Материнское сердце. К 80-летию Курской битвы


        Каждую весну, на Пасху, Мария Андреевна с утра приходила на кладбище, где под высоким, раскидистым вязом стоял небольшой памятник с красной пятиконечной звездой. Ей было уже за восемьдесят, но она всегда находила в себе силы прийти на это место. Старушка садилась на скамеечку и подолгу сидела. На памятнике была фотография её старшего сына, а под ней надпись:
        «Нестеров Николай Васильевич, 21.07.1924 – 19.07.1943. Погиб в боях на Орловско-Курской дуге. Могила неизвестна»…
        Время от времени старушка отрывала взгляд от фотографии и, протерев платочком влажные от слёз глаза, всматривалась куда-то вдаль, словно надеясь, что всё это не взаправду, что сын живой и скоро вернётся домой…

                ***
        19 июля 1943 года. Орловское направление, Западный фронт, расположение 20-й мотострелковой бригады 25-го танкового корпуса.
        Вторые сутки корпус вёл упорные бои, наступая на село Знаменское и отвлекая на себя часть вражеских резервов, чтобы помочь войскам 11-й гвардейской армии в отражении контрударов противника юго-западнее Болхова. Враг ожесточённо сопротивлялся, и продвижение вперёд давалось с огромным трудом. За два дня боёв корпус продвинулся примерно на 5-6 км.
        Поздним вечером лейтенант Акимушкин, командир отдельной роты автоматчиков, заполняя в блиндаже лист донесения о потерях, внёс в него ещё две фамилии. Одним из погибших был красноармеец Нестеров Николай Васильевич.

19 июля Николай Нестеров находился в разведке, в глубине расположения вражеских войск. Столкнувшись с большой группой немецких солдат, принял неравный бой. Смерть его дорого обошлась врагу:  он сумел лично уничтожить 26 гитлеровцев и поджечь автомашину с боеприпасами. За этот подвиг приказом командующего корпусом № 06/Н от 16 августа 1943 года он был награждён орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
        Долгое время считалось, что могила его неизвестна, но в сохранившемся донесении о потерях указано, что он был похоронен у деревни Коптево Знаменского района Орловской области, так же как и ещё пятеро бойцов его роты, погибшие с 18 по 20 июля 1943 года. Всего два дня он не дожил до своих девятнадцати лет…

                ***

        … Тёплое майское солнце стояло уже в зените. Ласковый ветерок легонько шевелил на деревьях молодые листочки, весело щебетали птицы, цветущая повсюду сирень наполняла воздух ароматом весны.
        Мария Андреевна поднялась со скамеечки и, подойдя поближе к памятнику, нежно прикоснулась рукой к фотографии сына. По морщинистым щекам покатились две горькие слезинки. Ей, как и многим миллионам матерей, не довелось обнять своих сыновей, вернувшихся домой с фронта. Они, отдав жизнь за Родину, навечно остались там, на полях сражений жестокой и страшной войны.
        Мария Андреевна, мысленно попрощавшись с сыном, отправилась домой. На следующий год она снова придёт сюда. Так будет всегда, пока она жива. Пока бьётся материнское сердце.


Рецензии