Марианна Колосова -Одно Стихотворение и вся Россия

 
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: фото Марианны Колосовой

МАРИАННА КОЛОСОВА: ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ  И  ВСЯ  РОССИЯ,  ИЛИ - ЧТО  МОЖНО  "ВЫЖАТЬ"  ИЗ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ?!


ИНФОРМАЦИЯ  К  РАЗМЫШЛЕНИЮ: МАРИАННА  КОЛОСОВА  (настоящее имя — Римма Ивановна Виноградова; 1901 Россия — 1964, Сантьяго) — РУССКАЯ  ПОЭТЕССА, ЭМИГРАНТКА.

Марианна Колосова родилась 14 июня 1901 года в селе Ново-Обинском Алтайского края, в сентябре 1920 была зачислена в Томский университет на юридический факультет. В 1922 году ей удалось из Томска перебраться в Харбин (логично полагать, университет не окончив). С 1926 публиковалась в различных эмигрантских журналах и газетах под псевдонимами Джунгар, Елена Инсарова, Н. Юртин, Марианна Колосова, - последнее стало основным псевдонимом.

В 1928 году в Харбине была опубликована первая книга стихов Марианны Колосовой — «Армия песен». Затем в Харбине вышла вторая книга «Стихи» в 1928, и в 1932 -—  «Не покорюсь!», в 1934 четвёртая сборник стихов — «На звон мечей». Естественно, стихи эмигрантов официально в СССР быть опубликованы не могли. Но курс тех пор как в СССР изменился: были позволены публикации в честь трагически погибшей семьи последнего русского самодержца Николая II, частью русской культуры была признана и литература эмигрантов. С тех пор одно из стихотворений Колосовой многократно печаталось как патетическая в виде реквиема часть многих о судьбе царской семьи статей, хотя в самом стихотворении упор делается совсем на других событиях:

ВИДНО  ТЫ  УСНУЛА,  ЖАЛОСТЬ  ЧЕЛОВЕЧЬЯ?!
Почему молчишь ты, не пойму никак.
Знаю, не была ты в эти дни в Трехречьи.(1)
Там была жестокость — твой извечный враг.

Ах, беды не чаял беззащитный хутор...
Люди, не молчите — камни закричат!
Там из пулемета расстреляли утром
Милых, круглолицых, бойких казачат...

У Престола Бога, чье подножье свято,
Праведникам — милость, грешникам — гроза,
С жалобой безмолвной встанут казачата…
И Господь заглянет в детские глаза.

Скажет самый младший: «Нас из пулемета
Расстреляли нынче утром на заре».
И всплеснет руками горестными кто-то
На высокой белой облачной горе.

Выйдет бледный мальчик и тихонько спросит:
«Братья — казачата, кто обидел вас?»
Человечья жалость прозвенит в вопросе,
Светом заструится из тоскливых глаз.

Подойдут поближе, в очи ему взглянут —
И узнают сразу. Как же не узнать?!
«Был казачьих войск ты светлым Атаманом,
В дни, когда в детей нельзя было стрелять».

И заплачут горько-горько казачата
У Престола Бога, чье подножье свято.
Господи, Ты видишь, вместе с ними плачет
Мученик-Царевич, Атаман Казачий!(2)  (Харбин, 1929 год)
      *    *    *    *    *

Стихотворение само по себе красивое и прочувствованное, но требует комментария. Начнём с наиболее простого - с пункта 2:

Алексей Николаевич (Романов) (1904—1918) — последний официальный наследник российского престола — Цесаревич и Великий Князь. По обычаю цесаревичи с малолетства награждались почётными званиями. Цесаревичу Алексею уже при рождении было присвоено звание - Атаман всех казачьих войск (с 30 июля 1904 года)здесь всё прозрачно. Но про каких расстрелянных  к а з а ч а т  идёт речь?! Где находится - Трёхречье и что плохого там произошло?

Область трех рек, или Трехречье находится на Дальнем Востоке, в Маньчжурии: т.е. приграничная с СССР и Монголией территория на севере Китая, где жили забайкальские казаки и куда по возможности бежали не мирившиеся с советской властью. В Трехречье соблюдались обычаи царской России и управляли выборные атаманы, под руководством которых трехреченские партизанские отряды в 1920-х совершали рейды на советскую сторону.

Учитывая военную выучку казаков их рейды были болезненны для супротивника, и, естественно, трёхреченцы получали ответные визиты. Но до 1929 с обоих сторон это были, скорее наскоки по личной инициативе атаманов и командиров: китайское правительство не велело, и ГПУ не приказывало. В изложении белоэмигрантских газет красные расстреливали исключительно мирных безоружных жителей и казаки изображались невинными овечками. Советская же пресса описывала казачьи зверства: обоюдная пропаганда самая обычная.

Есть заслуживающие доверия сведения, что расстреливая в трёхреченских станицах мужчин, карательные отряды угоняли на территорию СССР женщин и детей, в надежде на их показную «перековку». Дело в том, что в смысле антисоветской пропаганды просто процветающее без власти коммунистов Трёхречье было опаснее, чем  в разных формах боровшиеся против Советской власти все белоэмигрантские организации вместе взятые. И советское руководство – в частности ГПУ с 1929-го станет наносить уже не стихийные, а запланированные партизанские карательные  удары по наиболее зажиточным трёхреченским станицам, которые и без конфликта с китайским правительством в Нанкине невыгодно оттеняли полную лишений жизнь в СССР. 

В частности в стихотворении Колосовой, вероятно, идёт речь о трагедии в станице Тахэнхе, где в сентябре 1929, где было расстреляно всё мужское население (включая подростков – мальчиков), приглашённое якобы на мирную сходку. После этих событий с новой силой разгорелась уже идущая жестокая информационная война: вместе с белоэмигрантскими СМИ китайские власти обвиняли красноармейцев в зверствах, а СССР их — в покровительстве отрядам белогвардейцев, совершавших налеты на советскую территорию. (Вообще-то и то, и другое – правда!)Это всё была только присказка: теперь начинается "крутая" сказка"!

Обиженный Китай по поводу красных набегов на Трёхречье официально заявил: «Уничтожение советскими войсками проживающего на китайской территории мирного населения переносит вопрос о разрешении конфликта (на КВЖД – ред.) в совершенно иную область. Такие действия являются оскорбительными для Китая. А что в это время вообще происходило, так сказать, вокруг несчастной разгромленной по указу ГПУ станицы в отношениях России и Китая на правительственном уровне? О! События происходили весьма бурные!

В 1928 в Китае пришли к власти антикоммунисты: обрушилась надежда на советизацию дружественного Китая. Между Россией и Китаем стремительно произошёл конфликт и развернулась борьба за единовластный контроль над построенной ещё царской Россией Китайско-Восточной железной дорогой (до 1917 года — Маньчжурская дорога, с августа 1945 года — Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 — Харбинская железная дорога: в дальнейшем ниже принятая аббревиатура — КВЖД). Над столь важным транспортным объектом жажда единовластного контроля каждой из стран, - этопочти автоматически означало вооружённый конфликт: ни СССР, ни Китай уступать не желали, а уж амбиций и жестокости хватало у обеих стран.

27 мая 1929 г. китайская полиция  разгромила советское генеральное консульство в Харбине. Начались репрессии: весной 1929 года в общей сложности китайскими властями были арестованы свыше 2000 советских обслуживающих КВЖД граждан. Несмотря на ноты протеста от СССР, арестованные советские граждане содержались в тяжёлых условиях, свыше десяти человек были обезглавлены.

В июле 1929 года ведущие деятели антикоммунистического гоминьдановского Китая 30-х годов XX века Чжан Сюэлян – «молодой маршал» – и Чан Кайши (возглавил партию Гоминьдан в 1925) приняли решение о вооружённом захвате КВЖД. 15 июля генерал Чан Чин-хой взял под контроль КВЖД. 20 июля нанкинское правительство Китая объявит о разрыве дипломатических отношений с СССР. В течение следующих недель на советско-китайской границе ведутся манёвры советских войск и переброска китайских. Заметим: все перечисленные события происходили ещё до погрома в Тахэнхе: погром был ответом и отвлечением внимания от событий скоро последующих с нашей стороны.


6 августа 1929 года в СССР будет образована Особая Дальневосточная Армия (ОДВА). 12 октября Дальневосточной военная флотилии начнёт успешную наступательную Сунгарийскую операцию. Красная армия захватила крупные военные склады и  продовольствия. Во время военных событий пропагандисткая война, конечно, не могла только взлететь. Одним из проявлений такой пропагандистской войны можно считать некоторые стихотворения Колосовой, в том числе и  «Видно ты уснула, жалость человечья?!». Хотя похоже, что жалость «уснула» с обеих сторон.
Чтобы не дать противнику опомнится, командование Красной армии решило стремительно продолжить наступление.

От имени правительства СССР была выпущена директива, согласно которой советская сторона отказывалась от каких-либо территориальных притязаний и намеревалась только разгромить армии милитаристов и освободить заключённых. С нашей стороны последовали Фугдинская и Маньчжуро-Чжалайнорская операции и ещё операции... В итоге  22 декабря 1929 года между Китаем и СССР будет подписан Хабаровский протокол по которому КВЖД вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием. Дипломатические отношения между СССР и Китаем восстановятся.
 
 Конфликт за владение КВЖД ослабил белую эмиграцию в Маньчжурии, хотя Трёхречье и не уничтожил. В результате подпольной со стороны СССР пропаганды позже Трёхречье расколется на красную и белую части, но это уже другая история. Советские войска в ходе операций в Китае арестовали и вывезли в СССР много активных белоэмигрантов большинство из которых было казнено, несмотря на китайское гражданство. (В ответ за казнённых китайцами, с нашей стороны казнили раз в сто больше!) В  и т о г е  в о п р о с: на а этом общеполитическом амбициозном фоне  кто стал бы заботится о соблюдении милосердия в какой-то белогвардейской казачьей станице?!

И ДАЛЕЕ  побочный, но полезный  в ы в о д: белоэмигрантских СМИ убийство Николая II с семьёй сделается главным пунктом обвинения - за что должна ответить советская Россия. Какие только "зверства" ни происходили в СССР, - это всегда было продолжением Того Убийства. Если же в политике СССР случались досадные провалы, то назывались наказанием Свыше за То Убийство. То Убийство, конечно никто не оправдывал: это нельзя оправдать! Но частные мемуары нередко свидетельствуют, что немало будущих эмигрантов – в прошлом офицеров считало Николая II неподходящим правителем, во всём самим виноватым. Однако в эмиграции они поддерживали «нужную» точку зрения.
______________________________

А теперь вернёмся к личности Марианны Колосовой: в её судьбе есть кое какие интересные повороты! В 1945 году на волне победы СССР над фашистской Германией Марианна Колосова получит советское гражданство, но разумно успеет отказаться от советского паспорта по какой причине? Есть туманная версия, что после начавшейся в СССР травли Михаила Зощенко и Анны Ахматовой.

Есть и другая версия: муж Риммы-Марианны А.Н.Покровский  в 1922был одним из основателей и идеологов харбинской Российской фашистской антикоммунистической организации. Об этом поведала сама Колосова  в газете «Новый путь» (№ 208, 6.06.1936 г., статья «Их» желтый путь»). Наивно было при таких данных и пытаться вернуться в СССР. А а главное, - в Москве был приговорен к расстрелу генеральный секретарь харбинской Всероссийской фашистской партии К.В.Родзаевский, которому перед вылетом из Китая в СССР в советском посольстве обещали неприкосновенность. Покровские знали Родзаевского по Харбину по совместной работе: сделать выводы было не трудно.

Ох, несдобровать бы супружеской чете Покровских в СССР. Тем более, что открыто и напоказ  поэзия Колосовой и изначально была антисоветской. Дело доходит до того, что некоторые её стихи напоминают адресованные за кордон - в СССР политические доносы, причём с измысленными событиями: лишь бы навредить. Таково Колосовой стихотворное «Письмо наркому тов. Куйбышеву», 1930.

Из интервью газете «Рупор» от 28 января 1935 года выходит, что в 1920 году в городе, который не назван, Колосова познакомилась с советским партийным деятелем Валерианом Владимировичем Куйбышевым(1888—1935): между ними был роман. Тогда, с октября 1919 года по август 1920-го, Куйбышев был заместителем председателя ВЦИК, СНК РСФСР и ЦК РКП(б) по делам Туркестана, являясь одновременно, с 14 октября 1919 года по 20 сентября 1920 года членом Реввоенсовета и начальником политуправления Туркестанского фронта. Так что можно вычислить место встречи - Ташкент.

Роман Куйбышева и Колосовой с её слов длился три месяца. После чего Колосова связь разорвала, тогда как Куйбышев страстно просил её остаться... Причём Куйбышеву отводится романтическая роль вызволения Риммы - Марианны из рук ГПУ. Якобы они впервые встретились на допросе... Среднему читателю такие вещи очень нравятся! Роман солидного партийного деятеля с юной особой по её инициативе закончился разрывом:
 
С тобой навеки мы чужие,
Я не твоя и ты не мой.
К себе в советскую Россию
Ты не зови меня домой.
<...>
Слезами женскими заплачу
Над милым сердцу словом "Русь".
Решать мудреную задачу
С мужской отвагою возьмусь.
<...>
И молодость мою и нашу
(Ты тоже молод был тогда!)
Любовной памятью украшу,
Похоронивши навсегда...
В огромных залах Совнаркома
Мелькает черный твой портфель.
Я выгнана тобой из дома,
И у меня другая цель.
<...>
Да будет злоба в каждом слове!
Возненавидя вашу новь,
За десять лет борьбы и крови
Я изжила твою любовь.
И вот хозяину портфеля,
Который держит Русь в аду,
Я говорю: "мели Емеля",
Я в лагерь твой не перейду!
Но я твой след подкараулю
И обещаю, как врагу,
Что в черном браунинге пулю
Я для тебя приберегу.
За то, что многих злобно мучишь,
За то, что многих ты убил, -
Ты пулю смертную получишь,
От той, которую любил! (19 августа 1930 г.)
    ************

В 1930 карьера Куйбышева шла в гору, и стихотворение - донос вполне могло бы ему повредить: открыто не повредило, но на заметку наверняка было взято. За год до того с похожими образами Колосовой было создано другое стихотворение «Песенка не Вертинского»:

Мой мальчик черноглазый,
Влюбленный паж,
Капризный мой жених?
Вы помните,
Как падали алмазы
Из ваших глаз
И… из моих…
Любовь в сердцах
Была подобна шторму!
Нас даль звала
И нас манила высь!
Но… из-за «политической
Платформы»
Вы, все-таки,
Со мною разошлись.
Любили вы…
И я любила тоже!
Нас разлучить
Не должен был никто.
Но наши души
Были непохожи:
Вы — коммунист.
А я… совсем не то…
Где вы теперь,
Мой мальчик несуразный,
Упрямый мой,
Сердитый военком?
Быть может вас
В селе глухом и грязном
Повстанец
Заколол штыком?
Быть может, вы
Сейчас с отрядом Чона
Сожгли мое
Родимое село?
И, может быть,
Под пулями, без стона
Моих друзей немало полегло?..
О, если так,
То почему сама я
Не приколола вас
Тогда… штыком?!
<...>
А, может быть,
Сжимая ствол зубами,
Вы тронули курок…
Огонь и дым!..
И черный браунинг
Упавший рядом с вами…
И кровь… И смерть —
Покровом голубым…
Не надо так!
Ах, если вы устали,
Все поняли
И в сторону ушли, —
Идите к тем,
Кто выкован из стали, —
К заступникам
Родной нашей земли... («Рубеж», 1929, № 35, с. 12)
    *********

Поскольку образы в обоих приведённых стихах аукались, то выходило, что и «Песенка...» завуалированно посвящена Куйбышеву, какая мысль очень нравится исследователям. Может быть так, а может быть и нет. Вот уж на кого не был похож рослый Куйбышев, так это на миленького "мальчика - пажа"!

 Биографическое заявление Колосовой о любовном романе с Куйбышевым есть измышление или поэтическая грёза. Конечно, сын дворянина и офицера, воспитанник Кадетского корпуса Валериан Владимирович не был врагом стакана и любил в хорошей компании прочесть собственные стихи (вполне приличные и даже с декадентским оттенком!):

Не прими за усталость, не прими за измену,
Ты, вместилище силы, мощный город-магнит.
Завтра снова с тобою, завтра снова надену,
С бодрым криком надену все доспехи для битв.
Но теперь я вне битвы, но теперь я мечтаю,
Я мечтаю вдали от друзей и врагов.
Предо мною равнина без предела, без края.
Нет предела для Солнцем залитых снегов. (1915)
            *   *   *   *   *
    
Стихотворение написано в 1915 ещё до Октябрьской революции: времени для Куйбышева сплошных арестов, тюрем, ссылок и побегов. В июле 1914-го Куйбышев был выслан в Иркутскую губернию, а весной 1916 уже бежал. Приписывать такому убеждённому коммунисту и высокому должностному лицу легкомысленный и опасный в смысле карьеры роман... Также нет никаких сведений о посещении Марианной Колосовой Ташкента: в 1920 резиденции Куйбышева. До своего отъезда в Китай, девица-поэтесса жила в Томске и в Бийске. Кроме того, к некоему влюблённому в Марианну комиссару в демоническом обличье относятся ещё несколько стихов. Тем же 1929 датирован «Инквизитор»:

Я не знаю, зачем
Пьяным ветром окошко разбито?
Алый знак на плече —
Отпечаток ночного визита…

Не в двенадцать часов, —
Пред зорькой пришел посетитель.
Мало сказано слов,
Резко брошено слово: – пустите!
 <...>
Он не в двери вошел…
Пьяным ветром окошко разбито!
– Мне с тобой хорошо! —
Прошептал мой ночной инквизитор.
 <...>
Усмехнулся чуть-чуть,
И махнул безнадежно рукою:
– Не умею уснуть
И нигде не найду я покою.
 <...> 
Не шептал, а кричал:
– Угадала ты, как я несчастен!
Для меня по ночам
Разрывай свое сердце на части!
 
Расскажи, расскажи
Мне о том, что от глаз моих скрыто.
Как сверкают ножи,
И убийца бывает убитым.
 
Ах, об этом молчат
Золоченные в небе созвездья…
Я ищу палача,
За грехи мои жажду возмездья!..
 <...>
Горькой мыслью пойму,
Почему его сердце жестоко…
Расскажу я ему
Как мы ищем вождя и пророка.

Верю я – он идет,
Виден облик его сквозь туманы.
И начнется исход
Человечества в новые страны.
 <...> 
Слушай, слушай меня
Кровопийца, упырь, инквизитор!
Ведь, до этого дня
Все убийцы будут убиты.
 
Сгинуть вам бы пришлось,
Никого бы из вас не осталось,
Чтобы легче жилось,
Чтобы легче на свете дышалось...
    ***********

Выше приведённые строки совершенно в стиле стихотворения одного из известнейших поэтов Серебряного Века - Иннокентия Анненского(1855—1909)— «Кошмары»(опубл. в 1910 после смерти автора): «Вы ждете? Вы в волненьи? Это бред. Вы отворять ему идете? Нет! Поймите: к вам стучится сумасшедший, Бог знает где и с кем всю ночь проведший...» Многие другие стихи Колосовой несут оттенок вторичности ученицы перед мастерами. Вот, пожалуйста — плоть от плоти Серебряного века и заодно  в стиле «Цветов зла» Шарля Бодлера:

У ворот сатанинского сада
Ядовитая никнет трава.
Заостренные колья ограды, —
И на каждом колу… голова...
<...>
Сад чернее самой преисподней, —
Грешных душ золотая страна!
В ночь Голгофы печалью Господней
Проклят он, как и сам сатана…
<...>
У властителя черного ада
Черный сад, черный день, черный дом... - «Сад сатаны», 1929.

    ************************

И с психологической точки зрения рождается догадка: в юности напуганная революционными кровавыми событиями Колосова пытается осмыслить произошедшее в стиле Символики Серебряного Века. И вот Время и определённые события представляются ей в персонифицированном человеческом образе: есть такой приём в символике Серебряного Века. И есть такие выверты человеческого сознания, когда бывшее перефантазируется в более выгодную для себя сторону. Причём сознанию более выгодными кажется более страшные события. В «Вампире» Марианна предстаёт благородной и мужественной жертвой, что в белоэмигрантской среде создавало определённый ореол.

Возможно, что с каким-то комиссаром и был у будущей поэтессы в 1920 - 1922 краткосрочный роман, но только не с Куйбышевым. Почему же в итоге является стихотворение - письмо адресовано именно Куйбышеву? Во первых, он был, что называется, даже по смазанным газетным фото эффектный мужчина именно слегка демонической внешности. Будь Куйбышев актёром, его внешность отлично подошла бы на роль Мефистофеля! Во вторых, это может быть и политическим заказом: чьим заказом? - это вопрос!

Подозрительно, что и Куйбышев, и все советские деятели, о которых упоминала в стихах  М. Колосова, последовательно попадали под маховик репрессий. Любящие подразнить красных деятели белогвардейской эмиграции отлично знали, что чекисты очень внимательно изучают эмигрантские газеты, о чём Колосова сама  писала в стихотворении «В а м,  в р а г и»:
 
Ведь знаю я, что на Лубянке где-то,
В застенке, под портретом Ильича,
Читают эмигрантского поэта
Дежурные чекисты по ночам.
     **************

 Представим: у Куйбышева сложное положение, и тут выясняется, что у него, женатого не первый раз, ещё и была связь с белоэмигранткой - автором явно антисоветских стихов! Куйбышев успел своею смертью скоропостижно скончаться в Москве 25 января 1935 года. Но есть предположение, что он был отравлен на в этот день произошедшем совещании. Куйбышев шёл против Генриха Ягоды и требовал пересмотра дела об убийстве С.М. Кирова, что не могло вызвать восторга у Сталина. Вот слишком ретивого "тихо" и убрали: в практике тех лет не ново. Выходит, что поэтический донос на Куйбышева был выгоден Ягоде, да и вообще очень многим!..

Далее Колосова ещё посвятит стихотворение «Русский вождь» маршалу Советского союза М.Н. Тухачевскому(1893-1937): вот уж кому по характеру можно было бы приписать не один любовный роман, да биографии его и Марианны ни коим образом не совпадали! Поэтому осталась только опоэтизированная политика:
 
И, словно напряженный пульс, в Кремле
Торопится, и рвет, и мечет Сталин!
Покоя нет безумцам на земле.
Все слишком злы, и слишком все устали…
Где Командир безвестного полка,
Кронштадтского восстанья сокрушитель,
Чья твердая рука
Должна скорей вмешаться в ход событий?
Сейчас ему, наверно, тридцать пять,
Немного меньше или больше;
Но уж в Двадцатом
он успел повоевать
На Западе с надменной Польшей.
Врагов больших и малых одолев,
В границах прежних Русь внеся на карту
И укротив народный гнев,
Он станет Русским Бонапартом!
     ****************

Как вы думаете мог отнестись Сталин к такому болезненному для его властолюбия и боязни врагов уколу?! До этого стихотворного доноса Сталин ещё не дал Тухачевскому кличку «наполеончик». И оба - и Колосова, и Сталин повторяют за П.П. Врангелем(1878-1928), который первым назвал М.Н.Тухачевского «русским Наполеоном». Подкоп под М.Н. Тухачевского начался ещё при  Г.Г.Ягоде, когда был написан «Русский вождь». Не слишком ли хорошо Колосова осведомлена: не слишком ли её стихотворение "бьёт в точку"?!

По наследству от главы ОГПУ в 1926—1934 Менжинского недостатка в иностранной агентуре у Ягоды не было: за рубежом эти агенты производили крупные акции: заказные убийства и т.п. Могли кому угодно подсунуть и выгодную шефу информацию. Сознательным агентом Колосова едва-ли могла быть, но вот клюнуть" на подсунутую через третье лицо информацию вполне могла. А почему подсунуть информацию действовать в нужном направлении могли именно Колосовой?

Да всё по той же самой причине: А.Н.Покровский был одним из идеологов русской фашисткой организации в Харбине, а его супруга выставляла на вид свою антисоветскую позицию. Покровский напоказ приветствовал явление японцев в Харбин в 1931-м. Но взаимное согласие было недолго: видимо, японцы что-то такое заподозрили. Супружеской чете Покровских пришлось в 1935 г. перебраться в Шанхай. После окончания Второй мировой войны супругам Покровским по каким-то причинам вновь пришлось искать искать новое пристанище. Вот и мелькнула во время отринутая шальная мысль вернуться в СССР. США Покровским тоже отказало в визе: американцы тоже что-то такое учуяли... И судьба в итоге "приземлила" супругов в ЧИЛИ.

Ещё интереснее, что первая супруга Куйбышева - П.А. Стяжкина была профессиональной разведчицей. В 1930 Стяжкина в Харбине нелегально была шифровальщицей по линии разведуправления генштаба РККА для группы Рихарда Зорге. Тогда же Колосова и её муж А.Н.Покровский открыли в Харбине частную платную библиотеку: замечательная "крыша" для связных. Не Стяжкина ли подкидывала Колосовой нужную информацию" И не об их ли совместной деятельности после ареста Зорге пронюхали сначала японцы, а потом - американцы?! Насчёт Покровского невольно напрашивается определение "двойной агент"... В этом случае можно было надеяться вернуться в Россию... не зная истинного положения дел: что всех слишком много знающих ставят к стенке.

 Кстати «Песенка не Вертинского» тоже может атрибутироваться как донос: «Песенка не...» бессовестно "содрана" - является переделанной песней собственно Александра Вертинского «Лиловый негр», какая песня была любимейшей у Сталина. Пластинку с  «Лиловым негром» Вождь народов на отдыхе мог "крутить" раз 20 подряд. И вот, представьте, кто либо подсовывает вождю на мотив этой шутливой песенки стихи - «Песенку не Вертинского» с прямым предложением Куйбышеву перейти на сторону истинных «заступников Родной... земли».

Злопамятный Сталин внешне был скрытен до непроницаемости, но его внутреннюю реакцию предположить не трудно! Вдобавок, «Песенка не Вертинского» была не местью ли Вертинскому, который осенью 1934 плывя на пароходе в Америку, создал песню «О нас и о Родине», которая вызвала возмущение в преданных прошлым идеалам белоэмигрантских кругах за границей. За эту песню даже в непритязательном к искусству в Шанхае Вертинского освистывали, пытаясь сорвать выступление. И по нечаянному совпадению чета Покровских как раз жила в Шанхае...Зато в Нью-Йорке зал наградил Вертинского овацией. Текст песни «О нас и о Родине»:

Проплываем океаны,
Бороздим материки
И несем в чужие страны
Чувство русское тоски.

И никак понять не можем,
Что в сочувствии чужом
Только раны мы тревожим,
А покоя не найдем.

И пора уже сознаться,
Что напрасен дальний путь,
Что довольно улыбаться,
Извиняться как-нибудь.

Что пора остановиться,
Как-то где-то отдохнуть
И спокойно согласиться,
Что былого не вернуть.

И ещё понять беззлобно,
Что свою, пусть злую, мать
Все же как-то неудобно
Вечно в обществе ругать.

А она цветет и зреет,
Возрожденная в Огне,
И простит и пожалеет
И о вас, и обо мне!..
     ***********

Какая разница с призывами к кровавой мести Колосовой! Политика склонная к фанатизму идология  выхолащивают руку даже  самых талантливых поэтов, как говаривал замечательный русский поэт Афанасий Фет. «Проплываем океаны...» Вертинского на широкую публику явится только в 1935. Однако белоэмигрантские круги на чужбине стремились общаться: нашлись, видимо, общие знакомые.
       _________________________________________

 И все такие сведения как-то «кисло» влияют на веру продиктованность только вдохновением красиво туманных стихов Колосовой: чего в них более – жалости, ненависти или пропаганды?! Большой поэт не может ненавидеть Родину. Понимала ли склонная к театральности поэтесса Колосова, что она играла или её руками играли жизнями?! А склонность её к театральности не подлежит сомнению. Так Колосова о своём романе с Куйбышевым рассказывает:

«Я  р а б о т а л а тогда в тайной офицерской организации. Нас раскрыли. Посадили в ГПУ (ЧК переименовали в ГПУ только в 1922 г. В 1920 было ещё ГПУ.). Угрожал расстрел. Случайно наше дело попало на ревизию к Куйбышеву. Он тогда ревизировал целый ряд городов и приехал в наш город инкогнито (выходит просто гоголевский "Ревизор" в 1920-м!!) На допросе мы встретились. Я работала в нашей организации в качестве агента связи. Белые в то время часто пользовались услугами женщин для этой цели.

И  в о т,  б у д у ч и  п о д  а р е с т ом , я решила прибегнуть к моей опытности (ей 17 лет!)в такого рода делах. Увлекшись мною, Куйбышев отнесся, однако, ко мне по-джентльменски. Тогда еще у большевиков не было звериного отношения к женщинам... Благодаря заступничеству Куйбышева меня и моих сообщников выпустили на свободу, но оставили в качестве поднадзорных...(Явная ерунда!)»
 
Колосова продолжает: «К о н е ч н о, не только интерес ко мне заставил Куйбышева так поступить. Был тайный расчет, что мы войдем в связь с оставшимися не пойманными офицерами и выдадим их, таким образом, с головой ГПУ. К счастью, этого не случилось. Как ни была я молода, я взяла правильную тактику и стала вращаться только среди видных комиссаров и членов компартии...» И в каком же количестве она этих видных членов компартии нашла в Ташкенте?! И видные члены компартии так сразу позволили ей - "вращаться" в их среде?! Или вконец ополоумевший Куйбышев успел её в Москву на приёмы в Кремле свозить?! Как всему этому можно верить?

Видимо, стремясь доказать, что она играла видную роль в подпольной белогвардейской организации в 1920-м Колосова на нескольких фото снята в новенькой белогвардейской форме, какое явно после 1922-го года фото весьма любят помещать при публикации ныне её стихов. Попробовала бы она так сняться, работая в белогвардейском подполье! Но что уже совсем невероятно, так это что на одном из фото  поэтесса снята с тремя (!!!) георгиевскими крестами!.. Где и когда даже один крест было заслужить 17-летней девице?! Крест - орден Святого Георгия Победоносца - одну из высших наград Российской империи за просто так не выдавали. Девушка в Харбине или позже явно зашла в фотоателье, где обычно предлагался для эффектного снимка набор разной одежды:

Быть может, завтра будет бой…
И, вот, солдат, влюбленный в шашку,
Прощаясь мысленно с тобой
(Сраженный пулей и судьбой),
Я уроню мою фуражку... - «Вне круга», 1929
      ***********

Возможно и скорее всего, что Марианна Колосова в созданный ей театр прошлых теней сама свято уверовала. Возможно: «Что же делать, если молодость бледна?
Что же делать, если молодость, как сон?.. <...> Мы с тобою возле горестной черты. Возле речки, чье названье — Ру-би-кон!». Дабы эту реку не сейчас переходить многие способны на многое для них самих неожиданное. Человеческое сознание странная штука. Но в подобном случае вера во что-то психически неуравновешенного человека ещё не делает выдумку правдой. Cреди поэтов и в средне статической не кровавой ситуации нередко попадаются неуравновешенные выдумщики. А уж революции - сильнейший удар по нервам:

Ведь, где-то есть под тропиками остров…
Там летний день в цветении сердец,
Там вечер тих, и звезды волнам сестры,
Там зверству человечьему конец.
Ни денег нам, ни почестей не надо,
Им тоже нечего отнять у нас сейчас.
Уйдем скорей от этой жизни лютой,
От волчьей злобы, скуки и тоски.
<...>
Ты говоришь,  — нельзя уйти отсюда?
Мы будем здесь, где горе и борьба?
Не покорюсь я! Не хочу! Не буду!  — «Всегда с тобой»:, 1930
     *************

...Замучила меня белиберда!
Кто прав, кто виноват – неразбериха!
Бежать, бежать от всех и навсегда,
Чтоб жить светло и радостно, и тихо.
Но ужас в том, что нет дорог иных,
И люди одинаковы повсюду!
И даже... если я уйду от них,
То, все равно, счастливою не буду...  — «Не убежать...», 1938
     *****************

Ох, могла на всю жизнь испугать «Чужая ненависть звериных тусклых глаз…»!
 ___________________________

В о п р о с  на общем фоне пустячный напоследок: следует ли именно стихотворение Колосовой "Видно  ты  уснула,  жалость  человечья..." ставить эпиграфом патетических статей о гибели царской семьи?! Может быть, лучше поместить сиё стихотворение в учебник истории в начале главы о советско - китайском конфликте 1929 года? Может быть, поднимать на щит стоит другое  стихотворение:


Это было в восставшей России,
В алом зареве огненных дней,
Когда слепли свои и чужие,
Кто от слез, кто от ярких огней.
Когда пули летали, как мухи,
И привычным стал трепетный страх.
Когда выли в селеньях старухи,
И Антихриста ждали на днях...
Пули пчелами песенки пели,
Люди кланялись низенько им.
Вот тогда кто-то в серой шинели
Был таким молодым-молодым.
Молодежь – беззаботные люди,
Молодому всегда хорошо!
Повстречался под грохот орудий,
А под залпы винтовок ушел...
Сколько вас, черноглазых девчонок,
Сколько вас, белокурых принцесс,
Закрутил полюбовный бесенок,
Поцелуевый ласковый бес!

Где-то красным знамена пылали,
Там трехцветные флаги вились…
Но в Одессе, в Москве, на Урале
Рядом с гибелью пенилась жизнь!
Кто-то жег, кто-то вешал и резал...
Ах, когда же кошмару конец? <...> – «Гибель любви», 1934.
       *    *    *

О д н о  я с н о: разнородных "непричёсанных" сведений из этого или из-за этого одного стихотворения удалось даже вкратце извлечь немало. За разнородность сведений автор данной статьи просит прощения! Но русская история вообще, и конкретно история 1920-1930 годов сложна, разнородна (лохмата!)и впадает в крайности, как и вершившие её личности. Что же касается общего вывода из выданного материала, то он стар: нельзя безоговорочно верить никаким мемуарам: особенно мемуарам поэтично настроенных дам.


Рецензии