Наследница

«Наследница».

“The Heiress”.

Памяти прекрасной актрисы Оливии де Хэвиллэнд.
26 июля 2020 года в возрасте  104 лет умерла замечательная актриса Оливия де Хэвиллэнд.
Впервые увидел её  в «Капитане Бладе» в роли Арабеллы Бишоп ещё юношей.
Никакого впечатления.
Потом в «Унесённых ветром» по одноимённому знаменитому роману Маргарет Митчелл, который некоторые дураки-критики называли «американским «Войной и Миром»».  Трудно согласиться с этим, поскольку роман Митчелл читается без натуги и написан несравненно талантливей, чем занудливая и откровенно шовинистическая тягомотина Толстого.
Опять – никакого впечатления, поскольку там ей нечего было играть и ведущую роль Скарлет О'Хара блистательно исполняла очень красивая и незаурядная актриса Вивьен Ли.
Об игре которой один американский критик написал:
«Роль Скарлет исполняет очень молодая английская актриса, которая настолько талантлива, что могла бы быть некрасивой, и настолько красива, что могла бы быть бесталанной!»
Потом «Свет на площади», где она исполняет роль матери девушки с явным умственным нелоразвитием. Хорошая, профессиональная игра. Не более.

И самое последнее: «Наследница» по роману Генри Джеймса «Площадь Вашингтона».
К сожалению, этого романа Генри Джеймса не читал, хотя прочёл несколько других его произведений «Лицо в окне», «Письма Асперса», «Дейзи Миллер».
Настоящий большой писатель!

Вот, в фильме «Наследница» талант Оливии де Хэвиллэнд проявляется во всю силу. 
Вначале перед нами предстаёт робкая, застенчивая,  и весьма не избалованная вниманием молодых людей девушка. Да и красивой её не назовёшь. Явная жертва для любого проходимца-прощелыги, умеющего соблазнять и использовать женщин. И, поскольку она дочь весьма состоятельного папаши-врача, таковой вскоре появляется на балу, где она уныло сидит на стуле, безнадёжно ожидая КОГО-НИБУДЬ, кто пригласил бы её на танец, но молодые люди  даже не смотрят на неё.
И тут, как некий Херувим, появляется стройный, обаятельный красавец.
(Исполнитель роли соблазнителя Морриса – молодой Монтгомери Клифт).
Прямо ангел для измученной напрасными девичьими надеждами никому не нужной Золушки.
Как ДАЛЬШЕ развивается сюжет – понять нетрудно...  Этот красавец своим откровенным вниманием к «серой мышке», чья женственность и чувство зова к подходящему партнёру, годы подвергались унижению холодным равнодушием к ней этих самых «подходящих партнёров», разумеется, без малейшего труда привлекает к себе всю её пылкую натуру, естественно жаждущую любви КОГО-НИБУДЬ! А тут не «КТО-НИБУДЬ», а красавец-мужчина, на которого, и ЭТО ОНА ВИДИТ, засматриваются далеко неплатонически многие молодые и КРАСИВЫЕ женщины.
А ОН, подумать только, счастье какое,  всё своё внимание – К НЕЙ!!!
ЕДИНСТВЕННОЙ ЕГО ИЗБРАННИЦЕ!!!!

Но, когда младой кавалер является к её папе с просьбой отдать ему руку дочери, папаша, у которого «хорошие связи» в обществе и которому легко было «навести справки» об этом кандидате в зятья, отказывает «влюблённому»!
И лицо героини сразу меняется – это уже не серая мышка, почти смирившаяся со своей многолетней «НИКОМУНЕНУЖНОСТЬЮ», а амазонка – воительница за своё право на «ЛЮБОВЬ»!
Отец, мелкий домашний тиран, не любит её и не хочет дать ей благословения на, НАКОНЕЦ-ТО,  столь близкое и желанное счастье!
Отец пытается объяснить ей, что ОНА ЭТОМУ КРАСАВЦУ, ПРОТРАНЖИРИВШЕМУ КАПИТАЛ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ,  НЕ НУЖНА!!! Ему нужны её ДЕНЬГИ, как будущей НАСЛЕДНИЦЫ!
Что за лживые мерзости вешает ей на уши этот злобный тиран и эгоист, к несчастью, её отец???
Моррис её ЛЮБИТ и недаром просит её руки! Он НЕ Соблазнитель, а серьёзный муж, жаждущий жениться на ней! По любви и только по любви!!!
В общем, молодые решают БЕЖАТЬ в ближайшую ночь. Катерина, героиня, сообщает своему любимому, что у неё есть некий доход, оставшийся ей как наследство от умершей матери, на который они смогут прожить вполне комфортно. ХОТЯ, разумеется, ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ – это отец!!! Который, подумать только, какой негодяй, угрожает даже  ЛИШИТЬ ЕЁ НАСЛЕДСТВА, если она выйдет замуж за обожаемого Морриса.

Температура чуйств Морриса (Монтгомери Клифта) заметно холодеет, падая стремительным домкратом к минусовым, когда Катерина сообщает ему об этом гнусном намерении отца, но «Onia vincit amor -- Всё побеждает любовь», застилая и глаза и разум Катерины.

И вот ночь побега.
Собрав веши, Катерина напряжённо ждёт прихода любимого...
Ни в назначенный час, ни часом позже, ни двумя... «пылкий обожатель» ВООБЩЕ НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ!!!
Снова мы видим ещё одну Катерину...
Убитую наглой и откровенной подлостью человека, которого она ВПЕРВЫЕ ПОЛЮБИЛА и душой и телом. Чувствуется, что готова к самоубийству и лишь твёрдая, внезапно проснувшаяся воля и женская гордость удерживают её от столь соблазнительного шага.

Проходят два года и отец умирает, оставив ей всё наследство.
В Нью-Йорк, где и находится её дом на весьма престижной площади Вашингтона, из Калифорнии возвращается опять сильно «поиздержавшийся» Моррис, который быстро узнаёт о столь желанных переменах в статусе своей бывшей любимой...
И вновь заявляется к ней, навешивать ей лапшу на уши, будучи уверенным (СОВСЕМ НЕ БЕЗ ОСНОВАНИЙ!!!), что любящая женщина охотно поверит утешительному вранью, дабы, наконец,  слиться в экстазе с любимым.
И да, Катерина снова становится ТОЙ КАТЕРИНОЙ, готовой к побегу...
(Весь мой пересказ сюжета,  пересказом такового вовсе НЕ ЯВЛЯЕТСЯ!
Я пересказываю мысли и чувства Катерины такими, какими мы видим это на экране!)

И снова любимые договариваются бежать...
И снова НОЧЬ ПОБЕГА...
И любимый  с той же уверенной рожей проходимца стучится в дверь.
Катерина дома! Слышит его стук.. Слышит его недоумённые крики, переходящие в отчаянные вопли. Но ДВЕРИ ЗАПЕРТЫ!!!
На лице Катерины  твёрдая решимость их не открывать, несмотря на его мольбы.
ТЕПЕРЬ  ОНА -- ЛИЧНОСТЬ, чья базисная женственность, инстинкт будущей жены и матери, были грязно поруганы алчным мерзавцем!
На это – нет срока давности!
На это – НЕТ ПРОЩЕНИЯ!
Катерина тушит свет и отправляется в свою спальню...

Прекрасный фильм и прекрасная игра Оливии де Хэвилленд!
Миру праху большой и незаурядно талантливой актрисы...
И...
Она всё-таки ЖИВА!!!
5 III 2023


Рецензии