Колесо

Близ опустевшей деревни — сумерки колдовского вечера. Красно горящее колесо проносится мимо ветхой избы, мимо холма, мимо ослабших от зноя сосен — с рыжих стволов, до глубины прогретых закатным светом, легко осыпаются плёнки старой коры, и сухие, оголённые эрозией корни их утопают в рассыпчатой, вязкой песчаной взвеси; — безумно пылающее колесо дико мчит себя на пределе скорости мимо жидких сосновых крон, мимо бедного и больного леса, в толще которого загущается плотная темнота: совы, подобно призракам, бесшумно выныривают из мрака в ещё более чёрный мрак, а гигантские пауки кропотливо сплетают сеть для мясной добычи; и разносятся жуткие завывания гиблых мест — там, за пределом тьмы, за сосновым лесом, есть болото, которое старше вечности.

Куда стремится это охваченное огнём колесо? Откуда оно несётся и кто дал начало его разбегу? Когда-то давно — в такой же зловещий вечер, слегка прохладный предчувствием нехорошего, — оно оторвалось от пьяной повозки бродячего цирка, но никто не заметил этого ни из труппы, ни из животных. Долгое время оно тосковало, прижавшись к булыжнику на обочине, и стоячая влага дождей год за годом копилась в гниющих структурах его волокон, — и долго тянулась его тоска, подвешенная ползущим временем, и долго стыла в протяжной унылой пытке, как будто туман бесконечного ноября, пропитавший сырую низину, где улитки уходят в спокойный сон под ковром прошлогодней листвы, который размяк и перечернел от распадной слизи...

Но душа прокажённого — изнурённая, одержимая, неприкаянная, в утомительной маете много лет скитавшаяся по закатным полям и большим дорогам, — внезапно вселилась в это забытое колесо, и теперь в его рьяный бег не вцепиться взглядом ни на секунду, теперь его не схватить, летящее, — настолько стремителен необузданный его бег, что уже невозможно ни рассмотреть, ни остановить; горячие щепки, как искорки угольков, разлетаются во все стороны, освещая таинственно тихие сумерки колдовского вечера, и ложатся на жидкую топь песка, источая шипение в синеватый дым, крепко и пряно струящийся, вместе с порывами суховея улетающий в золотую степь. — Это неконтролируемое поведение слов, выпущенных на свободу; дикое буйство, в котором видится эйфория, раскаяние, смерть на пике.

24 марта, 2023 год.


Рецензии
Очень поэтичный текст. И — я бы даже сказал — очень кинематографичный. Особенно — образ охваченного огнем колеса — кинематографичен и метафоричен. Картина спешки и дрожащих рук в сумрачном пейзаже — одна из моих любимых в любом виде искусств, а вы ее еще так подлинно и оригинально воплотили в своем произведении. Также очень близки ваши лексические сочетания — всегда, если не поражают функциональностью и формой, то очень отзываются в скрытых и неявных для окружающего мира частицах души.

Коля Михеев   28.03.2023 12:05     Заявить о нарушении
Благодарю за столь развёрнутую и подробную рецензию. Вы очень точно прочли это произведение, ведь изначально оно и было задумано мною как производящее завораживающий, суггестивный кинематографический эффект, и выстроено, насколько это возможно, с упором прежде всего на динамичность образа — это была попытка воссоздать на литературном поле тот самый эффект стремительно движущихся и сменяющих друг друга картинок кинематографа, которые при качественном исполнении способны всецело вовлечь в изображаемый процесс.

Якоб Урлих   30.03.2023 04:19   Заявить о нарушении