О божественном вдохновении

на примере художественного анализа философского и духовного стихотворения

известной самобытной русской поэтессы Юнны Мориц "ПАСЕКА  ЖИЗНИ":
 
Ночь прилетает пчёлками звёзд,
Мёдом небесным полна глубина,
Мёдом волны золотится волна,
Мёдом волны отражается мост,
Мёд фонарей в стеклоте пузырей,
Пасека жизни медом полна,
Мёд отражений, свет из окна
В нем отражается!..Это - она.
Пасека жизни, створчатый воск
С творческих створок, скороговорок
С мёдом небесным - сквозь мрак или морок,
С мёдом  луны, что задаром, за так
Пасечник Бог раздаёт человекам,
Жизни волокнам, окнам и рекам,
С творческих створок - сквозь морок и мрак.

Стихотворение небольшое,но волшебный и загадочный  образ лунной ночи завораживает и имеет глубокое значение. Само название "Пасека жизни" является тропом - красивой и необычной метафорой и сравнением.Смысл и фабула стихотворения доходят  через созерцательное описание лунной ночи: мир горний отражается в мире дольнем, в подлунном мире ощущается божественное присутствие Творца, которого поэтесса  сравнивает с Пасечником.
 Свет небесный - божественный с мириадами  мерцающих звезд, по преданиям являющимися душами людей,даёт свет миру земному, где в нашем мире живут люди,     в чутких душах которых  отражается свет небесный,преображающий и  просветляющий их.
На земной пасеке жизни люди - пчёлы трудятся, чтобы вкушать  мёд жизни - радость жизни, они живут в сотах-домах с окнами створками, которые тоже отражают свой неяркий свет в ночь. Это в прямом и переносном значении.
 Свежий эпитет"медовый" свет употребляется в разных интерпретациях, Луна тоже медовая - золотая, и это золото подарил миру людей их Создатель на благо. Свет отражается на волнах реки,в которой отражается  мост с фонарями, в коих отражается лунный свет и отблески окон домов-сот.
 В стихотворении подразумевается образ ночи как темной и полной мрака  и морока в  прямом и переносном значении - страха,порождений зла из тёмных миров, пробуждающих негативные эмоции ужаса, застилающих зрение физическое и духовное.
Но все  ночные страхи и чары рассеивает золотой - медовый свет лунной ночи, этим  божественным светом пронизано всё стихотворение.
Всепроникающий свет имеет  глубокий духовный смысл: преображение  душ людей, и не только  рассеивание  ночной мглы; в переносном значении это и просветление  душ в повседневном мороке  людей, которые трудятся как пчёлы, порой забывая о своем  подобии Богу, о духовной жизни.
 Юнне Мориц свойственны в творчестве богатый духовный мир,тонкость  чувств и метафоричность, вера в Творца, который дарит людям с поэтическим взглядом на мир  вдохновение, помогая их самовыражению.
Трудясь подобно пчёлам, люди, особенно поэты собирают  с душистых цветов  пыльцу,даря словам аромат и сладость, капли мёда - это добытые  трудом светлые слова благодати, а  собранная мудрость - пища для ума и укрепления духа; совместная дружная работа ячейки строит соты -дама, где жильцы не одиноки.
От божественного вдохновения - искры божией - творческие люди сами создают произведения и даром раздают свои творения другим, делясь отражённым от  высшего Света  светом души. Озарения свыше, как светлячки в ночи,  указывают путь земной жизни и  торят  пути в неведомые  фантастические миры.
 По жанру это небольшое стихотворение можно отнести к оде, так как  оно воспевает Создателя и Жизнь, заставляя задуматься о вечности и предназначении человека.
Глубокому смыслу, идее произведения соответствует язык и художественная выразительность: написана ода дактилем, сложным трехстопным размером с ударением на первом слоге, что придает раздумчивый ритм и музыкальность, рефреном звучат ключевые слова - мёд и мрак, использована сложная рифма: смежная в начале - охватная, где рифмуются 1 и 4 строки, 2 с 4, четкая мужская рифма чередуется с женской...
 Мне хотелось в анализе необычного эксклюзивного стихотворения о божественном вдохновении  показать большую творческую работу  поэтессы Юнны Мориц над стихо-творением, чего многим  не хватает...   
 


Рецензии