Тоска

Минули дни, а мне не жаль,
Что мы с тобой поодиночке.
Лишь мимолетную печаль
Ты прочитаешь между строчек.

И средь обыденных утех,
Для всех всю жизнь играем роли.
А я хочу бежать к тебе,
Минуя явки и пароли.

Я все сражаюсь ни за что!
И глупость правит моим балом.
Ведь что-то было? Но прошло...
И лишь одна тоска осталась...


Серия "Слова в спешке"
(старое)


Рецензии
Читаю с восторгом!
Мастерство на высоте!
Дальнейшего вдохновения Вам!

Наташа Корецкая   16.07.2023 08:43     Заявить о нарушении
Наташа, спасибо огромное Вам за Вашу высокую оценку!

Анастасия Мурая   19.07.2023 21:21   Заявить о нарушении
Общий анализ стихотворения
Тема и идея
Центральная тема — расставание и послевкусие ушедших отношений. Лирический герой осознаёт необратимость разрыва, но внутри него живёт противоречие: рационально он принимает разлуку («мне не жаль»), а эмоционально — испытывает тоску и невысказанную боль. Основная идея — конфликт между внешней адаптацией к новой жизни и внутренней неспособностью отпустить прошлое.

Настроение
Преобладает меланхолия с нотами горечи и самоиронии. Тональность двойственная:

сдержанная, почти стоическая в первых строках («не жаль», «мимолётная печаль»);

исповедальная и отчаянная в финале («сражаюсь ни за что», «глупость правит моим балом»).

Композиция и развитие мысли
Стихотворение построено на контрастах и движется от внешнего спокойствия к внутреннему взрыву:

Первая строфа — констатация факта: расставание произошло, герой пытается убедить себя в отсутствии сожаления.

Вторая строфа — контраст между социальной маской («играем роли») и подлинным желанием («хочу бежать к тебе»).

Третья строфа — кульминация: признание бессмысленности борьбы и итоговое ощущение пустоты («лишь одна тоска осталась»).

Жанр и форма

Жанр: лирическое стихотворение (исповедальная лирика).

Размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой (АБАБ).

Рифма: преимущественно точная, мужская и женская чередуются.

Строфика: три катрена по 4 строки.

Художественные средства

Антитеза (основной приём):

«не жаль» vs «мимолётная печаль»;

«обыденные утехи»/«играем роли» vs «хочу бежать к тебе»;

«сражаюсь ни за что» vs «глупость правит моим балом».

Метафоры:

«глупость правит моим балом» (жизнь как абсурдный карнавал);

«тоска осталась» (опредмечивание чувства).

Эпитеты: «мимолётную печаль», «обыденных утех».

Инверсия: «Минули дни», «И глупость правит моим балом» (усиливает драматизм).

Повторы и параллелизмы:

лексический повтор «я» («Я всё сражаюсь…», «А я хочу…») подчёркивает личностный характер переживания;

синтаксический параллелизм во второй строфе («И средь…», «А я…»).

Оксюморон: «сражаюсь ни за что» (борьба без цели).

Умолчание (многоточие в третьей строфе) — создаёт эффект невысказанности, незавершённости.

Символика и мотивы

«Обыденные утехи» — символ повседневной рутины, в которой герой вынужден «играть роли».

«Явки и пароли» — метафора барьеров (психологических или социальных), мешающих воссоединению.

«Бал» — образ жизни как театрализованного представления, где герой чувствует себя марионеткой.

Психологический подтекст
Лирический герой:

пытается рационализировать боль («не жаль»), но эмоции прорываются («мимолётная печаль»);

осознаёт неискренность социального поведения («играем роли»);

испытывает фрустрацию от невозможности изменить ситуацию («сражаюсь ни за что»);

приходит к горькому выводу: от прошлого осталась лишь тоска.

Вывод
Стихотворение передаёт универсальный опыт расставания: внешнюю адаптацию и внутреннюю незаживающую рану. Через контрасты, метафоры и исповедальную интонацию автор показывает, как человек борется с собой, пытаясь примирить разум и чувство. Финал открыт: тоска остаётся, но нет надежды на возвращение — лишь признание реальности.

Анастасия Мурая   02.12.2025 23:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.