Семинар-15 - дневник
Совсем весна началась – небо поголубело, снег тает.
Слуцкий пригласил на семинар Дмитрия Сухарева. Доктор биологических наук – занимается беспозвоночными. (Автор слов к песне «Александра» из к/ф "Москва слезам не верит" и многих других). Читал свои стихи, потом обсуждали – хвалили. Он сказал: «Когда тебя хвалят – приятно, а когда ругают – полезно».
Мне понравились стихи о собаках, о войне, о детстве. Стихи приятные, но неглубокие – до восторга не доходил.
Цикл стихов о животных без участия человека называется «бестиарий». Например, бестиарий Аполлинера.
Слуцкий сказал, что его в молодости называли «нигиствующим эстетом».
Алексей Королёв принёс мои стихи, прочитал. После семинара мы остались. Он: - Как ни странно, стихи мне понравились.
- Почему странно?
- Потому что мне редко нравятся.
Совсем «зарубил» - «Калоши», «Страницы дней…», «Грибы», «Целину» и т.д. – много. У остальных поставил плюсы и минусы – с преобладанием плюсов. «Думал о прохладе» - когда мучает жажда, не думают. Не «много хватили», а лишку хватили. «Амариллис» затянут…
Понравилось «Про одного медведя»: - Может, у вас стихи для детей получаются? Сейчас пишут хуже. Я бы своей дочке лучше такие стихи читал.
В общем, он меня как-то ободрил, разбудил надежду на литературное будущее, которая поддерживала в тяжкие периоды, в армии, не давала упасть духом.
Работать надо, работать – шансы, вроде, есть.
(«Пилите Шура, пилите!», как говорил Паниковский Балаганову - П.С., 27.01.2021)
5.03.75
Вчера был на семинаре Слуцкого.
Выступал переводчик Цетлин – старик уже. С большой долей детскости – местами было даже смешно.
Потом читал стихи Гордон из Одессы - старший брат Гарри Гордона. Стихи о войне – своеобразно, но не удивительно. Пишет плотно, умело. Слуцкий сказал, что в Одессе лучше Гордона о войне никто не пишет.
Очень интересен мне в семинаре Александр Тихомиров – похож на Христа с иконы, у него не лицо, а лик. И говорит прекрасно.
Показал свои трёхстишия в японском стиле нескольким «читателям» - приняли без восторга: слишком архаичная форма; если бы мысли из трёхстиший перевести в рифмованные длинные стихи, то могло бы получиться неплохо. Не согласен, но боюсь упорствовать в заблуждении.
Подожду мнения Лёши Королёва – отдал ему вторую подборку стихов – что-то он скажет? И ещё кому-то надо показать.
7.03.75
У Заболоцкого хоть всё подряд переписывай в записную книжку – великий поэт! В описании ужина из поэмы «Птицы» у меня даже «слюнки потекли»…
Перечитал стихи Бунина в записной книжке и поразился снова: создаётся полный «оптический эффект» всего несколькими штрихами-словами, деталями. Это удивительно!
Ещё Хлебникова и Мандельштама предстоит открыть. Предвкушаю.
9.03.75
Записался в читальный зал библиотеки на Суворовском бульваре (дом Гоголя) – читал 1-ый том Хлебникова 1936-го года издания. Галопом прочитал вступление и биографию и вдумчиво с выписками поэму «Зверинец». И полистал… Добрался я всё-таки до него, гиганта русской поэзии. Теперь буду помаленьку пережёвывать. Вот это поэт! Какая мощь!..
11.03.75
Был на семинаре. Обсуждалась Юлия Сульповар – читала свои стихи и переводы из Пьера Луиса – о нимфе Билитис. Крепко сделано – можно поучиться. Попутно затрагивались общие вопросы.
Слуцкий начал с сообщения о смерти Бахтина: он первый обосновал принцип полифонии у Достоевского – то есть, что Достоевский в романах проводит не одну идею-линию, а несколько параллельных, равноправных. Бахтина открыл Кожинов.
Слуцкий при обсуждении привёл слова Льва Толстого: «Писать стихи - всё равно, что плясать на пашне». То есть, стихи – дело нелёгкое и надо иметь веские основания, чтобы «на пашне заплясать». Но сам Толстой, наверно, другое имел в виду.
Энергично говорил Валерий Краско, что, мол, «поэт должен быть борцом!». Королёв ему возразил: поэзию не надо превращать «в арену для кровопролитий» и об ужасных вещах надо говорить тихо – эффект будет сильней.
Прекрасно говорил Тихомиров и медноволосая в очках Люба Гренадер.
Оппонентами у Юлии были Бердников и Владимир Вебер. Поминали имена Самойлова и Тарковского.
Королёв в перерыве советовал мне почитать Владислава Ходасевича. Напротив моих стихов в подборке наставил минусов, нулей и плюсов. Выделил «Катастрофу». Укрепил, поддержал, ободрил.
Но сам Слуцкий на семинаре меня не замечает. Сижу тихо – учусь, обтёсываюсь.
17.03.75
Краковский очень советовал почитать Платонова и Бабеля. Дал с собой дневник Жюля Ренара - читаю, но восторга нет: его отчаяние и субъективные страдания мне понятны, но струны в душе не звенят – нет резонанса. Да и мыслей особых нет.
А вот Платонова бы надо освоить – критик Турбин говорил, что «проза Платонова преданалитична».
Свидетельство о публикации №123031301702
Сергей Владимирович Жуков 22.05.2023 21:12 Заявить о нарушении
вдохновляющего отзыва. Да, пожалуй, это был один из самых сильных семинаров в стране - уровень впечатлял. Жаль, попал туда под занавес. Слуцкий - мощная фигура, энциклопедист. И как поэт, безусловно. Но я сторонник более лёгкой и гибкой формы, с элементами юмора и иронии. Для меня образец - Алексей А. Королёв (1944-2017) - есть в Сети. У меня есть вторая часть Семинара. Вы дали импульс - буду выкладывать - м.б. кому-то ещё пригодится. С большим уважением! П.С.
Сергеев Павел Васильевич 22.05.2023 18:18 Заявить о нарушении
Сергей Владимирович Жуков 22.05.2023 21:15 Заявить о нарушении
Тоже на стихи смотрю широко: от частушек до причитаний. А ковровские "Всеядионы" от всеядности? Или от единства?)) С лучшими пожеланиями! П.С.
Сергеев Павел Васильевич 23.05.2023 08:39 Заявить о нарушении