Тютчев и Достоевский

    Два имени, два великих человека, две ярчайшие звезды русской и мировой культуры, гениальные художники слова, вершинные явления человеческого духа и мысли... Может ли подобная характеристика, данная кому-либо из смертных, оказаться недостаточной, неполной, заниженной?! - Да! Ибо речь идет о людях, которые больше, чем люди, о гениях, которые больше, чем гении.

                Тютчев и Достоевский.

    Нечеловеческая мука бытия. Душа мира, распинаемая в бытии. Вот, что такое их творчество, они сами. Душа мира - Бог. Живущий и творящий в бытии. В шкуре человека Бог - больше чем великомученик, ибо существование Сущего в бытии есть нечеловеческая пытка, мука, непрерывная, в каждом мгновении текущего времени.

    Людей, какими бы гениями они не были, даже самых "не от мира сего", одно прикосновение этой пылающей бездны страдания - творящего в бытии Бога - мгновенно бы испепелило.

    Но и творить в бытии, не будучи человеком, Богу невозможно! Все бессмертные художественные произведения человеческого гения были созданы в Духе, в Боге людьми, в момент творения вырванными Творцом из мира и подъятыми Им до Себя, людьми, которые по возвращении обратно в мир с великими дарами, но опустошенные, сирые и несчастные, чувствовали себя, по словам Пушкина, меж детей ничтожных мира быть может всех ничтожней... до очередного вдохновения, Духновения, свидания с Богом.
    Гений - человек, живущий здесь, но творящий там. Тютчев и Достоевский - Бог, живущий и творящий здесь. Их жизни и творчество - непрерывно пылающая бездна страдания творящего в бытии Бога.

    Искупительной жертвы Христа недостаточно для нашего спасения (обретения жизни в Боге). Необходимо стать личностью. Становление личности - творческий мучительный процесс роста и закалки в горниле бытия и он немыслим, невозможен без Отца, принявшего в Себя все наши муки, страдания, радости земного существования, без Сущего, существующего среди нас и в нас, здесь, сейчас и всегда.

    Бог, творящий в человеческих рамках, прошедший  весь юдольный путь земного бытия от начала до конца человеком, не знающим, что он - Бог, и не сгоревшим в самом начале пути именно потому, что он - Бог.

    Не Богочеловек, который и среди мира был над миром, который, будучи и человеком, страдал только как Бог, который Сам не испытал, что такое грех. А человек, один из нас, грешный, мятущийся, несовершенный, страдающий... Человек в становлении... Че-ло-век!

    Но Творец в ипостаси творца всё же - Творец! Бог в ипостаси человека, не ведающего, что он - Бог, всё же - Бог!

    Если люди в большей или меньшей степени обладают способностью приспособиться к этому миру, то Совершенный Бог начисто (в принципе) лишен возможности приспособиться к несовершенному миру. И так как Ему не дано ни окончательно сойти с ума, ни окончательно погибнуть, в этом мире Ему остается только невыносимо страдать на грани человеческого безумия и гибели, сублимируясь в творчество.

    Тот же человеческий путь страстей, любви, отчаяния, веры, безверия, греха, покаяния... Только накал, напряжение - безмерно выше человеческих возможностей.

    Вот отчего творчество Тютчева и Достоевского столь труднодоступно, в высшей степени труднодоступно и для самых развитых духовно. Бог, говорящий на чуждом Ему, несовершенном человеческом языке, рискует быть не до конца понятым даже Самим Собой. Что же говорить о нас, людях?..

    Парадоксальный, часто косноязычный, неправильный, но глубоко волнующий, затягивающий в страшные бездны бытия ли, небытия ли, ввергающий читателя в муку, безумие, тьму человеческих отношений, приводящий к просветленным состраданием слезам, к красоте, любви , Богу язык - сам свидетельствует о Говорящем. Только человек так говорить не может. Так говорить дано одному Богу!

    Творчество Тютчева и Достоевского, равно как и их биографии, по сути - есть продолжение Библии. Не думаю, что им следует поклоняться - достаточно нашей любви и усилий проникнуть в их мир. А это труд всей жизни! В этом и заключается их миссия: побудить наши сердца к любви и труду. Не такова ли миссия и всего искусства?..


                P.S.
    Ни с чем не сравнимые боль и радость становления - вот, что могут дать и дают Создателю люди. Продолжившись в людях, Он обретает новое бессмертие, как и мы в наших детях. Совершенному так не хватает несовершенства, Всеведающему - наивности, Всесильному - слабости!.. И всё это Бог черпает в нас, щедро одаривая нас Своим, вернее, Собой.

    И что это, как не любовь взаимная, высокая, чистая даже в рамках смутного и беспощадного бытия?

9-11.02.2002

там - курсивом.


Рецензии