Актёры, ушедшие рано Олег Даль Часть 8

                ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ

                ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА

  "ВАРИАНТ  "ОМЕГА"
  *******************
  Пятисерийный телевизионный фильм "Вариант  "Омега"",по признанию писателя
  Николая Леонова,задумывавшийся,как своеобразный "ответ" "Семнадцати мгновеньям
  весны".Образ волевого выдержанного разведчика из картины Татьяне Леозновой
  показался писателю Леонову неубедительным и он решил(сначала в романе
  "Операция Викинг",а затем в сценарии)создать другой характер" -" живого
  нормального человека,который не хочет,который боится,который не рвётся,а
  наоборот,сопротивляется".
 
  На роль старшего лейтенанта госбезопасности Сергея Скорина Леонов планировал
  пригласить Андрея Мягкова;кроме него,в кинопробах участвовал Георгий
  Тараторкин.Однако режиссёр фильма Антонис Воязос настоял на кандидатуре Олега
  Даля.Объясняя свой выбор режиссёр отмечал,что в "Варианте "Омега"" стремился
  отказаться от стереотипа для советского кино образа разведчика с "волевым
  подбородком,невозмутимым взглядом,строгими чертами лица."Олегу Далю перед
  съёмками была дана рабочая установка:Минимум внешнего действия,минимум
  "детективного" эффекта - максимум игры ума".Николай Леонов в свою очередь
  объяснял Олегу,что его герой - не Штирлиц,а наоборот".

  Сам актёр,отвечая на вопрос о роли Скорина,говорил,что играет Олега Даля в
  1942 году".
  Журналист Борис Пух,общавшийся с Олегом Далем в Таллине(там киногруппа Воязоса
  работает в течении полугода),вспоминает,что Олегу Далю был интересен новый в
  его творческой биографии образ;при этом артист сознавал,что его персонаж ничем
  не напоминает мужественного "рыцаря плаща и кинжала" - это скорее enfant
  terrible,человек,который под давлением обстоятельств вынужден носить маску.В
  процессе работы Олег глубоко погружавшийся в материал,подмечал промахи,
  допускаемые реквизиторами и костюмерами - это касалось неточных деталей при
  подготовке костюмов и аксессуаров,а также ошибки при написании афиш на
  немецком языке.Несмотря на некоторый скептицизм по отношению к ленте Воязоса,
  в 1977 году актёр представил фильм "Вариант "Омега"(наряду с "Королём Лиром" и
  "Плохим хорошим человеком")на 14 телевизионном кинофестивале "Злата Прага".

  "В ЧЕТВЕРГ и БОЛЬШЕ НИКОГДА"
  ******************************
  Действие фильма "В четверг и больше никогда" снятого Анатолием Эфросом по
  киноповести Андрея Битова происходит в заповеднике.Согласно сюжету,герой Олега
  Даля - врач Сергей - на один день,приезжавший в родные места,чтобы навестить
  мать и решить проблемы с влюблённой в него девушкой Варей(Вера Глаголева).В
  Москве Сергей выглядит самодостаточным и уверенным в себе человеком:он
  работает над перспективной темой,пользующейся уважением у коллег,имеет
  "престижную" невесту.В заповеднике с героя спадёт маска внешней
  респектабельности.
  По словам исследователя Риммы Запесоцкой " перед зрителями предстаёт слабая
  незрелая личность.С подростковым поведением " Необходимость взять на себя
  ответственность за девушку из глубинки,которая ждёт от него ребёнка,вызывает у
  Сергея реакцию,близкую к истерике:в момент метаний персонаж,"запутавшийся в
  амурных делах",даже задаётся вопросом:"Может наложить на себя руки?"

  На съёмках,проходивших в Приокско - Террасном биосферном заповеднике,рядом с
  Олегом Далем находилась Елизавета Апраксина.По свидетельству киноведа Виты
  Рамм,прибывшая туда же по приглашению Эфроса,Олег во время работы вёл себя с
  женой достаточно жёстко:он мог к примеру бросить в адрес Елизаветы реплику 
  "Не мелькай".Позже в воспоминаниях Апраксиной Елизаветы Вита Рамм прочитала,
  что резкость О.Даля на съёмках объяснялась характером его героя  и стремления
  актёра,вошедшего в образ,"сбросить напряжение".Столь же резко Олег Даль
  отзывался о реакции коллег на выход фильма "В четверг и больше никогда".

  Картина показалась непонятной и членам худсовета("Таких типов у нас нет") и
  пришедшим на премьерный показ зрителям.Олег,наблюдавший за аудиторией,писал в
  дневнике(17 января 1978 года),что лента Эфроса вызвала у публики "раздражение,
  граничащее с ненавистью".Далее актёр излагает собственные впечатления о
  картине:Настоящая фильма <...> А на мнение нынешних мне насрать.Я сделал то,
  что хотел,и открыл проблему".
 
  ОТПУСК в СЕНТЯБРЕ
  ********************
  В 1975 году,закончивший картину "Старший сын" по одноимённой комедии
  Александра Вампилова,Виталий Мельников решил обратиться к экранизации ещё
  одной пьесы этого драматурга "Утиной охоты".Режиссёр сразу определил для себя,
  что главная роль - инженера Виктора Зилова - в будущем телефильме сыграет Олег
  Даль.После двух лет ожидания Виталия Мельникова( режиссёра) наконец получил
  разрешение на съёмку,а вместе с ним - ряд рекомендаций от редакторов студии:
  ему было предложено сделать в картине акцент на антиалкогольной теме(проблема
  главного героя Зилова следовало увязать прежде всего с его пьянством)и усилить
  мотив дружбы персонажей,стремящихся помочь товарищу,который не щадит себя и
  "морально уничтожает" близких.По предложению редакторов картина получила
  название "Пока не поздно",впоследствии оно было заменено на "Отпуск в
  сентябре".
  Стремясь избежать чиновничьего контроля создатели картины выбрали местом
  съёмок Петрозаводск.Там планировали заснять не только натуру,но и интерьерные
  объекты,а также смонтировать готовый материал.По воспоминаниям режиссёра
  Виталия Мельникова,он опасаясь,что разрешение на съёмку может быть в любой
  момент отменено,до отъезда в киноэкспедиции не сообщал руководству,что главную
  роль решил предложить Олегу Далю:" Если раскроешь кандидатуру Зилова то
  раскроешь и всю идеологию будущего его фильма".В целях конспирации режиссёр
  даже не стал вызывать Олега на "Ленфильм" для кинопроб,а приехал на переговоры
  в Московскую квартиру актёра.Там после обсуждения организационных вопросов
  В.Мельников сообщил,что выезд в Петрозоводск намечен уже на следующий день.

  В Карелию вместе  с Олегом Далем вылетела и Елизавета Апраксина(супруга),
  постаравшаяся освободить Олега от бытовых забот.Как рассказывал впоследствии
  В.Мельников,"все эти дни и ночи в Петрозаводск он не переставал быть Зиловым".
  Он мог говорить о мелочах,шутить,отвлекаться,но он всё равно оставался
  Зиловым".
  Картина,работа над которой завершилась в 1979 году сразу после премьеры
  негласно вошла в список запрещённых фильмов и пролежала на "полке" восемь лет.
  Олег Даль успел посмотреть "Отпуск в сентябре" не закрытого показа,после чего
  в его дневнике появится запись:"Хорошо.Мой Зилов - хорошо.Ну,вот так пока".
 
  В феврале 1981 года Олег Даль отправил режиссёру В.Мельникову письмо с
  просьбой "прислать" если можно" подходящий материал для чтения на радио или
  работы на телевидении.На полях тетрадного листа актёр нарисовал человеческие
  следы,направляющиеся к могильному кресту.
  Режиссёр решил,что Олег Даль иронично напомнил ему о недавней роли(Ну,и
  зиловские шуточки).Через неделю пришла новость,что Олег Даль скончался. В
  Киеве.
  В 1978 году на Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов за исполнение роли
  Зилова Олег Даль был посмертно удостоен специального приза от Союза
  кинематографистов.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                11.03.2023


Рецензии