До предела не доводи

ДО ПРЕДЕЛА НЕ ДОВОДИ

«В общем, известное дело,
Что у нас тобой впереди,
Не доводи до предела,
До предела не доводи».
(Владимир Шахрин).

 Начну, пожалуй, свое повествование с притчи Сиддхартхи Гаутамы (Будды) о золотой середине.

 «В начале своего духовного пути Будда практиковал суровый аскетизм. Однажды, когда он сидел под деревом и медитировал, мимо проходили два музыканта. Один из них объяснял другому:

 - Твоя ошибка в том, что ты вдаёшься в крайности! Струны твоего инструмента или слишком ослаблены, или перетянуты. Поэтому он звучит плохо. Найди золотую середину, чтобы твоя музыка зазвучала!

 Будда был потрясён, он понял, что эти слова предназначались ему! После этого случая он оставил суровые аскезы и стал вести умеренную жизнь. Благодаря такому подходу через некоторое время он достиг Просветления. Он стал Учителем и назвал свой метод самопознания Срединным Путём».

 В палате все были «на ушах». Мы вчетвером держали Эдика со всех сторон, для того, чтобы сестре удалось ему сделать инъекцию. Эдик плевался, кусался, называя всех вокруг сатанинской нечистью. Вязки не помогали, так, как он их рвал, в буквальном смысле. Кормить его было вообще сложнее. Он ел только с рук своей матери, убеждаясь, что в пище нет животных продуктов. Любое упоминание в палате больных о мясе, алкоголе и табаке приводило к громкой истерии Эдуарда. Транквилизаторы уже слабо на него воздействовали. Персонал его отгораживал ширмой от окружающих в палате. Но это вовсе не помогало и самим пациентам в палате. Круглосуточные крики и удары по кровати. Это было невыносимо. Но я нашел к нему подход. Очень просто. Как к маленькому ребенку. Нежность и обильное внимание. А внимание-то он к себе очень любил. Но это очень выматывало. Но это стоило было таких усилий, иначе он бы выматывал всех по ночам. Я с Романом, попеременно, дежурили у взрослого ребенка. Скорее это было не для него, а для нашего спокойствия и нервов. Для спокойного сна больных в палате. Но к такому состоянию Эдуард подвел сам себя. Нет, скорее не он, его мать с взращиванием из него идеала.

 Эдуард рос в неполной семье. Воспитывался его матерью, Лидией. Воспитание мальчика было, не сказать, чтобы суровым, но в конкретизированных рамках. Лидия была примерным христианином, с четкими религиозными границами. Строгая вегетарианка. В таком же духе она воспитывала сына.

 Эдуард стал круглым отличником не только в учебе, но и во всей, так сказать, его молодой жизни. Занимал первые места в различных учебных олимпиадах. Занимался спортом и игрой на скрипке. Также был веганом. Всегда угождал своей матери, причем, во всех отношения. Единственной его плохой чертой было критиковать своих сверстников за несерьезное отношение к учебе. Упрекал всех о поедании «мертвечины». Да, и внешне он был довольно симпатичным, что на него засматривались все девочки в школе. Он же смотрел на всех свысока.

 Подходило время выпускных экзаменов. Эдуард тянул на золотую медаль, на все сто процентов. Он был в этом уверен, и не представлял себе другого исхода. Но включилось большое «но»! На экзамене, по какому-то из математических предметов, Эдуард получает твердую «четверку». И это-то впервые в его жизни!

 Лидия возвращалась с работы. Как вдруг она заметила под ее балконом два служебных автомобиля: «скорая помощь» и, на то время еще, милиция. Медицинский автомобиль был реанимационный. С громким воем сирены он выехал из двора дома. Милиционер расспрашивал что-то у вышедших соседей и записывал в протокол. Лидия выскочила из своей машины. Она чувствовала, что происшествие касалось ее. Ее предчувствие не обмануло. От служителя порядка она узнала, что ее сын пытался покончить с собой, выбросившись с пятого этажа. Позднее стало понятно, что причиной шага к суициду стала та самая «четверка» по математике, не позволяющая заполучить золотую медаль. Ну, а далее: четыре операции на позвоночнике и операция на мозге.
К чему это привело, я уже описал вначале своего повествования.

 Думаю, не стоит дальше конкретики в этом рассказе. Словами Будды, Эдуард перетянул свою струну и порвал, перегнул палку, так сказать, по отношении к себе и жизни.

 Лидия глубоко пересмотрела свое отношение к воспитанию. Но это было уже поздно! Эдуарду ничем больше не помочь, кроме, как только, остаться для него мамой, словно для шестилетнего сына пожизненно.

 Ищите в себе «Срединный путь», чтобы не ослабеть, или не порваться. Не доводите себя до предела!

 P.S.
Имена изменены по этическим соображениям.

1 марта 2023 года.


Рецензии