Суриков. Боярыня Морозова и Петр в Нарве. 4

начало: http://stihi.ru/2023/03/05/2051

И уже действие как бы переносит нас из центра Московского кремля  от Чудова монастыря, мимо которого движутся сани с опальной боярыней, к центру далекого отсюда города Нарва. Чудов монастырь,  напомним, по легенде воздвигнут во имя чуда прозрения от слепоты другой (иноземельной, можно так сказать) жены - старшей жены хана Золотой Орды Узбека.

Все далеко и в то же время все едино.

И Нарва  имела на Руси совсем другое название, до того как стали перениматься иноязычные наименования земель и городов. Ругодив - древнерусское название города Нарвы. Слово "Ругодив" состоит из двух корней - "Руго" и "Див", и обозначает соответственно ругов (прибалтийских славян) и их Бога (Дива, Дэва, Дыя). Следовательно, территория эта ассоциировалась бы у русских в прежнем поименовании города  со славянскими корнями местного населения, а никак не немецкой – Нарвой.

Итак, картина вторая: русские ведут Северную войну, рубят «окно в Европу». На полотне Александра Зауервейда «Сражение при Нарве»  Император Российский  запечатлен, как пишут критики, в момент сражения. Воин в схватке. То же русское безумие в глазах, та же страсть, состояние характеризуемое полной прострацией: «выпадение из себя». Но это безумие на каждой из картин совершенно другого рода. С одной стороны: по сути, единственный в своем роде случай за Северную войну, когда длительная осада закончилась успешным штурмом. Со второй стороны: успешный штурм по умолчанию имел катастрофические последствия для гарнизона и обывателей - не смотря на все усилия командования держать ситуацию под контролем. Город, разграбляемый неприятелем. «Не братья ли славяне пред вами?» Кто скажет братья? Чужая им Нарва… Лес рубят, как хорошо подмечено, щепки летят. И император - победитель во главе армии победительницы. Что может свидетельствовать ярче о происходящем?

Согласно легенде Петр Первый после усмирения своих  солдат отправился к  бургомистру Христиану Гетте, где царь  показал главе горда  свои окровавленные руки и заметил, что  кровь на руках полководца не шведская, не горожан Нарвы, а российских  солдат, которых Петр самолично  убил, застигнув их нарушающими его приказ щадить жителей. О том же свидетельствует еще одна легенда: увидав в одном месте несколько убитых горожан, царь поднял руки к небу и молвил: «в их крови я неповинен!»

Он, разумеется, не повинен, ибо армию свою привел в Нарву не затем чтобы убивать.Во всяком случае  горожан Нарвы.


продолжение: http://stihi.ru/2023/03/05/2093


Рецензии