Книга Екклесиаста. Стихотворное переложение

            Глава 1.

Сказал Екклесиаст: сует - всё суета!
И от трудов нет пользы человеку.
Проходит род, приходит род: и всё - тщета,
и лишь земля, что создал Бог, навеки.
Восходит солнце и заходит, но, крутясь,
спешит к местам, из них чтоб вновь явиться.
Меняет ветер север, юг, как бы кружась,
и на круги своя так возвратиться.
Хотя текут все реки в море, никогда
они его притом не сделают полнее:
вернётся заново к истокам их вода,
чтоб течь к морям, как прежде, и сильнее.
Всего пересказать не сможет человек,
услышать ухом, напитаться зреньем,
но уши и глаза не полнятся вовек.
И человек не удивит своим твореньем,
ведь нечто было, и не раз, давным-давно,
нет нового и в нашей жизни пёстрой.
Нет памяти о прежнем. Так уж суждено,
что нас забудут те, придёт кто после.
Вот я, Екклесиаст, замыслил всё познать
и испытать то мудростью под небом.
Занятие такое Бог решил мне дать,
сынам людским - чтоб упражнялись в этом.
И видел я под солнцем много разных дел,
немало их поставил под сомненье,
ведь знаний больше всех, кто до меня, имел.
Так понял я: то духа всё - томленье!
Безумие и глупость - это пустота;
не счесть в познаньях скорби и печали.
Увидел я: томленье духа, суета
нас ждут в конце пути, как и в начале.

           Глава 2.

Чтоб счастие познать, я сердцу моему
сказал: вот, поищу его в веселье, -
но глупый смех мне оказался ни к чему.
В вине тогда искать стал наслажденье,
хотя решил и мудрость в сердце придержать
и с глупостью не пожелал расстаться.
Как людям хорошо, хотел тогда узнать,
вкушать блаженство, жизнью наслаждаться.
Я сотворил вокруг великие дела,
дома возвёл, сажал сады и рощи,
настроил я прудов, чтобы вода была.
Скота в моих стадах имелось больше,
чем нежели у всех, кто правил до меня.
Завёл певиц для услажденья слуха.
Без жён своих и без наложниц я ни дня
не мыслил поддержать всю силу духа.
Со всех краёв и золота, и серебра,
сокровищ я собрал неисчислимо,
рабынь, рабов и слуг и всякого добра -
и стал богаче всех в Ерусалиме.
В веселье сердцу же не ставил я преград,
глазам дал всё, чего б ни пожелали,
ведь за труды, считал, достоин я наград,
и чтоб меня любили, ублажали.
Увидел я: глупцу ведь мудрый - не чета,
у мудрого глаза светлы и зрячи,
блуждает глупый же во тьме.
                Но суета,
пусты мои дела, коль посмотреть иначе.
И понял я, что участь ждёт нас всех одна,
с глупцом случится то же, что со мною:
мы все умрём, забудут нас, а все дела
под солнцем - то тщета, как дым, пустое.
Кому достанется всё то, что сделал я?
Глупцом иль мудрым будет мой наследник?
Прервётся мудрости, умения стезя -
и вырастет на смену мне нахлебник.
Стремленье сердца что даёт нам? И труды?
Ведь чаще - дни скорбны, работа - горесть,
конца заботам нет, плоды порой чужды,
а ночью - беспокойство, мучит совесть.
И понял я, что жизнь светла и широка
у тех людей, кто сам угоден Богу.
На всё есть воля Божья, есть Его рука,
всё остальное - дым, тщета, тревога.

          Глава 3.

Сказал Екклесиаст: событий всяких рать
и все дела в своё проходят время:
рождаться время есть и время умирать
во дни торжеств и беззаконий темень.
Есть сроки насаждать и время корчевать,
пора есть разрушать, но лучше - строить.
Когда грядёт война, придётся убивать,
нужней же - исцелять и страхи успокоить.
Смеяться время есть и даже поплясать,
бывает - сотрясаться от рыданья.
Разбрасывать каменья или ж собирать.
Искать своим проклятьям оправданья.
Пора выбрасывать, и время есть хранить,
терять и находить, осознавая.
Минуты помолчать и время говорить.
И надо ль обнимать, не размышляя?
Есть время и войне - и тем дороже мир.
Сшивать и рвать. Кого-то ненавидеть.
Иль Бога пригласить на свой любовный пир,
и завершить небесный ход событий.
Задал вопрос себе: что пользы от труда,
от тех работ, что Бог дал на мученье?
Господь что сотворил, прекрасно навсегда,
не можем мы достичь Его свершенья.
Узнал: иному человеку есть и пить,
весельем наслаждаться - это счастье;
другому - Бог же дал в трудах его постичь,
и в мастерстве Своё принял участье.
Познал: пребудет дело Божие вовек -
к нему ты ни прибавишь, ни отнимешь.
Я видел суд, где беззащитен человек,
где правды, справедливости не имешь.
Сказал себе: судить их будет только Бог -
злодея, праведника - там, на небе.
Что до людей - Всевышний в испытаньях строг:
скоту и им - один предсказан жребий.
Животных участь та же, что людей судьба,
дыхание у всех - в одном настрое,
из пыли Бог создал - и в прах ведёт тропа.
Труды же - суета, и всё - пустое.
Все будем там. Восходит ли наш дух наверх,
а у животного - нисходит в землю?
Попробуй-ка, проверь, когда весь свет померк,
и после смерти - духа мы не внемлем.
Итак, увидел я: пусть радуют дела,
и насладится всякий их плодами.
Ведь не покажет нам никто, где та скала,
с которой посмотреть: что вслед за нами?

           Глава 4.

Увидел я творимых притеснений зло,
под солнцем - слёзы, горько - угнетённым.
Подумал: умершим-то лучше повезло,
чем всем живым, и больше - нерождённым.
На стороне обидчиков - вся сила, власть.
Обиженным - не будет утешенья.
Успех в делах рождает зависти напасть
и суету, и духа всё томленье.
Глупец сидит, съедая собственную плоть,
рукой не двинет в постиженье цели
и думает: в безделье лучше одна горсть,
чем тяжкий труд, и руки чтоб болели.
Узнал, как плохо человеку одному,
коль у него ни сына нет, ни брата:
работе нет конца, не нужной никому,
богатство же - лишь в тягость, не отрада.
Вдвоём всегда надёжней в жизни и в пути,
коль упадёт один - другой его поднимет,
двоих труднее одолеть, как ни верти,
тройную ж нить - не скоро кто осилит.
В постели зябко одному, вдвоём - тепло,
познать придётся многим в жизни это.
Вот - умный юноша: от дел его - светло,
благи, кто следует его советам.
Тот юноша был раб, в темницу заточён,
но стал царём и миру стал угоден.
Иль вот идёт малыш, недавно что рождён:
кем будет он и славен ли в народе?
Разборчив будь, когда идёшь ты в Божий дом,
с глупцом не спорь, чуждайся пустослова,
чем жертву приносить, общайся с мудрым в нём,
ему внимай и слушай Божье слово.
 
           Глава 5.

Ты языком своим весьма не торопись
слова произнести пред вещим Богом:
на небе Бог, ты ж на земле проводишь жизнь,
и слов твоих пускай не будет много.
Коль Богу дал обет - исполни ты его
и глупому не будь ни в чём подобен,
притом не обещай, раз сделать ничего,-
и Бога не гневя,- ты неспособен.
Устам вводить себя в грехи не позволяй
и Ангелу не говори: ошибка!
С небес о манне тоже вволю не мечтай,
в пустых словах не допускай избытка.
Порой увидишь ты, как стонет вся страна,
как попраны права и справедливость,
как серебра кому-то не дано сполна,
и он в наживе потерял стыдливость.
Но ты не забывай, что кормит всех земля,
а едоков полно там, где богатство,
богатому покоя нет и не до сна,
работник сладко спит с любого яства.
Не всем богатство в радость, часто - и во вред,
жизнь тяжела, полно кругом трагедий.
Нагим явился человек на этот свет -
таким уйдёт: зачем труды на ветер?
И понял я, что лучше нам всем есть и пить,
в трудах счастливым пребывать на свете,
отмеренные Богом мирно дни прожить
и вечности венец достойно встретить.

          Глава 6.

......................................

          Глава 7.

Храни ты имя доброе, важней оно
богатств. День смерти лучше дня рожденья.
Для сердца лучше дом, где всем не всё равно,
печаль на всех одна. А времяпровожденье
в дворцах, ликуют где и бестолковый смех,
лишь сердце глупого одно взволнует,
и смех его, как полыхавших сучьев треск,
лишь жаром неразумности обдует.
Тесня других, мудрец лишается ума,
подарки портят сердце человека.
Надменность, гнев - в обители глупца их тьма,
а мудрого укор - отца опека.
Начало трудно дел, приятнее - конец.
Глупец сварлив, у умного - терпенье.
Что были лучше дни, не скажет вам мудрец,
а у глупца - совсем другое мненье.
Хорошее наследство, - мудрости удел, -
приносит пользу тем, кто видит солнце,
а ум хранит тебя от всех нечистых дел.
Святой, кто мудр: из Божьих он питомцев.
И счастье, и беду - всё Бог то сотворил,
нам не постичь Его всех намерений:
чтоб праведник погиб, злодей же - долго жил.
И кто исправит Божьих искривлений?
Я видел всякое в суетны мои дни;
узрел: не стоит мудрым быть чрезмерно
и строгим тоже, а зловредство - изгони,
и жизнь тогда продлится достоверно.
Нет праведника, доброго и без греха,
и человека, кто бы не злословил,
а жизнь твоя не будет столь уже плоха,
когда ты слушать станешь Божье слово.
Я много испытал. Хотел я мудрым стать,
но мудрость от меня пока далёко.
Невежество, нечестие пришлось познать -
и спрятал глупость я свою глубоко.
Нашёл, что горше смерти женщина, она -
силок, а сердце - сеть, оковы - руки.
Кто Богу мил - минует женщину сполна,
у грешника - страдания и муки.
Из всех мужчин лишь одного нашла душа,
а женщины сыскать - не получилось.
Бог создал правым человека, но, греша,
все люди не в те помыслы пустились.

*масть - благовонное масло

             Глава 8.

Кто всё нам разъяснит? Сравнится с мудрецом?
Как мудрость просветляет людям лица?
Коль мудрый царь, ему везёт всегда, во всём:
он Богу слово дал, Его боится.
Указ царя для всех людей - един закон.
Укажет кто царю, что он неправый?!
Кто мудр, исполнит так, чтоб не нести урон,
и заповеди чтить он будет здраво.
А делу всякому есть место и свой час,
и Божий суд, коль злодеянья тяжки.
Не знает ведь никто, что ожидает нас,
и от войны не будет всем поблажки.
Чтоб ветер удержать, не властен человек,
и смерти дня он тоже не минует:
ничто нас не спасёт, у каждого - свой век.
И видел я: под солнцем зло пирует,
и думает злодей, как жизнь его крута,
в руках - и власть, и он кругом в почёте!
Но умер - и забыт. И всё - лишь суета,
жизнь пролетела тщетно, мимолётом.
Порой дела худы, а суд весьма не скор,
и грешник не страшится, зло свершая,
стократно согрешит, живёт, как на подбор,
а праведника ждёт судьба иная.
Тогда и устремился сердцем я к тому,
дабы познать у мудрости пределы,
и понял я, что в нашей жизни никому
постигнуть не дано всей Божьей цели.
Ещё узрел, как много в жизни суеты!
И похвалил я пользу от веселья,
в трудах мы чтоб не знали только маяты
и в Божьей мудрости искали утешенья.

          Глава 9.

Дела все - в Божьей власти, всё - в Его руке.
И что нас ждёт, никто вперёд не знает.
Одна и та же участь, - близко ль, вдалеке, -
и доброго, и злого ожидает.
Под солнцем всюду и везде творится зло,
сердца безумия полны при жизни.
Однако же живым хоть в этом повезло:
надежда есть - жить хорошо до тризны.
Живой собаке лучше, мёртвому чем льву,
хоть он и станом, статью был повыше.
Живые ведь сейчас мечтают и живут,
а мёртвых же вовеки не услышат.
У них переживанья в прошлом, позади,
минули ненависть, любовь и страсти,
им не страшны ни снег, ни слякоть, ни дожди,
к заботам они больше непричастны.
Итак, с весельем ешь свой хлеб и пей вино,
когда дела твои угодны Богу,
и жизни радуйся с любимою женой,
коль Бог труды твои не судит строго.
Хотя вся жизнь твоя - пустое, суета,
что в силах делать ты - не бойся, делай,
пред Богом пусть она останется чиста,
и цвет одежд твоих пусть будет белый.
Ещё увидел я, проживши много лет,
что не всегда и храбрых ждёт победа,
проворным достаётся быстрый бег,
богатство - умным, мудрым - много хлеба.
У каждого своя судьба, назначен срок.
Как рыб улавливают в сеть, как птицы
летят в силки, так злой людей карает рок
врасплох, внезапно можно оступиться.
Иную видел мудрость я, что велика:
бедняк спас город малый от осады,
однако же потом забыли бедняка,
и нет ему ни чести, ни награды.
Сказал тогда я: тихий голос мудреца
слышней тупого властелина крика;
погибель ждёт народ, коль власть в руках глупца,
а мудрости заслуга многолика.

           Глава 10.

Как запах мёртвых мух стирает аромат,
и так же глупость, даже небольшая,
разрушит мудрости и чести весь расклад,
испортит шаг, хотя стезя прямая.
У сердца мудрого - разумный путь всегда,
глупца походка не имеет смысла.
Начальник коль разгневан твой - тогда беда,
угроза наказания нависла:
ты голову не прячь в песок, признай вину,
и твоя честность, может, и зачтётся.
Владыки зло творят у ереси в плену,
когда невежество цветёт под солнцем.
Я видел, как гарцуют на конях рабы,
князья ж бредут пешком, в пыли ступая.
Кто снёс ограду - жди змею, как рок судьбы.
Тот в яму упадёт, кто сам копает.
Поранить может сам себя каменотёс,
дрова колоть всегда весьма опасно:
когда тупой топор к руке твоей прирос,
то силы тратить будешь ты напрасно.
Во всех делах сноровку надо проявить,
а мудрость может многое исправить.
Зазря и злоязычный может укусить,
змея без заклинания ужалить.
Услада, благодать - у мудрого слова,
уста глупца - его же и погубят:
начало речи ты его поймёшь едва,
а вот закончит он совсем уж худо.
Известно мне: беда стране, где царь - юнец,
и где с утра едят и пьют вельможи;
и счастлива страна, чей царственный дворец
займёт лишь тот, кто знатен и надёжен.
А в доме, где лентяй, просядет потолок,
и то и дело протекает крыша.
Пиры для радости даны, для них - свой срок.
А серебро долгов закроет нишу.
Ещё совет: царя и в мыслях не злословь,
о богачах ты не болтай - и в спальне.
Вдруг птицы разнесут корзины твоих слов -
с крылатых что возьмёшь за эти тайны?!
 
            Глава 11.

Твой хлеб по водам непременно отпускай,
и он к тебе сторицею вернётся.
Ты семерым, имея лишнее, раздай:
не знаешь, ведь, чем завтра обернётся.
Так если облака наполнятся дождём,
наверняка, прольют его на землю,
а дереву, упавшему, всё нипочём,
и сеятель путь ветра не приемлет.
Не можешь ты познать всех дел, что Бог творит.
Как у младенца вырастают кости
во чреве матери. Но знай, что предстоит
тебе до вечера трудиться вдосталь,
когда посеешь утром хлеба семена.
Как сладок свет. Приятно видеть солнце,
когда с тобой дружны веселья времена.
Но то - пройдёт, и тьма тебя коснётся.
Пока ты юн, и сердце к радости влечёт,
так веселись и прочь гони сомненья.
Но помни: Бог за всё к ответу призовёт.
Всё - суета, пустое и томленье.

           Глава 12.

Ты помни с юных лет Создателя, Творца,
доколе не настали злые годы,
пока сомненья не охватят без конца:
"Я не хочу так жить, терпеть невзгоды!"
Доколь не потемнели солнце и луна,
и наблюдаешь ты воочью звёзды,
пока их туча не закрыла безо дна.
Придут же дни, начнут томиться дрожью
все стражники твои, а сильные мужи
совсем согнутся, и мельники не смогут
молоть, ведь мало их, хоть как ни дорожи;
смотрящие - не будут видеть много.
Потом запрутся двери, стихнут жернова
и станешь вскакивать от крика птицы,
замолкнут пения волшебные слова,
и брать высОты больше не случится.
Плоды рассыплет каперс, зацветёт миндаль,
потом кузнечик тяжестью нальётся,
и вот уж плакальщиц полно, вокруг - печаль,
и человек в дом вечный соберётся; -
пока не порвалась серебряная цепь,
не раскололась золотая чаша,
пока кувшин, что набирает воду, цел,
а колесу колодца слом не страшен.
Земною пылью, как и прежде, станет прах,
а дух обратно возвратится к Богу.
- Всё - суета сует, - сказал Екклесиаст, -
и всё - тщета, возня вокруг пустого.
Екклесиаст был мудр, учил он свой народ,
всё испытал, составил притч он много,
изящные слова выращивал, как плод,
а истины - написаны им строго.
Как иглы или гвозди - мудрые слова,
и составитель их - единый Пастырь.
Писанье книг - удел отнюдь не большинства,
а чтенье - утомительно для паствы.
Так, выслушаем мы всей сущности итог:
ты заповеди Бога - все исполни!
Ведь дело всякое на суд Бог приведёт,
хорошее, худое ли - всё вспомнит.

       ----------------


Рецензии
Сказал Экклесиаст: всё - суета сует!
Всё временно, всё смертно в человеке
От всех трудов под солнцем проку нет,
И лишь Земля незыблема вовеки...

Это первые строки Книги Екклесиаста написанной одним из лучших переводчиков нашего времени Германом Плисецким


Саныч Виктор   30.03.2023 20:05     Заявить о нарушении
Мне это известно, Виктор! Есть и другие авторы.
И разве запрещено или не рекомендовано делать что-то подобное другим?
Я не переводил Екклесиаста, у меня, как указано, стихотворное переложение строк из Библии.

Владислав Шапошников   31.03.2023 04:21   Заявить о нарушении
Владислав!
Я всегда относился с уважением к людям старающимся донести Библейское Писание до населения своим языком, в т.ч. стихотворным.
Просто Герман Плисецкий мой любимый поэт который более других задевал эту тему.
Успехов Вам!

Саныч Виктор   31.03.2023 14:12   Заявить о нарушении
А его стихотворение "Договор с людьми" - вершина его творчества.

Саныч Виктор   31.03.2023 14:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.