Микеланджело говорил

Микеланджело говорил: Господь Бог не видит нашу одежду, он видит душу и
тело обнажёнными. Поэтому все обнажены на фреске. Всё происходит перед
нами, как перед очами Господа.

Обнажённые юноши целуют друг друга в губы и крепко обнимаются. Юноша
лобызает старика в бороду. Официальное истолкование этих сцен – встреча
родственников после нового обретения плоти.

Скорее всего, мастер просто дал волю собственным эротическим фантазиям
и сексуальным предпочтениям. Чего стоит один только мускулистый
красавец, показанный в сильном движении со спины, с пышными, крепкими
ягодицами.

Ещё более откровенные фигуры и целые группы старательно драпировал
другой художник – Даниэле да Вольтерра, прозванный “исподнишником”.
Если вдуматься, Микеланджело изначально обрёк свою фреску или на
уничтожение, к чему многие церковники призывали, или, в лучшем
случае, на известную проработку.

Есть же пределы дозволенного и допустимого в публичном пространстве!

В 90-х годах прошлого века масштабную реставрацию росписей произвели
японцы. Задача состояла в очистке фрески от вековой копоти и других
загрязнений, а также в закреплении штукатурки. Реставраторы сняли
позднейшие записи и наслоения. В правой части алтарной стены
обнаружилось нечто любопытное: мускулистый чёрт злодейского вида тащит
грешника в ад, ухватив того за мошонку. Эту сцену снова скромно прикрыли
ворохом тряпья по распоряжению папы римского.

Св. Симон и св. Екатерина – самая скандальная группа. Художник изобразил
их в позе животного совокупления. Поворот головы Симона впоследствии
изменили, чтобы перенаправить его внимание. Обе фигуры одели.
Об их первоначальном виде можно судить по копии XVI века.
 
Ангелы держат книгу со списком всех живших когда-либо людей. Это значит:
“никто не забыт”, все явятся на Страшный суд.

Другие ангелы плотной группой несут на небо колонну, возле которой
бичевали Христа.

Говорят, Микеланджело не видел обнажённых женщин. Так называемые
“добропорядочные женщины” – одна из частей фрески. К атлетичным мужским
фигурам он просто приставлял груди, а пенисы и мошонки заменял гладким
лобковым треугольником. Так у мастера получались фемины. Впоследствии
их тоже задрапировали.

С Варфоломея живьём содрали кожу целым куском и затем били по оголённым
мускулам палками и сыпали соль. Лицу святого мастер придал собственные
черты. В кожах художник, занимавшийся анатомированием, точно знал толк.

Варфоломея по характеру мученичества считали своим покровителем
скотоводы, кожевники, мясники, перчаточники, а также торговцы солью.

Плафон капеллы Микеланджело расписал тридцатью годами ранее.
Он изображает Бога в “интересном пространственном положении”
в момент, когда давно уже не получал оплату за свой мучительный труд.
Более того, папа римский Юлий II серьёзно болел и художник опасался,
что работа останется без вознаграждения. Возможно, в момент написания
фрески жизнь повернулась к мастеру так же, как Господь повернулся к зрителю.

25. 10. 2022


Рецензии
Картину я подробно рассмотрела,
И все нюансы сразу поняла.
Коль Дмитрий взялся за такое дело -
Как будто бы в музее побыла.

Галина Пенькова   14.03.2023 11:19     Заявить о нарушении
По-хорошему, нужно бы к каждой из описанных сцен приложить крупную иллюстрацию. Тогда впечатление было бы полным. Но мне пришлось ограничится общим видом, панорамой, где трудно что-либо различить.

Дмитрий Постниковъ   14.03.2023 11:26   Заявить о нарушении