Одинокий ребёнок. Рассказ

   Зимний выходной день. Январь не радует обилием снега.Выдались дни аномальной оттепели и пышные декабрьские сугробы осели, потом подтаяли. Последовавший небольшой мороз образовал на дорогах уродливую наледь, что затрудняло безопасное передвижение пешеходов. Солнышко ушло в затяжную спячку. И смотря на потемневший, заскорузлый снег, казалось, что на дворе март и до весны подать рукой. На улице в утренние часы редко можно встретить прохожего, тем более гуляющих людей. По количеству освещенных к полуночи окон можно понять, что в выходные дни люди позже ложатся и позже встают. А в советское время, когда не существовало интернета, родители с детьми больше проводили времени на свежем воздухе и после раннего завтрака выходили на первую прогулку. С горок катались на санках, дощечках, а на пруду, на очищенных от снега пятачках, бегали на коньках. А в настоящее время на благоустроенном небольшом катке только ближе к вечеру можно увидеть горстку детей.
   Вот такие мысли пришли к ней, когда она прогуливалась после обеда. А вечером, словно в продолжение, из копилки памяти выплыли воспоминания о ребёнке, которому очень не хватало таких прогулок.
    Шли девяностые годы прошлого столетия. После развала СССР многие лишились работы. Оборонное предприятие, на котором она трудилась инженером, не получая государственные заказы, перестало существовать. Его помещения сдавались в аренду предпринимателям. Сколько людей погибло в годы перестройки, не сумев приспособиться к новым реалиям жизни! Выжили те, кто, забыв про гордость, не чурался никакой работы. 
   Однажды ей позвонила подруга и предложила надомную работу у приятельницы её дочери. Так она познакомилась с образом жизни одних из представителей московской элиты. Семья состояла из трёх человек. Отец семейства работал служащим, а мать считалась домохозяйкой. Сынишка Никита посещал детский сад. В обязанности домработницы входило: уборка, стирка, глажка, мытьё посуды, вынос мусора…
   Женщине хорошо запомнился один день из жизни молодой семьи. Это было первого сентября. Никита пошёл в первый класс. Она стала свидетелем того, как всё семейство первоклассника - родители, бабушки и дедушки с обеих сторон - дружно появились в квартире после торжества в школе. Празднество дома состояло во вручении ребёнку  разных по величине красочных коробок с играми. Затем старшие родственники дружно удалились. Тут же последовало мамино пожелание, чтобы сын отправлялся в свою комнату. Домработница как-то попыталась оправдать поведение взрослых,  но вспомнив потерянное выражение лица мальчика, засомневалась: «А первая ли это, нанесённая ему обида и не пытаются ли взрослые заменить внимание подарками?". Никита не посещал продлёнку, поэтому в дни уборки бывал дома, а его комната убиралась в первую очередь, пока он был в школе.  Коробок с играми было множество, но часто они пустовали.  А разложить игрушки по местам женщине одной было сложно. И однажды, не найдя нужную игрушку, расстроенный мальчик потребовал её найти. Она спокойно объяснила, что он сразу найдёт любую игрушку, если сам положит её в определённое для неё место. На этом конфликт был исчерпан.
   В один из дней хозяйке на дому делали маникюр и прочие косметические процедуры. Вскоре на пороге появилась её мать, чтобы, как оказалось, тоже воспользоваться теми же услугами. Никита постоянно выглядывал из проёма двери комнаты, ожидая, когда бабушка освободится. На просьбу с ним поиграть та ответила отказом, сказав, что у неё нет времени. Внук просьбу не повторил и понуро возвратился в комнату.
   В один из рабочих  дней  хозяйка отлучилась из дома, но вскоре позвонила с просьбой побыть с ребёнком до её возвращения. Задержка вылилась в два часа и когда Никита узнал, что мамы нет дома, а домработница освободилась, то попросил с ним поиграть.  Она заметила, что он долго не задерживался на одной игре, словно боялся, что ей станет неинтересно, и она уйдёт домой.
   В следующий раз Никита с игрушками расположился в большой комнате, чего раньше никогда не делал. Женщина попросила убрать игрушки, так как нужно было помыть полы, на что он ей ответил: «Вы их и уберите!». Она попыталась ему объяснить, почему не будет этого делать: «Я могу убрать, но давай с тобой договоримся, что если ты, играя,  не найдешь что-то тебе нужное,  меня обвинять больше не станешь». Вероятно услышав наш разговор, вошли родители, но молча постояв минуту, удалились в свою комнату. А мальчик меня услышал и всё с пола убрал сам.
   По дороге домой женщина, проанализировав поведение ребёнка, поняла, что в нём жила надежда на то, что вдруг домработница снова с ним поиграет? «Милый Никита, прости меня неразумную» - всю дорогу крутилось у неё в голове.
   В этот вечер она долго не могла заснуть. Вспоминала разговор со своей подругой, в котором та отзывалась о Никите, как о неуправляемом, нервном ребёнке. А женщина видела одинокого, лишённого внимания маленького мальчика. И про себя пообещала ему, что вопреки усталости, обязательно с ним будет находить немного времени поиграть.
   В следующий раз хозяйка загрузила её больше обычного, попросив напечь им ещё и блинов. Когда она вышла одеться в прихожую, из комнаты выбежал Никита и бросился к ней. Его ручонки обхватили её. Крепко прижавшись и заглядывая ей в глаза, он спросил: « Бабушка, вы ещё придёте?». Она пообещала. Нужно было видеть возмущённое выражение лица матери мальчика - приподнятые брови, а в глазах читался вопрос: « Как такое могло случиться, что её сын бросился в объятия не родной, а чужой бабушки?».  Домработница заметила движение в её сторону. Похоже, что у матери было желание оторвать ребёнка от неё, но она сумела погасить свой порыв…
   На следующий день ей позвонила мать Никиты и отказала в работе. Так женщина не смогла сдержать своего слова, данного мальчику. О чувствах ребёнка она боялась даже подумать. Подруга не разделила её сожаления в создавшейся ситуации, продолжая со слов своей дочери критиковать мальчика. А она увидела ребёнка, которому недоставало внимания родных людей и были не в радость «золотые» игрушки, в которые он всегда играл один. Поэтому объяснимо его отношение к ним. Мальчики обычно разбрасывают, ломают игрушки, а девочки в этом случае портят куклы: разрисовывают лица, рвут одежду. Такие дети не чувствуют любви окружающих людей.  Разве могут они любить, беречь свои игрушки?   
   Она долго сидела у окна, наблюдая за единичными фигурками детей на катке.   
В голове вертелся вопрос: «Каким ты вырос, Никита?». И ей очень хотелось верить, что несмотря ни на что, он счастлив!         


Рецензии
Дорогая Люся, как Вы хорошо и пронзительно описали ситуацию и характеры участников событий. Вроде бы обычные дела, но - сколько нюансов для внимательного и доброго сердца...Конечно, малыш нуждался во внимании и доброте, и женщина это увидела и почувствовала, как и малыш ощутил её доброе внимание...Не могла этого не увидеть и "хозяйка", но её уровня хватило только на ревность, не более.
Да уж, художник-педагог в 90-е вынужден был работать маляром, чтобы сохранить стаж...было дело, сейчас преподаёт в вузе...
С искренним уважением и признательностью - Лариса.

Лариса Оситян   19.03.2023 02:59     Заявить о нарушении
Милая Лариса! Спасибо за прочтение и приятный отзыв. Да, время было тяжёлое, но не было войны... Будьте здоровы! С искренним вам душевным теплом,

Люся Моисеенко   19.03.2023 15:06   Заявить о нарушении