Исида

Рассказы об Исиде и Осирисе многочисленны, существует много версий, например, можно использовать дошедший до нас пересказ Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), но не только. Версии и история богов Египта менялась в течение его развития, а это 3 тысячи лет и 30 династий. Свои источники я приведу в конце поста.
По Плутарху: Осирис и Аруэрис произошли от Гелиоса, Исида - от Гермеса, а Тифон и Нефтида - от Крона. Во избежание путаницы, я заменю Тифона на Сета, Гора на Хора, Гермеса на Тота во всех текстах.
   История такая: из первоначального хаоса появился первозданный Холм, из этого Холма поднялся бог Атум из ничего, по другой версии он плавал в водах первозданного хаоса, пока ему не надоело, и он сам из себя сотворил двух детей, Шу (воздух) и Тефнут (влага), а те родили бога Геба (земля) и богиню Нут (небо). Заметим, что Атум воплощал в себе как женское, так и мужское начало.
   У Геба (будущий Ра) и Нут было четверо детей: две сестры Исида и Нефтис, и два брата Осирис и Сет. Исида и Осирис были братом и сестрой, а также мужем и женой, очень любили друг друга и создали цивилизацию. По Плутарху: «Рассказывают, что Исида и Осирис, полюбив друг друга, соединились во мраке чрева до рождения».
    «Рассказывают, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов; а потом он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и всевозможной музыкой. Поэтому греки отождествили его с Дионисом».
   Потом Осирису всё слегка надоело, и он отошёл от дел, а в это время Сет наслал песчаные бури. Вообще, он очень завидовал брату и его успехам, и однажды решил его погубить. Сет замерил размеры тела Осириса, когда тот спал, и соорудил по мерке специальный гроб. На одной из пирушек богов Сет предложил всем примерить этот гроб, а кому подойдет – он подарит этот чудесный гроб. Ну, ок, стали примерять, а Осирис подошёл и лёг в гроб, как влитой. Хитроумный Сет закрыл крышку, заколотив ее снаружи гвоздями, залил горячим свинцом, затащил гроб в реку и пустил в Нил. Теперь устье реки и теперь еще египтяне зовут ненавистным и мерзким (по Плутарху). Таким образом, Осирис первый в истории умерший бог, это мёртвый бог – просто задумайтесь. Для египтян же никакого ужаса в этом не было, ну умер – и умер, странно было бы, если бы бог или фараон заболели. И еще: теперь понятно антропоморфная форма египетских гробов.
     Но Исида спасла Осириса, вернула гроб назад и вытащила брата-мужа.  Сет же не успокоился, поймал брата, разрезал его на 13 частей (по другим версиям на 40 или 48 частей), и раскидал эти части по всему белому свету, причем, подлец, отрезал брату фаллос и выкинул его в Нил. Там его съели рыбы, поэтому в дальнейшем жрецы Осириса не ели рыбу, потому что боялись съесть член своего бога. Исида собирала мужа по частям, и когда собрала полностью, создала всю эту конструкцию, а фаллос приделала глиняный.
    Исида смогла оживить Осириса, но лишь ненадолго, она хотела зачать своего сына, и это ей удалось. Так что, Осирис – это первый оживший бог, но ему пришлось возвратиться в царство мертвых. Сына он успел себе сделать, и это был Хор, который посвятил свою жизнь противостоянию с Сетом, убийцей отца (и дяди). Непрекращающаяся война между Хором и Сетом – основная линия всей дальнейшей истории Египта, ведь Хор – покровитель фараонов.
      Исида бежала в болота Нижнего Египта и в виде коровы спряталась от преследователей Сета на плавучем острове Хеммис (егип. Akh-bity «папирусовые заросли фараона Нижнего Египта»), где родила Хора. Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал). Исида выступала на стороне сына в его противостоянии с Сетом за трон, но также из добрых сестринских чувств иногда приходила на выручку брату Сету.
    Потом, как гласит предание, Осирис, явившись Хору из царства мертвых, тренировал и упражнял его для боя, а затем спросил, что он считает самым прекрасным на свете. Когда тот ответил: отомстить за отца и мать, которым причинили зло, снова спросил, какое
животное кажется ему самым полезным для того, кто идет на битву. Услышав в ответ от Хора «конь», он удивился и стал допытываться, почему конь, а не лев. Тогда Хор сказал, что лев нужен тем, кто нуждается в защите, а конь нужен, чтобы отрезать и уничтожить бегущего врага. Услышав это, Осирис обрадовался, ибо Хор был совсем готов для борьбы. И рассказывают, что, в то время как беспрерывно многие переходили на сторону Хора, явилась к нему и наложница Сета Туэрис и что змею, которая ее преследовала, убили друзья Хора; и до сих пор в память этого бросают веревку и перерубают ее посередине. Что касается сражения, то оно будто бы продолжалось много дней, и победил Хор. Исида же, получив скованного Сета не казнила его, но развязала и отпустила. У Хора не хватило терпения снести это: он поднял на мать руку и сорвал с головы ее царский венец. Но Тот (Гермес) увенчал ее рогатым шлемом. Затем Сет предъявил Хору обвинение незаконнорожденности, но при защите Тота (Гермеса) Хор был признан богами законным сыном, а Сет потерпел поражение еще в двух битвах. Осирис же сочетался с Исидой после смерти. Это по Пдутарху.
    Мне не хочется рассказывать про измену Осириса с Нефтис, тем более, что как утверждают боги, это произошло по ошибке или недоразумению. О его расчленении забыли, но был он расчленен или нет, после совей смерти он стал отцом Хора, родившегося у Исиды. Уже во времена 12 династии (около 2500 г. до н.э.) поклонение Осирису стало почти всеобщим, а спустя тысячу лет он стал национальным богом. Ему приписали атрибуты великих космических богов, он считался не только богом мёртвых, но и создателем мира и всего сущего. Он, бывший сыном Геба (Ра), оказался равным ему и занял место рядом с ним на небесах.
    Исида – богиня природы, после того, как ей удалось воскресить мужа при помощи магического заклинания или чего-нибудь ещё, ее стали называть «владычицей волшебства». Странствия Исиды в поисках частей мужа, муки зачатия и рождения Хора и тяготы его воспитания в тростниковых топях Дельты, а также преследования врагов Осириса, сделал из Исиды образ «божественной матери». Эта ипостась воплотилась в тысячах статуй, представляющей Исиду кормящей грудью младенца Хора, которого она держит на коленях. И здесь конечно вспоминается Богоматерь Иисуса Христа и её культ, об этом напишу как-нибудь.
Из цикла «Богини»
1. Эрнест А.Уоллес. «Египетская религия. Египетская магия». М.,2003
2. Плутарх. «Об Исиде и Осирисе», Эксмо, 2007
3. Ямвлих. «О египетских мистериях», М., Алетейа, 2004
4. Е.А.Уоллес Бадж. Египетская книга мертвых. М.,2002
5. Лекции историка Bushwacker на Youtube
Фото:
Исида стоит позади Осириса в храме Обидос
 
19.3.2023


Рецензии