Дитя-злодей

   Автор: Евтушенко Евгений Александрович

(фамилия при рождении – Гангнус) (18 июля 1932 [по паспорту – 1933] года – 1 апреля 2017 года) – советский и российский поэт.
 
Евгений родился в семье геолога и поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (по происхождению – прибалтийского немца). В 1944 году, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, поменяла фамилию сына на свою девичью. При оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не по-лучать пропуска, который положено было иметь в 12 лет. Евгений начал печататься в 1949 году, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт». С 1952 по 1957 гг. учился в Литератур-ном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также – за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым». В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего». В 1952 году стал самым молодым членом Союза писа-телей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП. В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают боль-шую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)). Известность полу-чили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиок-ниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантья-го» и другие. С 1986 по 1991 гг. был секретарём правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года – секретарь правления Со-дружества писательских союзов. С 1989 года – сопредседатель пи-сательской ассоциации «Апрель». С 1988 года – член общества «Мемориал». 14 мая 1989 года избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР. В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и умер.


Дитя-злодей встает в шесть тридцать,
литой атлет,
спеша попрыгать и побриться
и съесть омлет.
Висят в квартире фотофрески
среди икон:
Исус Христос в бродвейской пьеске,
Ален Делон.
На полке рядом с шведской стенкой
Ремарк,
Саган,
брошюрка с йоговской системкой
и хор цыган.
Дитя-злодей влезает в «троллик»,
всех раскидав,
одновременно сам и кролик
и сам удав.
И на лице его бесстрастном
легко прочесть:
«Троллейбус –
временный мой транспорт, –
прошу учесть».

Он с виду вроде бы приличен –
не хлюст, не плут,
но он воспринял как трамплинчик
свой институт.
В глазах виденья,
но не бога:
стриптиз и бар,
Нью-Йорк,
Париж
и даже Того
и Занзибар.
Его зовет сильней, чем лозунг
и чем плакат,
вперед и выше –
бесполосный
сертификат.
В свой электронный узкий лобик
дитя-злодей
укладывает,
будто в гробик,
живых людей.
И он идет к своей свободе,
сей сукин сын,
сквозь все и всех,
сквозь «everybody»,
сквозь «everything».
Он переступит современно
в свой звездный час
лихой походкой супермена
и через нас.
На нем техасы из Техаса,
кольцо из Брно.
Есть у него в Ильинке хаза,
а в ней вино.

И там в постели милой шлюшки
дитя-злодей
пока играет в погремушки
ее грудей...


Рецензии