Политическая медиариторика как новое направление

Введение
Необходимость осмысления риторического политического медиапространства  как  квинтэссенции современного политического контекста  сопряжена с все возрастающей персонификаций  медиапространства.  Антропоцентризм, главенствующий сегодня в гуманитаристике и, как следствие, в когнитивистике и  в медиариторике, обусловливает необходимость  исследования проблематики манипуляции политическими деятелями сознанием социума посредством  как вербального, так и невербального  инструментария,  объединяющего  весь спектр филологических специальностей и иллюстрирующего их полидисциплинарный характер.   Проблематика идеологического влияния на массы как никогда представляется актуальной в настоящее время,  политическая роль ораторской речи возрастает, что репрезентируют  яркие выступления таких лидеров европейской политической арены, как, например,  В. В. Путин, Л. Э. Слуцкий (в России),  М. Ле Пен, Ж.-Л. Меланшон, Э. Макрон (во Франции).  Цицерон подчеркивал, что «красноречие -  спутник мира,  союзник тишины  и уже хорошо организованного общества ( bene constituae ci –vitatis )  питомец»  (Ciceron) [11, С.208].
  Языковое качество подачи  материала, выразительность выступления политического деятеля наряду  с невербальными  средствами политической коммуникации  представляются чрезвычайно значимыми в плане  достижения персуазивности как конечной цели лидеров политических партий и формаций. Без технического овладения ораторским мастерством политическая карьера того или иного политика не представляется возможной. Ораторское искусство политического деятеля являет  собой особую форму идеологии с ярко выраженной социальной функцией, а именно ; агитационной, в связи с чем  роль  и значение политической риторики, ее эмпирико-прикладные задачи в становлении ораторства как одной из функций политики на современной мировой политической арене сложно недооценить.


Постановка проблемы. Теоретическая часть.
На определенном этапе своего развития риторика как наука об ораторской речи, трансформировавшаяся в теорию словесности, подверглась суровой критике в силу своего метафизического характера. В задачи риторики не входила проблематика моделирования ораторского мастерства как «слова публичного».  Как отмечает В. А.  Гофман, традиционная риторика не учитывала становление ораторского искусства как такового и не учитывала диалектику его форм: «Риторика отличалась некритическим, антиисторическим, априорным  характером. Отсюда все ее методологические грехи как теории; она строилась на метафизических и теологических предпосылках, либо оставалась на почве наивной эмпирики» [3, С. 19.]
Если риторика, понимаемая  вслед за  Г. Г. Хазагеровым как «ораторское искусство, воздействие на аудиторию с помощью слова»[10], то  политическая риторика, возникнув в Древней Греции, явилась  своего рода пластом   риторического учения, в задачи которого входило исследование  красноречия в сфере политики  наравне  с теорией политической речи как таковой, в рамках которой речь детерминируется как средство осуществления  государственной власти.  По мнению  В. А. Гофмана, «ораторские средства убеждения открывают путь к власти… побеждать и властвовать – цель ораторского воспитания, которое должно вооружить политического деятеля» [3,С. 29].   Известно, что еще Аристотель выделил совещательные, судебные и эпидейктические речи.  К примеру, политическая риторика Франции тяготеет к  эпидейктической модели и направлена  на объединение граждан с целью поиска общих ценностей, имеет место  своего рода  «аппеляция к единомышленникам».  В соответствии с теорией политической риторики,  речь политических деятелей подразделяется на государственную  и гражданскую (государственная включает в себя президентскую, парламентскую, правительственную и губернаторскую, гражданская, в свою очередь, включает в себя предвыборную и непредвыборную речь).
Так называемый процесс «риторического ренессанса», начавшийся  в середине XX века, в России  сопряжен  с именами таких исследователей, как С. С. Аверинцев, В. И. Аннушкин, М. М. Бахтин, Н. А. Безменова, Т. В. Бережная, П. Е. Бухаркин, Л. А. Введенская, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Т. Г. Винокур, А. А. Волков, А. А. Ворожбитова, В. П. Вомперский, Л. К. Граудина, Е. Н. Зарецкая, С. Ф. Иванова, А. А. Ивин, А. В. Козаржевский, Н. А. Купина, Т. А. Ладыженская, Ю. М. Лотман, Е. Н. Корнилова, Э. Лассан, Л. Г. Павлова, Ю. В. Рождественский.  В Европе возрождение риторики связывают с именами таких ученых и философов, литераторов и социологов,  как Э. Аронсон, Р. Барт, К. Бремон, У. Бута, Г. Вичелнза, А.- Ж. Греймас, Ж. Деррида, Р. Лахманн, К. Леви-Стросс, У. Манн, Л. Ольбрехт-Тытеки, М. Осборн, Дж. Остин, П. Серио, X. Перельман, С. Томпсон, Ю. Хабермас, У. Эко.
Неугасающий интерес к исследованию возрождения риторики   за последнее десятилетие в гуманитаристике обусловил появление такой социально-гуманитарной науки, базирующейся на постулатах медиалингвистики,  как  медиариторика,   то есть, частная риторика языка СМИ, разработанная в докторской диссертации  И. В. Анненковой  в 2012 году, а также в работах  В. И. Аннушкина.  Как  отмечает  И. В. Анненкова, «современные СМИ являются не только ретрансляторами тех ценностей, которые уже сложились и давно существуют в обществе, но и формируют новую ценностно-оценочную парадигму в сознании массового адресата. Это позволяет говорить о том, что такая деятельность СМИ должна быть рассмотрена как деятельность по конструированию картины мира, которую мы и называем медиакартиной мира»  [2,  C. 13 ].
 Т. Г. Добросклонская также подчеркивает перспективность медиариторических изысканий: «в условиях постоянного совершенствования информационных технологий, когда всё б;льшее значение приобретают устные формы речевого общения, причём не только на радио и телевидении, но и в сети «Интернет», демонстрирующей богатый выбор аудиовизуального контента, весьма перспективным представляются исследования в области медиариторики» [4, С.33].  Ученый отмечает, что медиариторика, «сосредоточенная на всестороннем анализе риторических особенностей звучащей медиаречи, с одной стороны, является частным разделом общей риторики, с другой – активно развивается как самостоятельная речеведческая дисциплина, что проявляется в растущем числе работ по соответствующей тематике, а также в организации научных мероприятий, объединяющих специалистов в данной области» [там же].
Наравне с медиариторикой и политической риторикой, в условиях  бурной медиатизации  современного политического контекста на авансцену медиаисследований все активнее выходит также и  медиалингвистика как наука о комплексном подходе к  изучению языка мирового  политического медиадискурса. Основопололожником медиалингвистики в России  является Т. Г. Добросклонская. Значительный вклад в становление данного направления исследований в гуманитаристике внесли  Л. Р. Дускаева, Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова и ряд других ученых.
Репрезентируя  стилистические особенности языка всего политического медиапространства,  медиалингвистика представляет собой прочную основу для комплексного, интегрированного исследования языка политической медиакоммуникации, и,  как следствие, способствует  появлению  такой    новой риторической дисциплины в гуманитаристике, базирующуюся на ее постулатах, как политическая медиариторика. Определение политической медиариторики как частной риторической дисциплины раскрывает потенциал медиалингвистики как науки, в рамках которой предполагается комплексный подход к исследованию языка медиапространства современной политической арены.
Политическая медиариторика  представляет собой новое направление исследований в гуманитаристике  и является частной риторикой языка политической медиа коммуникации. Предмет политической медиариторики – исследование  актуализации языка как разнообразных речевых практик в пространстве политического риторического  медиадискурса. Задачи политической медиариторики сводятся к следующему: моделирование  политического медиадискурса в актуальной медиасреде (медиапространстве), анализ политического медиапространства с применением основных категорий риторики и постулатов классического риторического учения, а именно:  интенции, элокуции, диспозиция, мемории, акции, то есть, по сути, анализ проблематики  агитации  и пропаганды в политической медиасреде, а также анализ языкового наполнения и  качества ораторской подачи материала, то есть, изучение вербального и невербального поведения лидеров политической арены, исследование специфики их идиолекта, а также моделирование  речевого портрета, репрезентирующего языковую личность политика.

Теоретические основы политической медиариторики детерминированы такими отраслями социально-гуманитарного знания, как, собственно, теория классического риторического учения (Аристотель, Цицерон,  Г. Г. Хазагеров, В. А. Гофман, В. И. Аннушкин), теория медиалингвистики (Т. Г. Добросклонская,  Л. Р.Дускаева, Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова), парадигмами дискурсивных исследований в языкознании, то есть, теорией когнитивной лингвистики в ее глобальном понимании,  а именно:  теорией современного  мирового политического  дискурса и политической коммуникации (В.З. Демьянков, Т.Г. Добросклонская,  Л. В. Минаева, С. А. Домышева, И. Дмитриева, С.Т. Золян, М.В. Ильин, О.С. Иссерс, Ю.В. Клюев, К.Б. Коктыш, Е.Р. Левенкова, А.А. Леонтьев, Н.А. Лукьянова, Л.В. Минаева, О.Л. Михалева, Е.Н. Молодычеко, Н.Н. Назарова, С. Н. Плотникова, Г. Г. Почепцова, О.Ф. Русакова, В.М. Сергеев, Г. Я. Солганик, К.В. Харченко, В. Е. Чернявская, А.П. Чудинов, В.И. Шалак, Е.И. Шейгал и др.; К. Берк, Р.М. Блакар, Д. Болинджер, П. Бурдье, Р. Водак, А.Грамши, Т.А. ван Дейк;  теорией дискурс-анализа (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, М.М. Бахтин, Э.В. Будаев, В.Г. Буданов, Н.Ю. Георгинова, Д.Б. Гудков, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, А.А. Кибрик, Ю.В. Клюев, И.М. Кобозева, Е.А. Красина, В.В. Красных, Е.С. Кубрякова, М.Л. Макаров, В.Л. Малахова, О.Л. Михалева, Л.В. Моисеенко, М.Ю. Олешков, Н.Д. Павлова, П.Б. Паршин, В.В. Петров, Е.М. Позднякова, Е.В. Пономаренко, З.Д. Попова, Ю.Е. Прохоров, О.А. Радченко, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, В.Н. Телия, Д.С. Храмченко, П.Н. Хроменков, В. Е. Чернявская, О.С. Чеснокова, А.П. Чудинов, Е.И. Шейгал и др.; Ф. де Соссюр, Э. Бюиссанс, Э. Бенвенист; Р. Барт, Ж. Бодрийяр, З.Вендлер, Л. Витгенштейн, Р. Водак, Дж. Гамперц, Э. Гоффман, Ж. Граймс, П.Г.Грайс, Т. А. ван Дейк, Ж. Деррида, Х. Закс, У. Кинч, Ж.-Ж. Куртин, Дж. Лакофф, Н. Дж. Лич, М. Минский и пр.; теорией политической метафорологии ( А.П. Чудинов, Э.В. Будаев), теорией современной интернет-коммуникации, медиатекста  и интернет-дискурса ( М.В. Ларионова, Т.Г. Добросклонская,  Т. И. Рязанцева и пр. ), теорией языка СМИ (российские ученые ;  Я.Н Засурский, Е.Л. Вартанова, Е.И. Пронин, Е. Е. Пронина, В.В. Кравцов, Т.Ю. Лебедева, французские эксперты ;   Ж. Сегела, А. Адари, Ж.-П. Бодуан ); теорией имиджелогии политических деятелей ( В.И. Ачкасова, Т.Э. Гринберг и пр). Лингвокультурологические теоретические основы политической медиариторики как науки об исследовании вербального и невербального поведения политического деятеля любого европейского  этноса  детерминированы современными  концепциями в исследованиях  ментальности и  национального характера этносов, разработанными   О. С. Чесноковой, Т.Ю. Загрязкиной, А. Павловской, С. Де Мадариага, Т. Зелдиным, Т.В. Лариной, Н. М. Фирсовой и пр.)
 В силу того, что  проблема восприятия ораторской речи напрямую зависит от формы, в которую облекаются выступления политических деятелей, оратор  выстраивает ход своих рассуждений  применительно  к аудитории. Элокуции как самой разработанной категории  риторического учения  в политической медиариторике отводится особая роль, так как предмет исследования элокуции  представляют собой фигуры речи и  тропы, придающие идиолекту политических деятелей   выразительность  и убедительность  за счет речевой формы,  в виду того, что   цель любого политика ; приход к власти и ее удержание. В своем труде «Риторика» Аристотель  подчеркивал значимость психологического контакта оратора с аудиторией, со слушателями, отмечал особую роль экпрессии и эмоционального воздействия, реализуемых успешным оратором. Ученый  акцентировал внимание на универсализме риторики, ее всеобъемлющем характере, проводя параллель с диалектикой : «обе они ( риторика и даилектика, ;прим. П. Л.) касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки» [1,С.1].
 Теория речевого имиджа политика, в свою очередь,  теснейшим образом связана с такими риторическими категориями, как пафос и логос. Данные категории классического риторического учения также составляют теоретическую основу политической медиариторики. Политическая медиариторика, изучающая различные жанры политического дискурса  в фокусе актуализаций упомянутых  риторических категорий, моделирует речевой  имидж (образ) политического деятеля.  Категория «пафос» связана с главной идеей, которую политик стремится донести; категория «логос» связана с выражением мыслей и уже  включает в себя элокуцию, то есть словесное выражение мыслей.
Под основной категорией политической медиариторики как нового направления исследования политического медиапространства понимается разноуровневый текст политической медиасреды, актуализирванный (репрезентированный)  в медийной или вербальной форме.  Под разноуровневым текстом политической медиасреды  понимается как  устное выступление политика (обращение к гражданам), зафиксированное на любом электронном носителе  (государственная или гражданская речь),  так и  любой напечатанный текст политического содержания современного политического медиапространства. Под политическим медиапространством понимаются самые разнообразные сегменты политических медиакоммуникаций, а именно: как  традиционные печатные СМИ, так и электронные версии газет (к примеру, во французском медиапространстве  французские периодические издания   «Lib;ration»  ,   «Le Parisien»,«Le Monde»,   «Ouest- France», «Canard Encha;n;», «Le Figaro») , а также такой чистый сегмент медиакоммуникаций, как    мультимедийные он-лайн платформы  политических деятелей (как, например, существующие в современной Франции платформа правого крыла «Le Rassemblement National», отражающая идеи М. Ле Пен, платформа левацкого толка  «La France Insoumise», манифестирующая идеи Ж.-Л. Меланшона, он-лайн ресурс «La Renaissance», платформа, репрезентирующая векторы центризма и идеи Э. Макрона и его сторонников).
          Разноуровневый текст политического медиапространства как основная категория политической медиариторики восходит к понятию медиатекста, введенного Т. Г. Добросклонской и Я. Н. Засурским. Под медиатекстом  Т. Г. Добросклонская понимает как и устное выступление, так и напечатанный текст.  Медиатекст представляет собой  «сложное многоуровневое явление, основанное на неразрывной связи вербальных и медийных компонентов» [4,С. 28], «актуализированное в определенном медиаформате и объединенное общим смыслом последовательное сочетание знаковых единиц вербального и медийного уровней»,  [5, С.30]. В концепции Я. Н. Засурского текст СМИ  ;  это «полифонический», «коммуникационный» продукт:   «текст обладает новыми возможностями: теперь это и звучащее слово, и изображение зрительное, и, конечно,  графика. Такая многоплановость, многомерность текста приводят к созданию действительно полифонического, коммуникационного продукта. В нашей науке анализ текста как универсального продукта массовой коммуникации в условиях конвергенции только начинается»  [8,  С. 3]. Отметим, что    «медиариторический подход к анализу звучащей медиаречи предполагает изучение таких стержневых для аудиовизуальной коммуникации понятий, как медиариторический стиль и образ коллективного/индивидуального медиаритора» [4,С. 32-33], что и репрезнтируется в образе политического деятеля, который  выступает в качестве медиаритора.

                Методология политической медиариторики
Синтез различных методов анализа,  то есть, интегрированный подход  к методологии исследования политических текстов того или иного этнического медиапространства  представляет возможным анализ  как идиолекта  и специфики вербального поведения акторов современной политической арены, так и стилистического наполнения и вычленения образного компонента политических  медиатекстов различного уровня  современного европейского медиапостранства, репрезентированного как в печатных версиях электронных газет, так и в устных выступлениях политиков и прочих сегментах СМИ.
Когнитивный подход представляется  основополагающим  в политической медиариторике в силу того, что в языке политической коммуникации   использование инструментов когнитивной лингвистики, а именно, вариаций современного  критического дискурс-анализа  как средства достижения  цели прихода к власти и ее удержания,  видится определяющим фактором  реализации  персуазивной стратегии политических деятелей (к примеру,  может быть применен критический-дискурс анализ Теуна ван Дейка и прочих западных когнитивистов).
Анализ образного компонента континуума политических взглядов в политической медиариторике  – креативная задача  полидисциплинарного уровня на стыке медиалингвистики, журналистики и когнититивистики .   Образный компонент как инструмент стилистического анализа в может быть исследован посредством метафорического уровня анализа политического медиатекста, а также  посредством фреймового анализа как  когнитивного  инструмента  работы с политическими медиатекстами. Согласно   М. Минскому, «фрейм это  –  своего рода структура данных для предоставления (отображения) стереотипной  ситуации [9]». Говоря о рациональности  использования категории фрейма в политической медиакоммуникации в целом,  Т. Ван Дейк и  В. Кинч отмечают, что «при  создании  образа политика вербальными средствами можно понимать под некоторым событием и некоторым реальным объектом фрейм, или контекстуальную модель»  [6,7] . При исследовании специфики ментальности этноса в политической медиариторике может быть применен лингвокультурологический  метод.


Выводы / Заключение
На современном этапе становления и развития европейского политического дискурса и политической коммуникации антропоцентрический подход видится одним из ключевых при анализе специфики политической риторики лидеров ведущих мировых политических формаций. Со времен Перикла в Древней Греции мастерство публичного выступления является определяющим  фактором в процессе завоевания и удержания власти. Медиариторический анализ политических текстов  современных  СМИ представляется важнейшим и актуальным в современной гуманитаристике, что способствовало возникновению нового направления исследований в современной гуманитаристики,  а именно,  такой частной риторики языка политической медиа коммуникации, как   политическая медиариторика. Политическая  медиариторика  представляет собой новое направление исследований в гуманитаристике со своим предметом , целями, задачами и методологией.
Методологию политической медиариторики представляется возможным применять  на примере анализа разноуровневых политических медиатекстов европейского  политического медиапространства.  Методы политической медиариторики были апробированы в процессе  работы с магистрами первого и второго годов обучения  в магистратуре при   преподавании дисциплины «Профессиональный иностранный язык  (французский)» на факультете мировой политики  МГУ им. М.В. Ломоносова, а также в ходе преподавания учебной дисциплины «Язык политики и прессы» на третьем и  четвертом курсе бакалавриата в 2019-2022 годах.
Политическая медиариторика, в задачи которой входит исследование специфики    политических медиатекстов  различного уровня, их  вербальной, невербальной составляющей, а также их стилистических  и лингвомедийных особенностей в условиях становления современных конвергентных медиа , а также когнитивный подход к анализу речи, реализуемый в современном  медиапространстве,  представляет собой одно из перспективных направлений современных медиалингвистических исследований.


Литература

1. Аристотель. Риторика. Перевод Н. Платоновой. – Санкт-Петербург, 1984. С. 1.
2. Анненкова И . В. Современная  медиакартина мира: неориторическая модель : лингвофилософский аспект .  Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Москва, 2012. – 60 с. 
3. Гофман В. А. Слово оратора: риторика и политика. М.:  Книжный Дом Либроком, 2021. – 230 с.
4. Добросклонская  Т. Г. Медиалингвистика. Актуальные направления изучения медиаречи. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 4.
5. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика : теория и методы. : Издательские решения, 2020. – 180 с.
6.   Дейк, Т. А. ван. Эпизодические модели в обработке дискурса // Т. А. ван Дейк. Язык. Познание Коммуникация. — М. : Прогресс, 1989. С. 68—110.
7. Дейк, Т. А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. — М. : Прогресс, 1988. Вып. 23.С. 153—211.
8. Засурский Я.Н.  Медиатекст в современных СМИ. Колонка редактора. Вестник Моск. Ун-та. 2005. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2 . с.3-6.


Рецензии