Об одном поэтическом откровении П. А. Вяземского
Несмотря на то, что произведение написано более 160 лет назад, создаётся впечатление, что речь идёт о признаках событий нашего времени.
Послушать: век наш – век свободы,
А в сущность глубже загляни –
Свободных мыслей коноводы
Восточным деспотам сродни.
У них два веса, два мерила,
Двоякий взгляд, двоякий суд:
Себе даётся власть и сила,
Своих наверх, других под спуд.
У них на всё есть лозунг строгой
Под либеральным их клеймом:
Не смей идти своей дорогой,
Не смей ты жить своим умом.
Когда кого они прославят,
Пред тем – колена преклони,
Кого они опалой давят,
Того и ты за них лягни.
Свобода, правда, сахар сладкий,
Но от плантаторов беда;
Куда как тяжки их порядки
Рабам свободного труда!
Свобода – превращеньем роли –
На их условном языке
Есть отреченье личной воли,
Чтоб быть винтом в паровике;
Быть попугаем однозвучным,
Который, весь оторопев,
Твердит с усердием докучным
Ему насвистанный напев.
Скажу с сознанием печальным:
Не вижу разницы большой
Между холопством либеральным
И всякой барщиной другой.
16 мая 1860
В этом поэтическом откровении Петр Андреевич Вяземский совершенно точно отметил главный принцип либерализма – абсолютное неприятие иной точки зрения, иного образа жизни, иного мировоззрения. И это в середине 19 века, когда либеральная идея воспринималась большинством представителей общественной жизни чуть ли не как светлая поэзия политической деятельности. Своим проницательным творчеством и точным словом поэт в 32 строчках стихотворения нарисовал довольно неприглядную картину всех главных проявлений либерализма в жизни общества и государства. Жаль, как это часто бывает, большинством услышан не был. И деспотическая, по сути своей, либеральная идея, облечённая в форму светлой мечты, продолжила завоёвывать умы и сердца. А ведь, проникнув в глубинный смысл тезисов «свобода – есть отреченье личной воли», «своих наверх, других под спуд», можно было ужаснуться от предчувствия последствий практического осуществления этих идей. Не в них ли корень того общественно-политического и государственного явления, которое нам известно сегодня под именем «фашизм»? А формулы «не смей жить своим умом», будь «попугаем, усердно твердящим насвистанный ему напев» и «пред тем – колена преклони» (вспоминаются некоторые недавние события) не свидетельствуют ли о жёсткой установке либерализма на насильственное определение образа жизни, мыслей и верований? Не проявление ли это тоталитаризма в его либеральном обличии? Невольно напрашивается мысль: либерализм – скрытая, тщательно и искусно завуалированная форма диктатуры.
Сегодня, оглядываясь назад и анализируя прошедшее, мы ясно понимаем, что фундаментальным принципом либерализма, так талантливо отмеченным Вяземским П.А., давно руководствуются все направления либеральной мысли. И это присуще не только нашему «демократическому» времени. Уже в событиях древней истории можно найти признаки действия этого принципа. Только тогда не было у него названия «либеральный». Присущий либерализму принцип превознесения себя и невосприятия иного противоположен всеобъемлющей любви, и его метафизические корни произрастают из древней гордыни противления Богу, Творцу мира. Потому то столь непримиримы либерализм и его последователи ко всему, что связано Богом, Его заповедями и религиозной традицией. В этой связи вспоминаются слова Фёдора Михайловича Достоевского, что либералам ненавистны не злоупотребления властей, даже не самые власти, а ненавистна сама Русь, ненавистен христианский склад её жизни и народных понятий.
Не были услышаны предостережения многих русских мыслителей 19 века, и либералы со своими последователями привели человечество в 20 веке к глобальным кровавым катастрофам. Но «не весь ещё развёрнут свиток». Что готовят нам либералы современные? Возможно что-то такое, когда, как говорится в Священном Писании, люди будут искать смерти и не найдут её, потому что она убежит от них, а Земля и все дела её сгорят в огненной буре страстей человеческих.
Либерализм в наши дни принял характер ментальной эпидемии, в результате действия которой у человека полностью разрушается живое человеческое мировосприятие, и разум попадает под власть уродливых химер безумного созерцания. В либеральном существе практически исчезает личность, и оно становится инструментом и носителем либерального фашизма. Поэтому, как не тяжело об этом говорить, обезличенное либеральное существо по отношению к человеческим ценностям не может действовать иначе, как разрушая и уничтожая их. Идеальная среда для формирования движущей силы любых переворотов и революций.
Эффективная борьба с либеральным тоталитаризмом не может быть только борьбой с инструментами и носителями этого уродливого мировосприятия. Главным образом это должно быть духовное противодействие тому, что исходит от первого либерала мира сего, отца лжи, человекоубийцы и его последователей – сынов противления.
Свидетельство о публикации №123031604774
Как у нас превозносились эти ценности с началом перестройки. Но и тогда были критически мыслящие Люди, но их никто не хотел слушать.
Ваше произведение заставило задуматься еще вот о чем - как-то быстро толпа может менять свои неопределенные идеи. Впрочем, это уже другая тема, на которую есть замечательные стихи. С добром, Наталья.
Наталья Викторовна Никитина 18.04.2023 11:47 Заявить о нарушении
Неопределённые идеи потому и подвержены быстрой сменяемости по причине, как Вы верно подметили, своей неопределённости. Каждый воспринимает их так, как ему хочется, и так же дальше действует. А умелые манипуляторы групповым сознанием и восприятием вовремя вкладывают в популярную неопределённую идею нужное содержание и направляют действие толпы в нужную сторону. Так и творятся социальные катаклизмы.
Некая красивая неопределённая идея, в некоторых случаях, может содержать в себе откровенно противоположный смысл. Вспомните: "Не умрёте, но будете как боги." Последствия этой иллюзии хорошо известны. Прислушаемся к поэтическим и философским прозрениям и откроем сердце своё Премудрости Божией!
С Уважением!
В.П.
Василий Платонов 23.04.2023 20:07 Заявить о нарушении