Мысленный эксперимент

Поэтическая слава иррациональна и сродни мистификации. Поставьте рядом четверостишие именитого поэта и удачные строчки любого из стихирян - и положительно не будет никакого различия в так называемом "уровне". Причём по любому из аспектов, к которым приложимы объективные критерии. Но великий всё-таки остаётся великим. Наверно,  это  - предопределение.

В доцифровую эпоху у авторов было развлечение: слать в редакции под видом своих малоизвестные стихи великих поэтов. В частности, так развлекался молодой Максимилиан Волошин. Редакторы отвергали сомнительные тексты и доказывали, почему эти творения дилетантские, вторичные или даже бездарные. Но что из этого следует?

Вариант 1: редактор - тупица, начисто лишённый эрудиции, вкуса, понимания и чутья к прекрасному.

Вариант 2: в действительности "гениальность" - миф, как и пресловутое "качество стихов". Только магия имени поэта, его слава заставляет видеть в простых словах бездну высоких достоинств.

Предлагаю простой мысленный эксперимент: возьмите любой пушкинский текст и опубликуйте его под фамилией Кукушкин (Ватрушкин, Подушкин...) Сотрите из своей памяти славное имя. Есть все основания полагать, что теперь стихи произведут впечатление лёгкой болтовни, более или менее содержательной, иногда остроумной, не лишённой обычных недостатков, и уж точно ничем не выдающейся в океане лирических экзерсисов.

Поэтическое сообщество лично я уподобляю смешанному лесу. Он может состоять из дубов и берёз, елей и сосен, лип, клёнов, осин и много ещё чего.  Все деревья тянутся вверх, желая оттеснить конкурентов, превзойти их взять по возможности больше солнечного света. Но как выглядит лес, если отойти от него и взглянуть издали? Ровная полоса, растянутая по горизонтали. Нет такого дерева, чтоб на километр возвышалось над прочими.

Откуда же берутся "гении" и "великие" среди миллионов поэтов? Всё дело в базовых свойствах человеческого мышления. Человек всегда и везде предполагает иерархию, выстраивает общественную пирамиду. Для создания пирамид годится любой материал: это могут быть каменные блоки египтян или ацтеков, но в первую очередь  - сами по себе человеческие единицы. Во главе пирамидального государства - вождь, фараон, император или президент. Во главе церкви - папа римский, патриарх, муфтий или делай-лама. Во главе армии - генералиссимус или верховный. Даже жулики-финансисты, и те мыслят категориями пирамид. Разумеется, люди искусства никак не могли обойтись без собственной пирамиды. Все великие литературы имеют своего национального гения. Её величество иерархия!

01. 07. 2022


Рецензии
Интересное эссе. Не знала про то, что так развлекался молодой Максимилиан Волошин.
Спасибо!
Удачи и успехов!

Лира Югорская   19.11.2023 09:31     Заявить о нарушении
Меня всегда интересовала эта проблематика. И не только меня: вспомните булгаковского поэта Бездомного, страдающего от зависти к великому Пушкину. "Что особенного в этих словах?" - задаётся он вопросом, на который никогда не будет ответа.

Благодарю!

Дмитрий Постниковъ   19.11.2023 10:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.