До дна! по-китайски

В коллекцию забавных случаев, которую я собираю, как нумизмат - старинные монеты, я совершенно забыл добавить один случай. Спешу восполнить пробел !

Этот случай - жизненная правда, иными словами, быль. Он произошёл, правда, не со мной, а с моим близким товарищем и многолетним сослуживцем по работе и был мне рассказан им самим.

Я работал тогда в мастерской по изготовлению архитектурных макетов. О приключениях, произошедших в ней, я уже рассказывал в миниатюрах "Зыков, неси аванс!", "За здоровье босса !" и других.

Этот случай связан с тем, что конкурс, объявленный китайскими архитекторами, под названием "Студенческий городок на 20.000 студентов в городе Шеньян" выиграл наш институт. Немаловажную роль в общем успехе сыграл макет.

В связи с этим возникла потребность в доставке макета в Китай. Я должен был лететь в Китай вдвоём с бригадиром мастерской, но в силу обстоятельств лететь не смог. Меня заменил по моей просьбе мой друг архитектор.

После возвращения бригадир рассказал немало интересного о Китае. В числе его рассказов был и эпизод, о котором пойдёт речь.

Я расскажу эту историю от первого лица, так, как её услышал из уст бригадира :

Приняли нас китайцы очень радушно. Китайские архитекторы неплохо говорили по-русски. Многие из них учились когда-то в СССР.

В день приезда нас сразу же после всех мероприятий, касавшихся непосредственно конкурса, усадили за стол, накрытый всевозможными китайскими угощениями.

За столом кроме нас, прибывших гостей, сидело человек десять китайцев. После произнесения различных торжественных слов в духе соблюдения праздничной ритуальности настал момент, когда в большие 200-граммовые стаканы до самых краёв была разлита лучшая китайская водка с красной этикеткой, на которой была изображена площадь Тяньаньмэнь.

(К слову сказать, друзья, одну бутылку этой водки бригадир привёз в качестве сувенира. Мы попробовали её. По вкусу она напоминала самую обычную сивуху )

Итак, водка была налита в каждый стакан. Руководитель китайской группы встал из-за стола и торжественно по-русски, но с известным китайским акцентом, произнёс :"За дружбу ! До дна !"

Я тогда подумал про себя :"Ни хрена себе ! Ай да китайцы ! Так они оказывается пьют не хуже нас !" и спокойно, не колеблясь, опрокинул этот стакан себе в рот. Скромно занюхал выпитое кусочком хлеба, а стакан поставил на стол, чтобы в него могли налить следующую порцию водки.

Ни один из китайцев не последовал моему примеру. Все они отпили из стакана по глоточку и с удивлением, похожим на ужас, смотрели на меня.

Я ничего не мог понять и мысленно задавал себе вопросы : "Почему после такого грандиозного тоста "За дружбу ! До дна !" китайцы спасовали ? Почему до дна выпил только я один ? Почему они смотрят на меня с нескрываемым ужасом, словно чем-то страшно поражены ?"

Хмель слегка ударил мне в голову. Я набрался наглости и спросил у руководителя китайских архитекторов : "Почему кроме меня никто из китайских друзей не выпил до дна ?"

И тут всё выяснилось. Оказывается, что тост  "Пьём до дна !", у китайцев означает, что налитый до краёв стакан, надо выпить до дна в процессе всего застолья. В этом и заключается по китайским представлениям и отчаянный героизм ( ведь надо выпить целый стакан водки !), и доказательство верности в дружбе, и особенное доверие к товарищу и многое другое.

Мне снова налили полный стакан. Но когда был произнесён следующий тост я, забыв обо всём и действуя по привычке, машинально снова хлопнул его до дна. И только с третьего раза стал пить по глоточку, как все китайцы.

Китайцы произносили тосты, по глоточку пили водку, ели и искоса пристально посматривали на меня, наверное, полагая, что я непременно вот-вот должен свалиться под стол после двух стаканов водки и третьего стакана, что выпил вместе со всеми. Наивные ! Закалённый нашим самогоном, я не только не свалился, но был трезвее самых трезвых китайцев до самого конца вечера.

Расставаясь в конце, китайцы восхищённо и горячо пожимали мне руку. По их реакции я понял, что подобного героического застолья в своей жизни им видеть ещё не доводилось.


Рецензии