Суриков. Боярыня Морозова и Петр в Нарве. 6

начало: http://stihi.ru/2023/03/05/2093

Вновь вернемся к сюжету…Если проследить связанный с юродивым через непокорную староверку символ в верхнем левом углу картины, то это будут купола Чудова монастыря. Помним, что монастырь был воздвигнут митрополитом Московским Алексием на земельном участке, подаренном святителю исцеленной его молитвами в Золотой Орде женой хана, по имени  Тайдула.

"Ты ли тот, или ждать кого другого?" "Иди и скажи слепые прозревают, чего вам ещё надо..."

Через год после описываемых событий в Алексеевской каменной церкви Собора Чуда Михаила Архангела  будет крещен последний царь всея Руси из династии Романовых и первый Император Всероссийский. Но ни он, ни она еще не знают об этом…

Вернемся к картине Зауервейда «Сражение при Нарве». Итак Петру Великому тридцать два года. Он вознамерился сделать Россию великой морской державой. Но это будет потом. А пока, как кирпичик в это строение: осада и взятие Нарвы. Вторая картина. На месте Суриковского русского юродивого, столь же юродивые русские солдаты. Упившиеся вусмерть. Весь вид которых как бы молча противостоит сражающемуся с ними царю:

«И чем ты хочешь нас удивить? Нас победителей имеющих в награду за победу над врагом возможность получить добычу?»  Разве грабили бы и насиловали свой город эти солдаты? Кому бы в голову пришло такое?

Однако вернуться домой с законной добычей совсем другое дело, ведь, того что они добыли в энтих самых Европах дома-то нет. А рубят, так щепки летят…. К слову, многие противники русских обычно отмечают эту черту национального характера – непомерную удаль, бесшабашность, совсем  малоценным почитающую собственную жизнь. Ты видел такую жизнь. Любая смерть даст ей фору.

Тем временем, вернувшись к крестному знамению заметим: на месте православных куполов на второй картине что-то напоминающее перекладину виселицы, закрепленной на резной балюстраде, с перекинутой через рею веревкой.  То возвышение, сродни архитектурному украшению в виде балкона,  откуда вещают перед толпой ораторы занято не менее важным символом. Существует предание, что города в средние века отдавались воинам  победителям на разграбление на сутки-трое, потом все посягнувшие на чужое считались преступниками и вешались на городских стенах. Способно ли наказание остановить преступление? В городе Ругодива?


продолжение: http://stihi.ru/2023/03/05/2155


Рецензии