Предисловие к книге Женский портрет... 2023

ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ В СЧАСТЛИВОЙ РАМКЕ




ПРЕДИСЛОВИЕ.

Необычное название книги Ларисы Саевич  «Женский портрет в счастливой рамке» помогает читателю сразу настроиться на художественно-поэтическую волну. Семь разноплановых стихотворных циклов сливаются в красочную палитру всех оттенков жизни поэтессы, которыми ей удалось написать портрет нашей современницы, обрамленный разнообразием настроений, впечатлений и эмоций.

Я поэзией дышу,
Я вдыхаю воздух строчек,
Людям кажется – пишу,
А мне просто жить нет мочи
Без стихов.

Открывая книгу стихов автора, снимаешь покров с её души и один на один остаёшься с нею, обнажённой. Если тебе удаётся заглянуть в глаза души (произведений) - её зеркало и узнать какая она, расшифровать её потаённые замыслы, ты входишь в резонанс сотворчества. Ты чувствуешь её ранимую, трепетную, пульсирующую в унисон ударам сердца, сливающуюся в гармоническом ритме не только со своим сердцем, но и с сердцем всей Вселенной.

Держусь за облака,
А жизнь плывет под нами:
Столетья – берега
С годами – островами …

Творчество – это способ проживать разные ситуации, снимать стрессы, познавать мир и себя, проникая в свои глубины и глубины мира. Творчество – это возможность открыть свою душу, выставить на обозрение, пренебрегая всеми опасениями, ринуться в бездну неизвестности и непонимания или восхищения и поощрения. И всё это представлено в произведениях Ларисы Саевич в полной мере, благодаря ее литературному дарованию и неординарному таланту.
В. Боткин в своём письме пишет: «…всякое художественное создание есть отдельный мир, входя в который мы обязуемся жить его законами, дышать его воздухом». И вот тут то и проявляется наша практическая форма «творческого поведения» читателя.
Прежде, чем позволить читателю проникнуть в свой мир, автор уходит в «отпуск по уходу за душой»:

Вчера я написала заявленье
И ухожу с сегодняшнего дня
В бессрочный отпуск душеисцеленья …
Вы больше не удержите меня…

И только после этого она позволяет нам проникнуть в её внутренний мир, выставляя на суд нашего оценочного отношения исследователя, изучающего её произведения, своё творчество, свою душу. Это особый мир, мир, в котором всё своё: время, пространство, социальные, экономические и прочие закономерности: « Я рисую по белому белым, чистотою по чистоте …»
И, конечно же, психологический мир. Здесь не психология отдельных действующих лиц, которые создают психологическую атмосферу, разворачивая сюжет. Здесь свой понятный, выношенный, выстраданный и принятый мир, в котором свои законы и закономерности, соответствие которым тщетно искать в учебниках по психологии. Ещё Аристотель, в первом известном нам трактате, указывал на «самостоятельность» и «самозаконность» сферы поэзии. Богатая фантазия автора, огромный накопленный материал наблюдений в странствиях по более, чем семидесяти странам мира, разнообразный эмоциональный опыт дают возможность поэтессе самовыражаться в своих произведениях неординарно и самобытно. В её коллекции действительно «не счесть шедевров». Автор ими дорожит, потому что это не только поэзия, это - музыка, это - живопись, выражающие трепет каждого нерва души. В произведениях Ларисы Саевич присутствуют все переливы звуковой организации поэтической речи, благодаря которой она по-особому воспринимается и воздействует на сознание читателя. Это аллитерация, ассонанс, рифма, ритм. Поэтическая речь отличается от прозаической закономерной упорядоченностью звуковой формы и образностью смыслового наполнения. Лариса мастерски владеет всеми этими составляющими: ее поэзия изысканно расшита неожиданными образами и свежими, не сконструированными из уже придуманных ранее, метафорами. И, в то же время, стихи Саевич просты в понимании, читаются удивительно легко и приятно, несмотря на внутреннюю глубину и смысловую многослойность.

Оттенки жизни, представляемые нам автором радостные и грустные, оптимистичные и пессимистичные, согревающие надеждой и безнадёжные, вдохновенные и полные отчаяния, но каждый оттенок пережит и отражён по-своему ярко и необычно. Вот один из примеров:

Пляжный вернисаж – лучей игра,
Почерк гения в штрихах повсюду.
У мольберта: Гелиос, Сол, Ра,
Феб, Ярило… - псевдонимы Чуда!

Поэзия Ларисы Саевич преимущественно солнечная и многоцветная, несмотря на то, что  написана она при помощи диктофона и озвученного компьютера из-за тяжелого нарушения зрения автора. Её часто называют журналисткой и поэтессой, которая никогда не видела глазами своих строчек, ведь всерьёз писать она начала после трагического ДТП, приведшего к инвалидности.  Серьезная потеря зрения открыла в ней  в полной мере главную способность – ВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ, радоваться всему, что дарит жизнь и быть счастливой и благодарной.

Непросто жить, не видя цифр и строчек,
Не зная выраженья лиц и глаз,
Но видеть можно сердцем, знаю точно,
И добротою  тех, кто возле нас…

Однако, портрет современницы не был бы до конца достоверным, если бы был написан только светлыми, солнечными и яркими красками, если бы в нем не отражалась «гармония контраста» жизни любого человека. Лариса Саевич не боится добавления в «женский портрет в счастливой рамке» пронзительно страшных красок войны на ее родном Донбассе, горьких оттенков утрат и потерь.

Мы все, живущие на Донбассе, вздрагиваем отзвука грома, как от пикирующего бомбардировщика. Любой громкий звук, стук, щелчок напрягает. Дети сразу бросаются в подвалы или любое близко расположенное укрытие, взрослые напрягаются и бледнеют. Мы все «контужены войной», как пишет Лариса Саевич в цикле «Филология войны».

Навсегда разонравились залпы салюта,
Фейерверков заливисто-праздничный вой:
Страшных залпов реальных не сброшены путы –
Мы, дончане, контужены этой войной.

Она не может спокойно пройти мимо «пожара войны и ветра равнодушия», и поэтому напоминает всем людям мира:

Пожар всем миром можно погасить
Пока он тлеет – равнодушья ветер
Способен искры разнести, спалить
Все «хаты с краю», превращая в пепел.

Не просто наблюдая за происходящим, а переживая вместе со всем народом Донбасса и большой России все ужасы войны, поэтесса
задаёт поразительно точный вопрос: « На что ещё страна пойти готова, смотря на своих граждан сквозь прицел?».
Проживая день за днем все годы войны вместе со своим городом, Лариса не только ощущает себя его неотъемлемой частью, но и его боль, стойкость и отвагу частью себя в сплоченной общности со всеми мирными жителями и защитниками героического Донецка:

Город мой израненный, контуженный
 Просит: »Пить…» и мирно хочет жить,
Но Донецк – герой, красавец, труженик,
Ни войной, ни жаждой не сломить!
На прицеле у войны все жители,
Смертью взят «на мушку» каждый дом…
Только жизнь сильней, мы победители
Оттого уже, что здесь ЖИВЁМ…

Сила духа, святая вера в победу и историческую правду необходимости единения с большой Родиной звучат ещё убедительнее и достовернее из уст и души поэта, живущего внутри описываемых событий , становясь своеобразными поэтическими «боеприпасами»  - именно такое ощущение несут в себе недавние военные стихи автора «Победная весна», «Внутри войны», «Как трава, войной деревья скошены», «Знай своё место, тень!»:

История примером учит нас,
Ведь в мае взмыло знамя над рейхстагом!
Сомненья тени нет – победным флагом
Свободу встретит мой родной Донбасс.
Тень страшную отбросила война
На девять лет, зло взрывами грохочет,
Но без России жить Донбасс не хочет,
Хоть велика единства с ней цена…

На эти стихи уже в 2022 написана песня известным донецким композитором Е. Карабановым, а «Филология войны» и «Наш корабль тонуть не собирается» - незрячим композитором из Кузбасса И. Даутовым. Поэзия Ларисы Саевич очень песенная и часто привлекает внимание музыкантов разных направлений от классики (концертная сюита Чувств листая календарь и нескольких романсов«») до рока(«Не такие, как все», «Ночной обстрел» и др.).Поэтесса активно сотрудничает с современными композиторами не только Донбасса и Кузбасса, но и всей России. Музыкальность и разноплановость её стихов дала возможность новой жизни многим её произведениям на разных сценах, радио, телевидении и на просторах интернета.Недавними яркими примерами этого стали победа Ларисы Саевич во Всероссийском фестивале «Дары вдохновения» ВОС и присуждение песням на её стихи первой премии в декабре 2022, а также премьера нового романса «Лестницы любви» на большой сцене КСРК ВОС в Москве в феврале 2023, музыку написала московский композитор О.Валимова для творческого дуэта Заслуженного артиста России Алексея Волжанина и лауреата Международных конкурсов Ларисы Волжаниной.

Несмотря на разнообразие цветовой палитры и включения в неё темных красок войны и потерь, поэзия Саевич преимущественно оптимистична и окрашена в яркие цвета любви и дружбы, удивительных впечатлений светлых эмоций.
Редко кто имел возможность побывать в стольких странах, которые посетила Лариса Саевич. Масса впечатлений, эмоций, красок, звуков, понятий, устоев, сливаясь воедино, отражалось в строчках стихотворений. Невозможно было оставаться равнодушной в фейерверке красот. Они переполняли душу, и душа щедро делилась своими драгоценными сокровищами с читателями. Красочно, романтично выписано слияние двух стихий, которое на острове Родос называют «ПОЦЕЛУЕМ морей». В восприятии автора Средиземное спокойное море – невеста, а штормящее Эгейское – жених и… нам представлен неожиданный образный сюжет:

Но осенью снова сплетутся объятья,
Сольются их воды в экстазе страстей…
В фате облаков, в пенном кружеве платья
Невеста спешит на венчанье морей,

А страстный жених в фиолетовом фраке
Смывает преграду волной мощных струй.
Сам Гелиос счастья желает им в браке,
Скрепляет союз двух морей - поцелуй!

Путешествовать вместе с поэтессой на страницах этой книги не только интересно и познавательно, но и очень увлекательно. Её взаимоотношения с разными городами и странами похожи на взаимоотношения людей: всегда неожиданные, не похожие друг на друга, с разными характерами и настроениями, но всегда дружелюбные и наполненные любовью и благодарностью.

И какими бы не были оттенки жизни автора они все пронизаны Любовью. Если во всём мире нет ценности высшей, чем жизнь, то такой мир не имеет шансов к существованию. Но ценность есть, и это Любовь – содержание, для которого единственной, отвечающей ему формой является Слово. Слово способно преображать мир. И, зная это, автор своё поэтическое бытие соотносит с бытием человечества, с его проблемами и достижениями, что делает её более восприимчивой к событиям, ситуациям, мыслям и чувствам. Отражая восприятие мира в своих произведениях, Лариса Саевич формирует потребность в Любви, как высшей духовной ценности человечества, поэтому любовная лирика, на мой взгляд, является художественной вершиной прочитанной книги и духовно-эмоциональным стержнем замечательного творческого портрета настоящей ЖЕНЩИНЫ, которому заслуженно подходит «Счастливая рамка»».

Лиана Мусатова
Член Союза писателей России,
 член союза писателей Донецкой Народной Республики,
член Межрегионального союза писателей Донбасса.


Рецензии