать на пьяниц!
Я и сам — республиканец:
С детства, правду говоря,
Нет в башке моей царя!»
То-то выдалась потеха,
То-то было всюду смеха!
Что ж, смеяться всласть не грех
Тем, кто плакал больше всех! (1916)
    *****************

НА  ОПРОКИНУВШЕМСЯ  ТРОНЕ
Мятеж улегся, смел и груб.
И чернь весёлая хоронит
Колосса рухнувшего труп.
Орлов растоптаны останки...
А царь в вагонное окно
Прочел на скучном полустанке
Слегка насмешливое: «Дно». *   (Март 1917)
_______________

*1 марта 1917 года на станцию Дно прибыл поезд Николая II. Император назначил здесь встречу сМ.В. Родзянко, чтобы попытаться  договориться с Временным правительством, без чего в восставшую столицу царю ехать было опасно.  Председатель Государственной думы третьего и четвёртого созывов, Один из лидеров Февральской революции 1917 года М.В. Родзянко прибыть не смог (Временное правительство само было на грани потери власти!), и царский поезд двинулся в Псков, где 2 марта Николай подписал отречение от престола.

СЕРГЕЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  БАСОВ - ВЕРХОЯНЦЕВ — (1869 —1952) — ПОЭТ-САТИРИК, активный участник революционного движения в России, поэтому и сатира его жёстче, чем у Эмиля Кроткого.

С.А. Б-В - ВЕРХОЯНЦЕВ — ИЗ  ПОЭМЫ  «СКАЗ, ОТКОЛЬ ПОШЛИ ЦАРИ У НАС»

Топоры кузнец кует,
А сам песенки поет:
В день девятый января
Шли проведать мы царя.
Не гулять к нему, не пить —
Шли мы милости просить.
А уж он нас угостил,
Да покотом* положил,      <*гуртом, большим количеством>
Белым снегом накормил,
Нашей кровью напоил.
С того пира тысяч пять
На погост стащили спать.
Ой ты, батюшка наш царь,
Православный государь,
Не забудем мы вовек,
Сколь ты добрый человек!
Больше полгода уплыло,
Муравой могилы скрыло,
И на дно японских вод
Опустился русский флот.
Толк опять пошёл в народе
О земле и о свободе.
Говорили так и эдак
И решили напоследок:
Не по щучьему веленью,
По народному хотенью
Стали фабрики, заводы,
Поезда и пароходы;
Жернова не стронешь с места,
Пекаря не месят теста,
И поутру Николаю
Не подали булок к чаю.
Царь опешил: «Как же так:
Не привык я натощак
Заниматься царским делом.
Бунт, выходит, в царстве целом!»
<…>
«Лучше справиться уловкой
Нам с проклятой забастовкой….»
В тот же час
Был готов царев указ:
«Божьей милостию мы
Объявляем всей России:
Миновало царство тьмы,
Времена прошли лихие.
Десять лет из года в год
Притесняли мы народ,
А теперь всему народу
Пожелали дать свободу….
Чтоб в такую-то седьмицу
Нарядили к нам в столицу
Лучших выборных людей
От губерний, областей.
Эту выборную рать
Надо Думой величать.
Чтобы нам зимой и летом
Бегать в Думу за советом
И без Думы той согласья
Чтоб не править одночасья.
Наша воля непреклонна —
Царствовать законно.
Дан в такое-то число.
Место: Царское Село».
<…>
 Уж и праздник в тот день был!
Кое-кто хоть говорил:
«Эй, плясать-то больно рано:
Ка б не вышло тут обмана?!!»
Да на радостях народ
Не услышал голос тот.
Царь хоть Думу обещал,
А в уме не то держал.
Да как с месяц пролетело,
Ждать народу надоело;
А в Москве первопрестольной
Звон пошёл не колокольный,
И принялся люд рабочий
Там кричать что было мочи:
по «Эй, народ-то ведь надули!!!»
Засвистали ядра, пули.
Много сгибло там народу
За свободу.

Вот собрались депутаты
В государевы палаты.
Стали думать да рядить,
Чем народу пособить.
Только видят — дело ясно,
Спорить нечего напрасно:
Ничего не надо боле —
Только дать земли и воли.
У царя занялся дух.
Кликнул он ретивых слуг,—
Дума — бух!
<…>
Царь казнит без сожаленья,
А всё нету усмиренья.
Вот полгода уплывает,
Думу снова он сзывает.
Глядь, и новая про то ж,
Про земельный про делёж.
Только зубы чешут зря:
Власть-то вся в руках царя,
А ему делёж —
Острый нож.
Снова Дума под горой…
<…>
День за днем, за годом год —
Словно реченька плывет.
Царь с царицею в ладу,
Враз дудят в одну дуду,
Держат думушку одну —
Каб затеять с кем войну.
Коль счастливо воевать,
Так спокойней царевать:
В битвах некогда народу
Думать про свободу.
<…>
Скоро времечко придет —
Продерет глаза народ.
Он зажмет, зажмет в комок
Весь Романовский домок,
Да и — кок!
А Россией наперед
Будет править сам народ». <…>  (1917)
      * * * * *
П о л и т и ч е с к и е   с о б ы т и я   в  поэме  изложены  довольно точно!

СКАНДЕРБЕГ  –  КРОМЕ  ЭТОЙ  ПОДПИСИ  (вероятно - псевдоним?)  ОБ АВТОРЕ НИЧЕГО  НЕ  ИЗВЕСТНО
 
Д В А  Н И К О Л А Я
    
 Курс рубля страшно повысился...  –  и з  г а з е т               
           _______________________

На Монетный двор в карете
Прикатив, средь пышных стай,
Раз увидел на монете
Николая  –  Николай.
Не понравилась монета.
Задает он ей вопрос:
«Мой портрет, ты что же это
Так повесил кисло нос?»
И ответила монета:
«Чем твоя сильнее власть,
Чем грознее ты для света,
Тем должна я ниже пасть».
Николай швырнул монету,
Ус свирепо закрутил,
Недовольно сел в карету
И, надувшись, укатил.
Во дворе по кабинету
Он шагал в теченьи дня
И велел: пускай монету
Бьют похожей на меня.

На Монетном бьют монету,
Надрываясь. Тяжело-с!
Поглядишь на ту, на эту —
Всюду тот же кислый нос.
Царь — вверху. Он в тучах где-то
Лютых молний держит вязь.
А монета... А монета
Что ни день, всё глубже в грязь.
Вдруг мятеж. Арест. Карета.
Уезжая в дальний край,
«Как-то выглядит монета?» —
Кисло молвил Николай.
Принесли ему монету.
Не монета — первый сорт.
Не поверил он портрету:
Так портрет блестящ и горд.
И, на чудо глядя это,
«Почему, — он рек, скорбя, —
Столь прекрасна ты, монета?»
— «Потому, что нет тебя».  (Между 2 и 17 марта 1917 г.)
  ****************

СКАНДЕРБЕРГ —  В  МИРЕ  НЕЯСНОГО  И  НЕРЕШЕННОГО
Николай Романов выразил намерение подписаться на «Заем свободы».

Не ожидал! Благодарю!
Свобода нравится царю! ! !
Начнем искать, в догадках рьяны,
Зачем сей вклад на сей алтарь:
Свободолюбцем ли стал царь
Иль у свободы есть изъяны? (Июль 1917)

НЕИЗВЕСТНЫЙ  АВТОР — «ИСТОРИЯ СПОКОЙНОГО КОРОЛЯ.  Х у ж е  п е с н и»

Сидела некая матрона
У трона
И помогала лезть на трон
Тьме подозрительных персон.*
А вдалеке хозяин трона
Им улыбался благосклонно.

Народ пищал, и трон трещал,
А кто-то радостно вещал:
«Всё для войны. И для войны
Снимайте, граждане, штаны».
А вдалеке хозяин трона
Лишь улыбался благосклонно.
Как в сказке: от козла лишь рожки,
У трона подломились ножки.
И робко издавая стон,
Упала на пол тьма персон.
И сам упал хозяин трона,
Но — улыбался благосклонно.

Осиротел убогий трон
И к победителям свезён;
И приказал из них один:
«Что? Старый трон? Сейчас в камин!»
А вдалеке хозяин трона
Лишь улыбался благосклонно.

И трон сожжен. Давно забыт.
Теперь другая власть царит.
Порядок прежний — в тьме могил,
Его народ уже забыл.
А что же он — хозяин трона?
Он? Улыбнулся благосклонно. (Март 1917)
____________

*Намёк на супругу Николая  II — Алису Гессенскую, в православии Александру  Фёдоровну (Аликс). Одновременно намёк на Григория Распутина.

ИВАН  ИВАНОВИЧ  МУКОСЕЕВ  (псевдоним – Крайний; ок. 1888—? ) — ПРОЛЕТАРСКИЙ ПОЭТ.

М О И  СЕРДЕЧНЫЕ  ПОЖЕЛАНИЯ

Я желал бы, чтобы даром
В жизни труд мой не пропал,
Чтоб слепой судьбы ударом
Я сраженный не упал….
<…>
Всем, кто давит люд рабочий,
Помыкает мужиком,
Я желал бы доброй ночи
За решетчатым окном.
<…>
Трудовому же народу
Я желал бы поскорей
Вырвать светлую свободу
Из заржавленных цепей.
Я желал бы черной сотне
Вместе с батюшкой-царем
Заложить все подворотни
И заснуть могильным сном. (Октябрь 1917)


ЗНАКОМЯСЬ  С  САТИРОЙ  ДВУХ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИЙ,  СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ: всё это писалось до трагической гибели царской семьи. После многие из сатириков будут возмущены ваврварским убийство царской семьи. Поэтических предсказаний о судьбе последнего русского монарха было немало, хотя поэты крови и не жаждали. Одно дело – жаждать республики, и совсем другое – убивать детей.  До гибели царской семьи поэты в предостережение  просто проводили аналогии с Французской революцией и казнью французского короля Людовика XVI  21 января 1793 года:

Р А С С Е Я Н Н Ы Й   К О Р О Л Ь

Затянут шёлком тронный зал.
На всю страну сегодня
Король дает бессчетный бал
По милости господней.
Как и всегда, король там был
Галантен неизменно
И перед дамой преклонил
Высокое колено...

Старый шут, покосившись на зал,
Подняв тонкую бровь, прошептал:
«Он всегда после бала весёлого
Возвращается без головы!..
Как легко вы теряете голову!
Ах, король, как рассеянны вы!»

Затянут красным тронный зал!
На всю страну сегодня
Народ дает свой первый бал
Без милости господней!
Как и всегда, король там был
Галантен неизменно
И перед плахой преклонил
Высокое колено...

Старый шут, покосившись на зал,
Подняв тонкую бровь, прошептал:
«Он всегда после бала весёлого
Возвращается без головы. ..
Как легко вы теряете голову!
Ах, король, как рассеянны вы!..» (1917)
      * * * * *

«Рассеянный король» — стихотворение Николая Яковлевича Агнивцева (1888—1932) — поэта и драматурга Серебряного века.  «Рассеянный король» — стал модным «жестоким романсом» и пелся в стиле песен Вертинского и самим маэстро в том числе.

ПОСЛЕ  КРОВАВЫХ  ПИРОВ  РАЗЛИЧНЫХ  «ПОТЕХ»  (В ТОМ ЧИСЛЕ И РЕВОЛЮЦИОННЫХ!), КАК  ИЗВЕСТНО,  НАСТУПАЕТ  ПОХМЕЛЬЕ.  В 1920 ОФИЦЕР И  ПОЭТ  СЕРГЕЙ БЕХТЕЕВ ЕЩЁ НАДЕЯЛСЯ:

ОНИ ПРОЙДУТ, чудовищные годы.
Свирепою, кровавою пятой,
Поколебав все; царства и народы
Безудержной, безумною мечтой.

Они пройдут, кошмары слёз и муки,
Мятежные, преступные года,
Года скорбей, лишений и разлуки,
Разбившие надежды навсегда.

Они пройдут, носители невзгоды,
Разрушившие грёзы о добре,
И вспомним мы о позабытом Боге
И об убитом Ангеле-Царе.

Поймут обман очнувшиеся хамы
И, вновь ютясь к родимым очагам,
Воздвигнут вновь разрушенные храмы
И вновь поклонятся поруганным богам…

Свечу пудовую затеплив пред иконой,
Призвав в слезах Господню Благодать,
Начнёт народ с покорностью исконной
Своих Царей на службах поминать. (1920, Ялта)
                *   *   *   *   *
Едва ли последний царь был «ангелом»! Скорее всего, он был обыкновенным человеком не совсем на своём месте: у последего русского царя явно отсутствовал  решения.дар принимать своевременные правильныею. Отсюда и его аполитичские просчёты и неудачи. Обыкновенный человек в большинстве следует традициям. А ситуация требовала нетрадиционных решений…
       
СЕРГЕЙ  БЕХТЕЕВ  —  «Ц А Р С К И Е   Г Л А З А»

Кто видел в жизни только раз
Сиянье кротких Царских Глаз,
Тому Их век не позабыть
И Тех Очей не разлюбить.
Кому их встретить довелось,
В том сердце верою зажглось

Того в дни бедствий не смутят
Ни зло людей, ни смертный яд.
Всегда и всюду перед ним
Блестят величием своим
Глаза, Которым равных нет
В греховном мире слез и бед. (Ницца, 23 ноября 1929 г.)
__________

Вопреки надеждам время вспять не повернётся: «поруганным богам» не поклонятся. Да и не зачем было времени  поворачиваться вспять. Потому как всё случившееся может быть печально и несправедливо, но закономерно.
 
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЕВРЕИНОВ (1879—1953) — РУССКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ РЕЖИССЁР, ДРАМАТУРГ, ПОЭТ. ЕВРЕИНОВ С ГОРЕЧЬЮ СКАЖЕТ:

Унылый март, шестая годовщина
Кровавых бурь при зареве огней.
И не забыть — не даст забыть чужбина —
Нам весь позор былых проклятых дней.

И помнят все: и те, кто всей душою
Безумно верили в смертельный ураган,
И те, о ком написано с тоскою:
"Кругом измена, трусость и обман".

И в этот март, в канун победной сечи,
Вы, на Царя поднявшие мечи,
Как лгали ваши пламенные речи,
О, бессердечные и злые палачи!

Всю вашу низость, ваше пустословье,
Как стон души, измученной от ран,
Клеймят слова, написанные кровью:
"Кругом измена, трусость и обман"

И в этот март, в шестую годовщину,
Вы все, восставшие на Вашего Царя,
Вы все, бежавшие постыдно на чужбину,
Склонитесь ниц, раскаяньем горя,

Пред светлой памятью замученного вами,
Пред тем, кто вами был на смерть убийцам дан
И кто писал с кровавыми слезами:
"Кругом измена, трусость и обман" (1923 г.)


НАРОД УБИЛ ЦАРЯ, РАЗБИЛ АЛТАРЬ СВЯЩЕННЫЙ,
Великой красоты разрушил дивный храм.
Царь принял смерть с молитвой неизменной
О гибнущей Руси, прощая палачам.

И Сам Христос Своей святой рукою,.
Закрыл глаза на царственном лице..
И лик свой обагрил кровавою слезою .
Как в страшный час страданий на кресте.
                *    *   *   *   *    *
Т. ШИРАЙ  –  АВТОР  этого неоднократно цитированного стихотворения. Об авторе кроме инициала и фамилии удалось найти такие скудные, но яркие  данные: Т. Ширай в 1920 г. эмигрировал из советской России в Константинополь и после жил в США. Принимал участие в деятельности русских антикоммунистических организаций, в т.ч. Братства Русской Правды.

В 1933 г. Т. Ширай основал и возглавил – Всероссийскую Фашистскую организацию, стоявшую на антикоммунистических православно-монархических позициях; был дружен с Князьями Крови Императорской Феодором и Никитой Александровичами, редактировал журнал «Фашист». Так что прекрасная патетика о последнем русском царе граничит с не очень благими деяниями. Разве это праведный путь: для того чтобы отомстить «палачам», самому стать палачом?! Сочетание православия и фашистских взглядов тоже как-то неприятно…   


ПЕТРУШЕВСКИЙ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1891–1961) – полковник, начальник Австралийского округа Корпуса Императорских армии и флота, поэт.

  ГОСУДАРЮ  МУЧЕНИКУ

Где-то там далеко на Урале,
Там, где в небо уперся гранит,
Темной ночью, как жертва, в подвале
Был Помазанник Божий убит.
Был убит Он с детьми и женою,
С горстью верных до гроба служак,
И с тех пор над несчастной страною
Льется кровь и сгущается мрак.

Много лет за железной завесой
Заперта, как колодник страна, —
Там глумится за черною мессой
Над распятым Христом сатана…
<…>
Мы грешны, Русский Царь, перед Богом,
Пред Тобою мы тоже грешны,
У Тебя должники мы во многом.
Пострадал Ты за правду и „ны”…

Но всему есть и время и мера, —
После ночи наступит заря,
И Господь посрамит изувера
За убийство Руси и Царя.
Будет проклят свобод провокатор,
Будет проклят семнадцатый год,
И Тебя, Государь Император,
Будет чтить, как святого, народ…  (1930)
 

СЕРГЕЙ  БЕХТЕЕВ  — «З А  Ч Т О? ОТВЕТ НЕДОУМЕВАЮЩИМ». Бехтеев войну с фашисткой Германией воспримет как кару:

«Грех, тяготеющий над нами — вот сокровенный корень нашей болезни,
вот источник наших бед и злоключений!..» —  Слова послания Патриарха Тихона от 18 июня 1918 г.
                ___________________________________________

Нам, русским, послан Крест тяжелый,
И мы должны его влачить,
За грех чудовищной крамолы,

За то, что не хотели чтить
В своей бессовестной гордыне,
Как непокорные сыны,
Нам Богом данные святыни

Благой и мудрой старины.
За то, что нехристям в угоду
Преступный замысел творя,
Себе мы прочили свободу
И свергли Ангела-Царя.

И тем, покрыв себя позором,
Дерзнули клятву осквернить,
За всех нас данную Собором,
Во век Романовым служить.'
И вот за этот грех великий
Страдаем всюду мы теперь,
И Русью правит деспот дикий,
Бесчеловечный, лютый зверь.

И долго будем мы томиться
Под нам ниспосланным Крестом,
Пока в душе не совершится
У нас великий перелом,
Пока от зол мы не очнемся,
И, приведя наш бунт к концу,
К Царю мы, каясь, не вернемся,
Как дети блудные к Отцу.  (Ницца, 20 октября 1942 г.)
   *  *  *  *  *

СЕРГЕЙ  БЕХТЕЕВ – «М О Е Й   Р О Д И Н Е»

Прошла пора, когда в венце державном
Иконописною сияя красотой,
Блистала ты на троне православном,
Пленяя мир смиренной простотой.

Была тогда ты царственно прекрасной,
Святою Русью всюду ты звалась,
Перед тобой склонялся недруг властный,
Тебе хвала всеобщая неслась.

Теперь, увы, ты сделалась иною: —
Ты свой покров священный совлекла,
И распаленная чудовищной враждою,
Себя на общее презренье обрекла.

Ты храмы древние кощунством осквернила,
Ты разгромила Божьи алтари,
Ты те богатства блудно расточила,
Что накопляли мудрые Цари.

В своем безумии и яростной гордыне,
Отдавшись вихрю гибельных страстей,
Ты обесчестила духовные святыни,
Ты перебила лучших сыновей.

И вот теперь, поганая, босая,
Вся обагренная в дымящейся крови,
Ты мечешься, стеня и проклиная,
Без божества, без веры, без любви.

Забыв удел твоей прекрасной доли,
Победы громкие и славные дела,
Гонясь за призраком давно желанной воли,
Ты рабство худшее себе же создала.

Глумясь над совестью, святыни попирая,
Ты лезешь на рожон, ты падаешь в петлю,
Ты бесноватая, преступная, шальная, —
Но я твой сын! — и я тебя люблю!

Люблю за ширь стихийного размаха,
За кротость рабскую пред посланной судьбой,
За Крест Владимира, за Шапку Мономаха,
За Стеньки Разина разгулье и разбой.

Люблю тебя за то, — что ты необычайна.
Как песнь твоих былин, как сказок вещий бред,
Что для чужих племен — ты вековая тайна
И что такой, как ты, другой на свете нет! (г. Ницца 11 ноября 1941 г.)
_________________________________________

ЗАВЕРШИТЬ ЦИКЛ ХОЧЕТСЯ СТРОКАМИ ПОЭТА   ГЕОРГИЯ  ВЛАДИМИРОВИЧА  ИВАНОВА (1894 — 1958)

Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно...
Какие печальные лица
И как это было давно.

Какие прекрасные лица
И как безнадежно бледны –
Наследник, императрица,
Четыре великих княжны... (1949)
    ****************

Георгий Иванов - один из самых этически выдержанных поэтов: никого не проклинает...  Так может быть не стоило было так уж увлекаться как в стиле Стеньки Разина  «р а з г у л ь е м  и  р а з б о е м», так излишней патетикой?! Даже во имя неких мучеников, может быть, не стоит называть Россию «поганой», даже признаваясь к ней в любви?! Любовь и Ненависть как два поставленные напротив друг друга зеркала: от ражения сшибаются, - происходят "справедливые" бои.

Хорошо бы нам на будущее обойтись и без кровавых революций, и без террора, и без бесконечных поисков сначала врагов царя и потом «врагов народа»; хорошо бы на будущее обойтись без казней врагов в жизни и в стихах. Потому что если слово имеет силу, то все враждующие в слове стороны во многом виноваты! С одной стороны звучит:

За бой последний, бой кровавый,
За честь и счастье всех племен,
Зовет бойцов Орел Двуглавый
Под сени Царственных знамен.   –  Сергей  Бехтеев
   ____________

А  В  ОТВЕТ  С  ДРУГОЙ  СТОРОНЫ – СО СТОРОНЫ  ТОЖЕ ИДЕЙНОГО СУПРОТИВНИКА:

Вставай, проклятьем заклеймённый
Весь мир голодных и рабов
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш мы новый мир построим,
Кто был никем, тот станет всем!

Это есть наш последний
И решительный бой…
     **********

ОНИ  НИКОГДА  НЕ  КОНЧАЮТСЯ,  ЭТИ  "СПРАВЕДЛИВЫЕ"  БОИ!  А так хочется, чтобы всё это было  «т а к  д а в н о»  и служило предостережением и уроком. Потому как разделение на «бессердечных и злых палачей» красных и белых всегда губительно для обеих сторон.


Рецензии