Школьный спектакль. Недопереумные

(Сцена на перекрёстке дорог:
Цыганский костёр. Гадания. Цыганский напев.
Путник идёт к гадалке с её цыганёнком-суфлёром:) .
    Милая цыганка, умная моя!
Погадай, красивая, мне на короля!
Буду ли богатым больше, чем король?
На лице цыганки чуть поднялась бровь:
   «Всё скажу, красивый! Будешь ли богат,
Вижу, что счастливый – в картах есть расклад!
Вот, – цыганка молвит, – статен ты, красив!
Но ведь ты богат уже!» «Как так?» – он спросил.
     «Посмотри на карту! Масть на масть идёт!
Это ум твой ясный с красотой растёт!
Это ль ни богатство? Это ль ни король,
Коль умён, да статен, да играет кровь?»
     «Ну, а деньги что же? Деньги, скажи, – как?
Мне без них совсем негоже! Что ж мне, петь в кабак?»
«О, да ты поёшь ещё! Да в тебе талант!»
Взгляд цыганки засверкал вдруг, словно бриллиант.
(в платке цыганки встроен мошный луч света, как бриллиант, сверкающий в зал)
    «Я скажу тебе, красивый, тайные слова,
От которых закружится милой голова.
И тогда её ты сразу под венец веди!
А её приданое вас уж ждёт в пути.»
    И она, взмахнув руками пред его лицом,
Вдруг исчезла, а навстречу, словно под венцом,
Появилась та, что снилась с первой же мечты.
И мелькнула мысль мгновенно:
«Так ведь это ж Ты!
     Где ж слова, что обещала мне цыганка? Где?!»
Голос внутренний гласит вдруг: «Что ты как на дне?
Или ты забыл про ум свой и про чувства? Ой…»
Встепенулся парень мигом:
«Стань моей женой!»
      И красавица с улыбкой нежной, неземной,
Отвечала парню смело:
«Знать, ты не простой!
Ведь тебя ко мне прислало, словно вещим сном.
Что отвечу тебе – знаешь. Ты богат умом!»
   Закружилась, заиграла вся душа его
И запел он песнь любимой! Пир вокруг него!
Нагадала ведь цыганка, что богатство – ум!
Да и каждый чувством полон от богатых дум! 
(2016 год.)
____________
(Путник дальше пошёл, встретил себе подобного на перекрёстрке дорог):
–Куда путь держишь, мил человек?
= Куда дорога, туда и я, любопытен ты, как я, аки лошадь перенедокормленная.
– Да ты, батенька, ду… (постучал себе по голове) это… думающий, издалёка видно.
= Это верно, дурак дурака видит издалека.
– Да, ладно (смеётся негромко)… Пусть я и дурак, но ведь дурак, который себя дураком признал, ум для признания-то имеет! А коль ум есть, то как бы не полный  дурак.
= Не дурак, значит? Тогда заумный.
– Однако, наоборот. Не за умным который, а просто умный, думающий значит. Хочу место под Солнцем получить.
=  Так ты вроде и так под Солнцем весь день – ни кола, ни двора рядом.
– Я не под Солнцем. Под Солнцем – это когда и в дождь, и в ночь греет, место тёплое имеет.
= И кто ж Оне, кто место под Солнцем имеет?
– Можно сразу сказать: тот , кто достоин!
= То есть кто обладает достоинствами,  но какими? Сколькими?
Кто и как эти достоинства оценивать будет?
И по каким таким достоинство-наделяющим основам,  Хритериям по-научному.
– Так это ж ежу понятно: по тем, что важнее всем.
= Почему всем? Может только тем, кто претендует на это место под Солнцем? Мне вот ваше место  не нужно. И потом каковы пределы этого места под Солнцем?
Стена крепостная или остров какой похолодней, где полгода Солнце не заходит?
– Получается: не стоит бороться за место-то, ежели такое могут предложить?
Полгода под Солнцем, да на Севере!
= Ну, почему ж? Определим место под Солнцем как хорошее место,
скажем, земной рай – это там, где хорошо и нет ограничения ничему хорошему,
то есть нет преград, кроме преград для пути в ад, конечно.
– Так в ад - это нехороший путь, правда, денежный.
= По тебе видно, что ты денежным путем и начал было ползти.
– Почему ж ползти?
= Потому что идти в ад могут только глупцы, а ты, судя по свободе  твоей – уж точно не глуп.
– Что верно, то верно, свобода – самое большое богатство человека.
= Свобода мыслить?
– Да нет, свобода мыслить – это не свобода, это желание… что-то делать, что-то строить, что-то ломать,
кого-то съесть – это у нас от предков мышление такое,
поэтому свобода мыслить – это атавизм, причём доисторический.
= Звериный, что ли?
– От зверей достался: кто урвёт побольше, тот и сыт – грабёж ведь такая свобода мышления,
а потому умное мышление всегда с ограничением желаний неразумных связана.
= Получается, нет свободы нормальной?
– Для добывания любой свободы везде нужны знания, да труд, чтоб свободно шагать, но не в пропасть,
 свободно воду пить, но не заразную,
свободно дышать, но не где яды с дымом выбрасываются,
 свободно жить, но где детей в домах гарью травят, как в наших столицах ненаглядных,
где гари этой от машин на сто столиц накопили.
Сами же правители бывшие до инженеры неизобретательные эту гарь и привнесли.
= Так давай запретим гарь!
– А как?
= Просто, людей в леса да вокруг полей поселим,
а правители пусть сами себе на хлеб в столице зарабатывают.
– А от ворога кто будет защищать, армию кто будет создавать, да обмундировывать,
чтоб последнюю свободу – дышать – ворог петлёй не перекрыл?
= А есть ли ворог-то?
– Ещё как есть. И всем им свободу подавай, да какую – жить лучше всех -
богаче всех, выше всех, вот только откуда для этого людей взять, чтоб всё это им делали?
= Есть у них эти люди, да вот память у них отшибли – память о свободе, -
о свободной хорошей жизни, когда все и сеяли, и меч рядом был у них же.
Свободный человек был и сеятель, и воин, и семьи опора.
А как стали вождей себе думных выбирать, новое оружие выдумывать, огнём людей жечь,
да смертной казнью пугать, так и кончилась свободная жизнь.
– Умно мыслишь! И желания от начальных мыслей верные,
только вот свобода – это когда все счастливы рядом.
Потому нищий хоть и свободен от еды и денег,
но счастья нет, а значит несвободен он, пленён от нищеты желаний.
Хорошие желания всегда главное, но очень хорошие –
это когда ещё и можешь их в жизнь претворить, но в хорошую жизнь,
а не на плантациях Штатовских!
Есть хорошие желания – хорошо, богато, нет – нище, небогато.
= Что верно, то верно!
Но главное – говори достоверное!
….(Продолжение следует, когда цыганский табор за нами с песнями последует)
_______


Рецензии