Актёры, ушедшие рано Олег Даль Часть 9

                ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ

                ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА

           ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ПРИНЦА  ФЛОРИЗЕЛЯ
           **********************************
           Роль искателя приключений принца Флоризеля из телефильма Евгения
  Татарского"Клуб самоубийц" или Приключения титулованной особы" оказалось по
  словам кинокритика Натальи Басиной "Царской забавой",доставшейся Олегу Далю в
  конце жизни.Татарский называл Олега одним из "главных принцев советского кино.
  Рассказывая о работе над фильмом,как о свободном творческом процессе (" Я
  купался в этом материале").Однако Елизавета Апраксина вспоминала о проблеме,
  связанной с участием актёра в картине.

  Так во время сочинской киноэкспедиции Олег Даль отказался выходить на съемки,
  потому что его костюм(самого,согласно сценарию элегантного мужчины Европы)был
  подобран артисту в старых костюмированных цехах,выглядел изношенным,и не
  подходил по размеру - пришлось даже скреплять его булавками.Олег Даль объясняя
  свой "демарш" заметил,что одеяния его героя должны быть образцом изысканности
  и после выхода фильма на экран войти в повседневную моду.Проблему удалось
  решить с помощью Беллы Маневич,прежде работавшей с актёром в нескольких
  лентах.Она сумела найти подходящие одежды для его Флоризеля.
  Фильм был представлен зрителям в начале января 1981 года и сразу стал,по
  словам кинокритика Лидии Масловой одним "из главных ленфильмовских
  телевизионных шлягеров".Михаил Козаков в ходе первого просмотра фильма
  "Приключения принца Флоризеля" зафиксировал неровную игру Олега - эпизод,в
  котором чувствуется точное попадание в образ,чередуется со слабыми сценами:
  "как нередко у него в последнее время",не сводятся концы с концами,путает
  краски".
  Сам Олег Даль в интервью корреспонденту "Недели" Эдуарду Церковеру сообщил,
  что киноистория про Флоризеля - это хитроумная детективная притча с юмором и
  сарказмом.И свою роль актёр воспринимал,как красочный сон:Во сне ведь мы
  бываем кем угодно:и Флоризелем и Мастером и Маргаритой,и парим под крышами, и
  одной левой передвигаем гору".

  НЕЗВАНЫЙ ДРУГ
  ****************
  Картина Леонида Марягина "Незваный друг" стала последней работой в
  кинобиографии Олега Даля.Утверждение актёра на роль учёного - химика Виктора
  Свиридова проходили с определёнными сложностями.Они были связаны с тем,что
  годом ранее Олег,приступивший к съёмкам в фильме Александра Митты "Экипаж",
  через деве недели отказался от роли бортинженера Скворцова(в картине его
  сыграл Леонид Филатов)."Демарш" Олега возмутил заведующего актёрским отделом
  "Мосфильма" Адольфа Гуревича;после инцидента появился негласный циркуляр,
  согласно которому артисту было запрещено в течении трёх лет сниматься на этой
  киностудии.Тем не менее режиссёру А.Митте удалось добиться участия Олега в
  своей ленте.Натурные съёмки проходили в сентябре 1980 года в Феодосии.

  Как вспоминает исполнительница роли Киры Ирина Алфёрова - "Неприкаянный герой
  Олега - в стареньком свитере,драных джинсах" - был внутренне близок  актёру."
  Режиссёр в свою очередь рассказал,что Олегу Далю в процессе работы не хватает
  драматического материала и он приносит на съёмочную площадку собственные
  зарисовки,сделанные накануне.Так в сцене Свиридова с Кирой актёр добавил
  рассказ о некоем студенте Косте Кошкине,который приходя в ресторан,просил
  официантку поставить на стол сначала бутылку вина,а затем "буханочку хлеба и
  ещё ведро горчицы")(и то и другое подавалось в советских заведениях общепита
  бесплатно).

  Последнее публичное выступление Олега Даля состоялось в Политехническом Музее
  25 февраля 1981 года,во время представления картины "Незваный друг",обращаясь
  к зрителям актёр сказал:" Мне скоро сорок лет".<...> У меня нет никаких
  званий.Я не имею никаких наград.У меня нет личной машины и персональной дачи.
  Но,у меня есть любимая женщина.Если бы я занимался ещё алхимией,как мой герой,
  то наши биографические переплетения были бы куда теснее.Остальное вам
  расскажет режиссёр."
  Из - за плохого самочувствия Олег даль покинул Политехнический Музей сразу
  после выступления.Присутствовавшая на презентации Вия Артмане за кулисами дала
  артисту таблетку валидола,а генеральный директор "Мосфильма" Николай Сизов (
  который по уточнению Александра Иванова относится к Олегу доброжелательно и не
  включил его в чёрные списки)с запретом на работу)проводил Олега до выхода из
  здания  и посадил в такси.

  ЛЕРМОНТОВ в ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ДАЛЯ
  ************************************
  Желание сыграть Печорина,озвученного Олегом Далем в юношеские годы
  осуществилось два десятилетия спустя.В 1975 году Анатолий Эфрос поставил
  телеспектакль "Страницы журнала Печорина",в котором участвовали Олег даль(
  Печорин)и Андрей Миронов(Грушницкий).Специфика телепроизводства по словам
  Эфроса ограничивалась режиссёрскими возможностями,поэтому мизансцены
  приходилось выстраивать на небольшом пространстве:Нет ни воздуха,Ни Машука,
  всё стиснуто как - то".Тем не менее Олег Даль остался доволен результатами.

  Благодаря поддержке лермонтоведа Ираклия Андронникова проблем со спектаклем не
  возникло.В том же 1975 оду он был показан по телевидению и вызвал немало
  откликов.Как писала Наталья Галаджева,после первого показа  реакция многих
  телезрителей был близка к возмущению:"Такого холодного,доведённого до
  автоматизма Печорина принимать не хотели".

  Объяснение бесстрастных свойств герою,было дано в киноведческих изданиях тех
  лет.Обозреватель газеты "Советский фильм"(1976 год №4)Дмитрий Шацилло писал,
  что Печорин в трактовке Олега Даля "пронизан светом высокого,чуть холодного и
  неизменно критичного ума",а "интеллектуальное освещение"образа восходит к
  поэзии Лермонтова.По мнению театрального критика Константина Рудницкого
  Печорин в исполнении Олега Даля мало напоминает бретёра,играющего с судьбой в
  рулетку: "Перед нами сумрачный мыслитель и наблюдатель,старающийся понять
  самого себя,разгадать причины бедствия,которое его постигло."
  Включённое в канву спектакля лермонтовского произведения "И скучно,и грустно,
  и руку некому подать..." не воспринимается как вставной поэтический номер,
  потому в исполнении Олега Даля стихотворные строки звучат,как прозаический
  монолог Печорина.
  "В них слышна мизантропическая мрачность."Это слова человека,утратившего
  всякий вкус к своеволию и радостям бытия."

  Пять лет спустя,в октябре 1980 года Олег даль был приглашён в телецентр
  "Останкино" для участия в передаче "Поэзия Лермонтова".После репетиции
  состоялась павильонная съёмка,во время,которой актёр прочитал девять
  лермонтовских произведений.По окончании съёмки сотрудник Студии указал на
  необходимость перезаписи,потому что,в одной из заключительных строк стихов
  "Смерть поэта" Олег произнёс слово "судия"(Есть грозный судия:он ждёт)",тогда
  как ряд лермонтоведов,включая Андронникова считают,что в авторском варианте
  присутствует слово "суд".Отсылки Олега Даля к авторитету Бориса Эйхенбаума(
  деда Елизаветы Апркасиной)редактировавшего в 1948 году четырёхтомное собрание      
  сочинений Лермонтова,результата не принесли.Не стал аргументом и изданный в
  1974 году сборник произведений поэта,в котором слово "судия" стоит на своём
  законном месте.
  Поскольку этот производственный эпизод,"по признанию актёра вывел его из
  рабочего и человеческого равновесия" Олег Даль письменно обратился к
  Заместителю председателя Гостелерадио СССР Стелле Ждановой с просьбой о
  вмешательстве.Два дня спустя Жданова направила письмо артиста в редакцию
  литературно - драматических программ телецентра с пометкой:"Теперь получается,
  Что Даль - кругом прав.Очень глупо,товарищи!И некрасиво".Восемнадцатого
  октября 1981 года передача "Поэзия Лермонтова" с участием Олега Даля вышла в
  телеэфир.
  В письме Ждановой Олег даль упоминал о том,что совместно с режиссёром
  Екатериной Еланской готовит моноспектакль по лермоновской поэзии,который
  должен состояться в Концертном зале имени Чайковского.Замысел спектакля ,
  построенный по принципу реквиема,при жизни актёра остался неосуществимым.

  В 1983 году Елизавета Апраксина принесла  в Государственный литературный Музей
  магнитофонные записи,на которых Олег во время домашних репетиций читает
  лермонтовские стихотворения.Качество записей,сделанные на старой "зашумленной"
  плёнке по словам сотрудников музея было очень плохим,однако пробивавшийся
  сквозь помехи голос Даля "пронзал как током".Специалисты музея потратили
  немало времени,чтобы очистить плёнку от шума,свести воедино текст и музыку,а
  также " угадать ритм и композицию,несостоявшегося моноспектакля.

  В 1986 году фирма "Мелодия" выпустила на основе восстановленной записи
  грампластинку "Олег Даль.Наедине с тобою,брат.."

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                14.03.2023


Рецензии
Хорошие воспоминания о замечательно тонком, редком актёре театра и кино, кто открывал такие душевные миры, куда многим его коллегам было не дотянуться. Подправьте, пожалуйста, написание его фамилии в главе "Лермонтов в творчестве Олега Даля. Всего наилучшего!

Юлиан Юдин   18.03.2023 12:17     Заявить о нарушении