Дети войны. Тихон

******
      Мужчины уходили на фронт, а дома оставались малые дети да женщины со стариками. Они тоже все герои! На свои хрупких плечиках вынесли бремя оккупации, блокады, бомбежек, круглосуточных смен, где слова "Все для фронта Все для победы" - стали на долгих 4 года единым порывом и целью. Ниже я хочу вспомнить именно их — безымянных и неизвестных маленьких героев. Сколько их? Официальная статистика есть и ее все знают. Только на самом деле — их было гораздо больше. По сути — все, кто выстоял, не предал. Кто умудрялся отдавать свой скудный паек младшим или наоборот — мамам, больным, раненым, лишь по одной причине — хотели всем сердцем-что бы они выжили. Каждый из вас свято верил — победа будет за нами!
      Один из немецких офицеров написал в своём дневнике: «Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои», эти строки были следствием поступка двенадцатилетнего мальчика – Тихона отомстившего за свою семью и ещё 957 односельчан, расстрелянных на его глазах…
                Тихон  - «Сусанин».
Когда немцы захватили белорусскую деревню Байки, семья мальчика ушла к партизанам. Кто-то из местных выдал их немцам, Тихона с мамой и сестренками поймали. Их зверски пытали, заставляя выдать где находятся партизаны, но безрезультатно... Тогда немцы решили угнать мать в концлагерь, а полуживых детей выбросили на улицу. Мальчик с удвоенной силой продолжал мстить гитлеровцам. Теперь уже и лично за свою семью. Но в январе сорок четвёртого года немцы, уставшие нести от деятельности партизан огромные потери, решили стереть данную деревню с лица земли. Под корень. Провели акцию устрашения. Двадцать первого января согнали всех жителей в сараи и расстреляли. Выводили группами по несколько человек, приводили сквозь оцепление немцев к яме и хладнокровно расстреливали. Мальчонку приметили сразу. Его держали несколько солдат, чтобы он видел весь этот ужас. На его глазах были расстреляны все, включая младших сестёр. Затем эсэсовцы приказали парнишке: «Веди нас к партизанам!»
Здесь в дремучих лесах и непроходимых болотах, которые не замерзали даже зимой, мальчик знал все тропинки. Тихон согласился и теперь вел немцев в самую гущу. Шли долго…
На развилке между партизанским отрядом и топью его остановили.
- Долго ещё?
- Да нет. Почти пришли. Нам сюда и показал совсем в другую сторону. Там, ещё до войны, сгинула на глазах у всех корова. Ей не смогли помочь. То что надо!  Мальчик бесстрашно ступил на лёд. Лёд начал трещать но его выдержал. Остальные двинулись за ним следом. Только когда взрослые мужики со всем своим обмундированием стали один за другим по пояс уходить в трясину, каратели подняли тревогу.
- Куда ты нас завел?! — лютовали фашисты. — Веди обратно!
- Туда, откуда вы не выйдете, - гордо ответил Тихон. - Это вам за всё, гады: за маму, за сестёр, за родную деревню!
В ответ прогремел выстрел. Тихон упал на снег, хватаясь за куст. Собрав последние силы, он приподнял голову и Тихон прошептал:
- Папа... мамочка!.. Не обижайтесь на меня: я не предал!.. Они не выйдут отсюда... Нет...
Парень погиб, а фашисты в панике метались по болоту, которое их засасывало все глубже и глубже. С того «боя» не вернулось более двухсот захватчиков… Полуживого офицера нашли партизаны. Одного. Он им и рассказал о случившемся.
И таких примеров тысячи! Для кого были их акции « устрашения»?
На что они рассчитывали? Сломить?! Но всегда добивались только одного – им начинали мстить! Не по детски. Поскольку от увиденного дети взрослели в одночасье.


Рецензии